Юлия Викторовна Журавлева
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад» «Теремок»
город Болгар, Республика Татарстан
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Актуальность проекта
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
2.2 Задачи проекта
3. Целевая группа проекта
3.1. Объект проекта
3.2. Предмет проекта
3.3. Проектное решение
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Тип проекта
4.2 Сроки реализации проекта
4.3.Этапы реализации проекта
4.4 Методы обучения
4.5 Предполагаемые продукт проекта
4.6 Программируемый проект мероприятий
5. Планируемые образовательные результаты
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
7. Основные критерии и показатель эффективности реализации проекта
8. Предполагаемый результат проекта
9. Оборудование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыка помогает детям научиться выражать эмоции. Малыши становятся более открытыми и чувственными, реже скрывают свои переживания от родителей, что значительно снижает вероятность возникновения детского стресса. Благодаря музыке, развиваются творческие способности и детское воображение. Неважно, играет ли малыш на инструменте или просто слушает песни — в обоих случаях близкое «общение» с музыкой вдохновляет и воодушевляет на реализацию творческих порывов. Запоминая песни, осваивая музыкальные инструменты, дети развивают многие навыки, которые обычно тренируют с помощью комплекса упражнений. Формирование эстетического восприятия жизни. Наконец, очень важно просто дать ребенку возможность получать эстетическое удовольствие от прослушивания или исполнения музыки. Не забывайте, что музыка — искусство, а приобщать к нему детей необходимо.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально- эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально- ритмическими движениями. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. Игра на детских музыкальных инструментах- один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение- способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.
1.Актуальность проекта
Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний. Все профессии на свете являются нужными и необходимыми. Профессия всегда должна доставлять удовольствие и нравиться. Тяжело работать на работе, которая тебе не подходит. А если занятие нравится, то и дела будут спориться быстрее и легче. Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной. Любой труд будет по достоинству оценен, если вкладывать в него душу и стараться выполнять его качественно.
Я- работаю музыкальным руководителем и люблю свою профессию. Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия с детьми, готовит их к праздникам, проводит консультаций для родителей по вопросам музыкального воспитания и диагностику музыкального развития детей.
Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях, поэтому занимали довольно почетное место. История исполнительского мастерства прошла через многие века и стала одной из важнейших составляющих искусства и культуры. Да и сама музыка за это время претерпела много изменений, пережила рождение многих жанров, стилей исполнения, от классических до самых современных. В настоящее время музыка не стоит на месте, а развивается бурными темпами. Музыка превратилась в целую индустрию, при этом продолжают оставаться и классические музыкальные школы.
Музыка- это один из видов искусства, который состоит в умений подбирать звуки так, чтобы родилась мелодия, которую исполняют на специальных музыкальных инструментах или поют.
Музыкант- это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте.
Музыка с древних времен сопровождала человека, поэтому неудивительно, что профессий, связанных с музыкой, так много. Мир музыки настолько обширен, что найти себя в нем сможет каждый. Музыканты создают и исполняют музыку, поэтому профессионал будет востребован и в звукозаписывающей компании, и на сцене, и в детском саду. Одни выбирают путь создания музыкальных произведений и становятся композиторами, аранжировщиками, а для других важно музыку исполнять, поэтому они находят себя в музыкальных ансамблях и оркестрах. Руководят музыкальными коллективами дирижеры. Часто исполнение музыки сочетается с написанием и исполнением поэтических текстов, поэтому лучшие музыканты зачастую являются и поэтами, и вокалистами.
Музыкант, исполнитель музыкальных произведений или их создатель – человек творческий. Ему необходимо быть образованным, чтобы составлять конкуренцию в своей области. Знание нот, не гарантирует музыканту успех, поэтому нужно развиваться и совершенствоваться. Профессия «музыкант» подразумевает постоянное осваивание новых возможностей музыкальной техники. Музыканту необходимо умело сочетать в себе талант, трудолюбие и терпение, ведь карьера музыканта невероятно сложна, при этом она обладает почти не ограниченным потенциалом.
Данный проект составлен с учетом программных требований, возрастных особенностей и уровня знаний, умений детей данного возраста. В соответствий с требованиями ФГОС совместная деятельность прошла интеграции следующих областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
2. Цель и задачи проекта.
2.1. Цель проекта: помочь детям активно войти в мир музыки, познакомить детей с профессией и деятельностью музыканта, продолжить знакомить детей с музыкальными инструментами, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности, глубже знакомить с профессией музыканта.
2.2. Задачи проекта:
1.Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;
2. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
3. Познакомить детей с оркестровой музыкой и послушать живое исполнение оркестра, знакомить с оркестровым звучанием.
4. Приобщать детей к музыкальной культуре.
5. Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Обучающие задачи:
1. Формировать представления воспитанников о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о профессиях людей связанных с творчеством: музыканта, певца, танцора, композитора.
3. Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых.
Развивающие задачи:
1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
2. Развивать интерес к самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.
3. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий.
2. Воспитывать интерес к детским музыкальным инструментам, желание
научиться играть на них, приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
3.Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
3. Целевая группа проекта:
3.1. Объект проекта: музыкальное воспитание
3.2.Предмет проекта: формирование интереса к профессии музыканта.
3.3. Проектное решение:
3.4. Целевая аудитория: В проекте участвуют воспитанники ДОУ и их родители (законные представители), педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения и педагоги и ученики музыкальной школы.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1. Тип проекта: долгосрочный.
