Алина Валерьевна Хуснутдинова
методист
МБУДО «ДДТ» МО «ЛМР» РТ, г.Лениногорск
Сборник методических рекомендаций
СОДЕРЖАНИЕ.
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………….……………………………….……………
2. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ»………………………..………………………………………………..
3. РОЛЬ РОБОТОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………………..……
4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ……………………………………………………………………..…..
5. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….…….……………………
1. ВВЕДЕНИЕ.
Современные тенденции социально-экономического развития нашей страны, создание новых технических средств, повышение требований к научной и практической подготовке современного молодого человека влекут за собой новые требования и совершенно иные подходы к дополнительному образованию. На одно из первых мест выходит задача подготовки молодѐжи к научно-творческому труду, который будет способствовать развитию технического мышления будущих рабочих и инженеров.
Объединения технической направленности всегда отличались большой востребованностью со стороны подростков. Да и результаты их работы впечатляющие.
Данный сборник разработан с целью оказания методической поддержки педагогическим работникам, занятым в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности, в обеспечении благоприятных условий для развития технического творчества детей.
Задачами сборника являются:
– стимулирования создания в образовательных учреждениях условий для развития технических способностей детей;
– ориентации педагогов на организацию работы по профессиональному самоопределению обучающихся.
2. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ»
3D-моделирование — прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ. Моделируемые объекты выстраиваются на основе чертежей, рисунков, подробных описаний и другой информации.
Программа предлагает ознакомиться и получить практические навыки работы в среде 3D-моделирования для последующего проектирования и реализации своих проектов посредством технологий прототипирования.
Данные технологии рассматриваются на примере отечественной системы трехмерного моделирования КОМПАС-3D, ставшей стандартом для тысяч предприятий, благодаря сочетанию простоты освоения и легкости работы с мощными функциональными возможностями твердотельного и поверхностного моделирования. Она включает в себя графический редактор, большое количество библиотек стандартных деталей, средства трехмерного моделирования и подготовки управляющих программ для станков с числовым программным управлением.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Изучение технологий прототипирования обусловлена практически повсеместным использованием в различных отраслях и сферах деятельности, знание которой становится все более необходимым для полноценного развития личности.
Данная программа уникальна по своим возможностям и направлена на знакомство с современными технологиями и стимулированию интереса учащихся к технологиям конструирования и моделирования.
Педагогическая целесообразность данной программы:
– взаимодействие педагога с ребенком на равных;
– использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, следование принципу «от простого к сложному»;
– учет разного уровня подготовки детей, опора на имеющийся у обучающихся опыт;
– системность, последовательность и доступность излагаемого материала, изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
– приоритет практической деятельности;
– развитие в учащихся самостоятельности, творчества и изобретательности является одним из основных приоритетов данной программы
Цель: овладение навыками работы в программе KOMПАС – 3D, а так же геометро – графической подготовкой, которая поможет в усвоении различных предметов, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- систематическое изучение геометрических фигур;
- геометрические построения и преобразований;
- формирование умения сознательного и рационального применения компьютера в геометро – графической деятельности, способствующей повышению эффективности обучения;
- приобретение умений и навыков в решении геометрических задач в программе КОМПАС;
- усвоение функциональных понятий и приобретение графической, логической культуры;
- формирование знания структуры стандартов ЕСКД и умений пользоваться ими;
- формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к знаниям, процессу познания.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;
- развитие умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения геометро-графических задач.
Воспитательные:
- формирование мировоззренческих представлений о геометро-графической подготовке как части общечеловеческой культуры, о роли компьютерной графики в общественном прогрессе;
- стимулирование самостоятельности учащихся в изучении теоретического материала и решении графических задач, создании ситуации успеха по преодолению трудностей, воспитании трудолюбия, волевых качеств личности;
- подготовка школьников к активной, полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества, к продолжению образования;
- воспитание нравственных качеств личности: настойчивости,
- целеустремленности, творческой активности и самостоятельности, трудолюбия;
- организовать занятость школьников во внеурочное время;
- сформировать культуру общения и поведения в коллективе.
Отличительные особенности программы.
Настоящий курс предлагает нам роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых информационных технологий. На основании данного факта разработан элективный курс «3D моделирование», который включает в себя 5 разделов:
- основные понятия и интерфейс программы «КОМПАС»;
- моделирование на плоскости;
- создание 3D моделей;
- создание чертежей;
- обобщение знаний.
Знания, полученные при изучении данной программы, учащиеся смогут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам, презентации проектов по различным предметам математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
С целью развития технического и творческого потенциала личности ребѐнка, творческих и дизайнерских способностей обучающихся школьники создают трехмерные модели; работают с 3D принтером, развивают образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; развивают умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; развивают умения творчески подходить к решению задачи; стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка, способствовать развитию интереса к технике, моделированию. Данная деятельность имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
В результате обучения учащиеся осваивают:
– основы трехмерного моделирования;
– способы создания 3D моделей;
– конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
– программы для печати и обработки сканированного объекта;
– конструктивные особенности компьютерных программ;
– самостоятельное решение технических задач в процессе создания моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль);
– основные понятия «моделирование», «трѐхмерное пространство».
Учатся:
– создавать изображения из простых объектов (линий, окружностей и т. д.);
– использовать геометрические построения при выполнении чертежей ручным и машинным способом;
– выполнять основные моделирующие операции над объектами (создание, удаление, перемещение, измерение, масштабирование и т. д.);
– производить операции с размерами объекта;
– сохранять отдельные фрагменты (детали) для дальнейшего использования;
– работать по предложенным инструкциям, чертежам;
– применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием;
– излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
– представить и защитить свой проект;
– наблюдать и анализировать форму предмета (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технические рисунки.
При обучении используются познавательные методы: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов.
Таким образом, обучение творческому применению осваиваемых технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу обучающихся в области создания и редактирования трехмерных моделей и технологии создания 3D моделей, т.е. современных информационных технологий.. Создание творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать обучающихся на формирование способности к организации своей образовательной деятельности, готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
3. РОЛЬ РОБОТОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”
Л.Н.Толстой.
Образовательная программа по робототехнике – это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении обучающихся предоставлены Лего-конструкторы оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию обучающихся к получению знаний.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором технические объекты выполняют не только функции по обработке материальных предметов, но и начинают выполнять обслуживание и планирование.
Человекоподобные роботы уже выполняют функции секретарей и гидов. В настоящее время робототехника уже выделена в отдельную отрасль. Человечество практически в плотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Поэтому изучение робототехники и компьютерного программирования необходимо в образовательных учреждениях.
Цель: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робота Lego EV3, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить с основными принципами механики: конструкции и механизмы для передачи и преобразования движения;
– познакомить с историей развития и передовыми направлениями робототехники;
– познакомить с основным элементами конструктора Lego и способами их соединения;
– познакомить с основами программирования в компьютерной среде EV3;
– научить читать элементарные схемы, а также собирать модели по предложенным схемам и инструкциям;
– закрепить знания основных принципов механики;
– закрепить знания основ программирования в компьютерной среде EV3;
– научить устанавливать причинно-следственные связи и решать логические задачи;
– научить алгоритму проведения экспериментальные исследования с оценкой(измерением) влияния отдельных факторов, а также научить анализировать результаты и находить новые решения: создание проектов.
Развивающие:
– мотивировать к изучению наук естественнонаучного цикла: физики, информатики(программирование и автоматизированные системы управления) и математики;
– развивать образное мышление, конструкторские способности детей;
– развивать умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
– развивать словарный запас и навыки общения детей, умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
– ориентировать на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
– развивать умение довести решение задачи от проекта до работающей модели;
– развивать словарный запас и навыки общения детей, умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
– организовать занятость школьников во внеурочное время;
– прививать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, активность, стремление к достижению высоких результатов;
– сформировать у учащихся опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
– сформировать культуру общения и поведения в коллективе.
– организовать занятость школьников во внеурочное время;
– привить усидчивость, умение доводить начатую работу до конца;
– расширить область знаний учащихся о профессиях;
– научить корректно отстаивать свою точку зрения;
– воспитывать любовь к своему краю, стране, природе.
Отличительные особенности программы.
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LegoEV3 как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках робототехники. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания:
естественные науки: изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критерии в испытаний. Понимание потребностей живых существ;
технология (проектирование): создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов.
Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами;
технология (реализация проекта): сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
математика: измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положение м модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров;
развитие речи: общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе.
Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что объединение «Робототехника» формирует у учеников самостоятельность мышления и способность к самообучению. В основном, это достигается в творческом подходе к конструированию робототехнических систем, когда перед учеником формируется задача и различные способы ее выполнения, при этом на конструкцию, алгоритмы и реализацию не накладывается ограничений, таким образом ученик самостоятельно придумывает робота, а задача педагога: направить ученика к эффективному решению, минимизировав при этом свое вмешательство в сам процесс создания.
4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ.
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Среди них: исследователи в различных научных и прикладных областях; художники; специалисты по компьютерной верстке; дизайнеры; инженеры; разработчики рекламной продукции; фотографы и др.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики, видеомонтажа и трехмерного моделирования.
Задачи курса:
Обучающие:
- расширить представление учащихся о компьютерной графике, компьютерном дизайне и видеомонтаже;
- сформировать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
- показать многообразие форматов графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- показать особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики; методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели; способы получения цветовых оттенков на экране и принтере; методы сжатия графических данных;
- познакомить с назначениями и функциями различных графических программ, программ по трехмерному моделированию и программ для видеомонтажа;
- освоить специальную терминологию;
- развивать навыки компьютерной грамотности.
- освоить основные принципы построения трехмерных моделей.
Развивающие:
- развивать креативность и творческое мышление, воображение учащихся;
- формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
- предоставление возможности узнать новое в области компьютерной графики,
- дизайна и видеомонтажа;
- формирование представления о роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
- повышение общекультурного уровня учащихся;
- вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
- воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении
Учащиеся узнают:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
- восприятие цвета человеком;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- методы сжатия графических данных;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
- назначение и функции различных графических программ.
- понятие «дизайн», виды современной дизайнерской деятельности;
- основные приемы линейного и нелинейного видеомонтажа;
- особенности создания плакатов и буклетов на социальные темы;
Учащиеся научатся:
- выполнять графические работы в редакторах растровой и векторной компьютерной графики, Paint.Net, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, так же уметь создавать модели для ЗD печати, в Комnас ЗД, Blender, а именно:
- создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
- формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
- закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
- работать с контурами объектов;
- создавать рисунки из кривых;
- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
- получать объёмные изображения;
- применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
- работать со слоями в разных программах;
- создавать коллаж из нескольких изображений и фотографий;
- применять цветокоррекцию и фильтры;
- работать с инструментами выделения (выделение по периметру, по кругу,
- свободное выделение, волшебная палочка, лассо);
- работать с программами для трехмерного моделирования;
- разрабатывать правильную трехмерную модель, подходящую для печати на 3D принтере;
- выполнять основные операции над трехмерной моделью;
- освоят основные правила сохранения и области применения различных форматов;
- редактировать изображения и видеоролики, а именно:
- выделять фрагменты изображения с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
- перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
- редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
- сохранять выделенные области для последующего использования;
- раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
- применять к тексту различные эффекты;
- создавать нелинейные видеоролики с музыкальным сопровождением;
- редактировать отснятые на видеокамеру материалы и создавать компьютерные фильмы;
- применять теоретические знания для реализации творческих проектов. Разрабатывать и оформлять простейшие проекты полиграфической продукции и графического дизайна
- разрабатывать творческие видеопроекты в соответствии с заданными
требованиями.
- разрабатывать и оформлять собственные проекты потрехмерному моделированию.
Подростковый возраст является сенситивным возрастом для самоутверждения и поиска своего хобби в мире увлечений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии компьютерного творчества «Мегабайт» решает проблему профессионального выбора, т.е. направляет воспитанников на выбор будущей профессии. Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении компьютерной графики и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении.
Так же, программа направлена на решение социальных значимых задач, а именно воспитание моральных, нравственных качеств личности ребенка. В программе большое внимание уделяется решению профилактических задач по экологической, антитеррористической и антинаркотической направленности. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Adobe Illustrator, Adobe Photoshop в настоящее время, является самыми популярными графическими программами, а программа – Adobe Premiere Pro одной из наиболее популярных программ для видеомонтажа. Свою популярность они приобрели благодаря тому, что позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации и видео различной сложности. Графический редактор Paint.Net изучается как программа, подготавливающая к восприятию основных программ данного курса. Особое внимание в программе уделено 3D моделированию, это обусловлено нарастающей популяризации 3D печати и доступности данных принтеров в современных школах и учреждениях дополнительного образования. На основе данного курса учащиеся смогут с нуля научиться создавать трехмерную модель и самостоятельно вывести ее на 3D принтере.
Особенный интерес образовательной программы представляет интерактивность компьютерной графики, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа изображений динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать графические объекты с разных сторон.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является широкий охват вопросов, связанных с видами и возможностями компьютерной графики. Курс является необходимой базой для последующего освоения навыков трехмерной графики, верстки, предпечатной подготовки и профессионального компьютерного видеомонтажа.
5. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Научно-техническое творчество всегда связано с открытиями и изобретениями. Техническое творчество – это, прежде всего, средство воспитания, оно имеет большое значение для развития общества: начиная с воспитания гражданина и заканчивая научно-техническим потенциалом страны. У детей воспитываются такие важные качества, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремленность.
Научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности, которая является важнейшей составляющей образования.
Важно на занятиях педагогический процесс организовывать с учетом интереса каждого ребенка, его творческих и технических способностей. Создавать условия развития элементов технического творчества во время учебно-воспитательного процесса, методов творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. С помощью этих методов достигается творческое и техническое мышление и важные качества личности: познавательная мотивация, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и способность к сотрудничеству.
Необходимо на практических занятиях использовать такую форму организации работы, как конструирование по образцу. Обучающиеся анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей она состоит, порядок и приемы выполнения, последовательность сборки и отделки изделия. Обучение в данной форме обеспечивает в основном прямую передачу готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого обучающиеся узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования.
Моделирование – это вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты-изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник При моделировании из бумаги обучающиеся учатся работать с технологической картой (выполняют поэтапно сборку модели). Это развивает творческое отношение к конструированию: дети самостоятельно подбирают цвет, плотность бумаги, учатся переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинируют способы для достижения выразительности модели.
Оформляя результат своего труда, обучающийся должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит и ее практическое применение.