4.2.Сроки реализации проекта: 1 месяц
4.3.Этапы реализации проекта:
№ п/п | Название этапа | Сроки реализации | Место проведения | Ответственные |
1 | Подготовительный | 1 неделя | Музыкальный зал | музыкальный руководитель, воспитатель |
2 | Основной, организационно-практический | 2 и 3 неделя | Музыкальный зал,музыкальная школа | музыкальный руководитель, воспитатель, родители, педагоги и ученики музыкальной школы. |
3 | Заключительный | 4 неделя | Музыкальный зал, музыкальная школа. | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, педагоги и ученики музыкальной школы. |
4.4. Методы обучения: Наглядные и игровые методы в сочетании со словесными, беседа, обращение. Вопросы к детям и задания, объяснение, указания, напоминания, оценка детской деятельности. Использование ИКТ (презентация).
4.5. Предполагаемый продукт проекта:
1.Знакомство детей с профессией музыканта.
2.Формирование чувства уважения к профессии музыканта и любви к музыке.
3.Развитие творческой самостоятельности.
4.6. Программируемый проект мероприятий
№ | Комплекс мероприятии | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | ||||
1 | Подбор литературы по музыкальному воспитанию. | Музыкальный зал, группа. | 1 неделя | Музыкальный руководитель, воспитатель ДОУ, родители. |
2 | Подготовка материала для ознакомления родителей с профессией музыканта. | |||
3 | Проведение консультации с родителями по музыкальному воспитанию. | |||
4 | Подбор музыкального репертуара для занятии | |||
5 | Подбор видеоматериалов и создание презентаций. | |||
6 | Приобретение необходимого материала для изготовления наглядных пособий и для изготовления шумовых музыкальных инструментов из бросового материала. | |||
Этап 2 | ||||
7 | ОД: Ознакомление детей с профессией музыканта. | Музыкальный зал, группа в ДОУ,музыкальная школа. | 2 и 3 неделя по 22.11.2019. | Музыкальный руководитель, воспитатель, родители, педагоги и ученики музыкальной школы. |
8 | ОД: Просмотр презентации на тему: «Великие композиторы», «Оркестр». | |||
9 | ОД: разучивание игре на музыкальных инструментах. Постановка музыкального номера. | |||
10 | ОД: Мастер класс для родителей и детей. Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала | |||
Этап 3 | ||||
11 | Экскурсия в музыкальную школу. Концерт оркестровой музыки. | Музыкальная школа | 4 неделя | Музыкальный руководитель, воспитатели ДОУ, педагоги и ученики музыкальной школы. |
12 | Проведение совместного концерта в музыкальной школе. Выступление с музыкальными номерами. | Музыкальная школа. | Педагоги ДОУ и музыкальный руководитель, родители, педагоги и ученики музыкальной школы. |
5. Прогнозируемые социальные эффекты:
Заключительным творческим мероприятием проекта является совместный концерт в музыкальной школе, с подготовленными музыкальными номерами.
Программа мероприятий соответствует целям и задачам освоения программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
– Развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми, самостоятельности;
– Воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной ответственности ;
– Воспитывать уважение и любовь к музыке, к профессии музыканта;
– Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов.
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Организационные | Карантин по болезни детей | Перенос даты проведения |
Финансовые | – | – |
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
Усвоение воспитанниками определенных музыкальных знаний и умений в играх, песнях и танцах; развитие музыкально-ритмичеких способностей, познавательных интересов в процессе ОД; связь учебного материала с жизненным опытом детей; степень утомляемости детей во время образовательной деятельности; характеристика дея-тельности детей на ОД (интерес, активность, пони-мание материала и его значения); уровень подготовленности педаго-гов к ОД и методика проведения ОД. | положительная оценка (поощрение) во время беседы с детьми на ОД, во время режимных моментов не только правильного ответа ребенка, но и анализ того, как ребенок рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; положительная динамика должна аргументироваться по ряду параметров: – правильность, -самостоятельность, – оригинальность; | ЭУ = Nу . 100% . Nобщ. = ?% Nу – число положительных ответов детей во время беседы. Nобщ. – общее число детей группы. Если эффективность ОД 75-80% – ОД отличный. Если эффективность ОД 65-76% – ОД хороший. Если эффективность ОД ниже 65% – ОД удовлетворительный. |
8. Предполагаемый результат проекта:
1. Пробуждение в детях интереса к музыке, композиторам, игре на музыкальных инструментах, к профессии музыканта.
2. Привлечение к совместной работе родителей.
3. Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Научиться слаженному исполнению в оркестре.
5. Пробудить осознанное желание к самостоятельному музицированию.
6. Умение различать на слух музыкальные инструменты, самостоятельно их классифицировать.
9. Оборудование: Видео и аудио материалы, музыкальная аппаратура, ИКТ оборудование, ноутбук, набор детских музыкальных инструментов, набор предметов для самостоятельного изготовления музыкальных инструментов из бросового материала, ритмические палочки, ритмические кубики, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, плакаты «Инструменты симфонического оркестра» и портреты композиторов.
Заключение
Данный проект способствует сплочению детско- взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказывает благоприятное влияние на всех участников проекта. Перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали с интересом относиться к музыке, сформирован устойчивый интерес к профессии музыканта, пению, игре на музыкальных инструментах.
Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует приобщению детей к музыке, развитию духовности и нравственности, воспитанию уважения и любви к современной музыке, игре на музыкальных инструментах, к профессии музыканта, композиторам
Таким образом, созданные по ходу мероприятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, к созданию интереса ко всем видам музыкальной деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.
И в будущем, я буду знакомить детей с профессией и деятельностью музыканта, с музыкальными инструментами, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности. Многие полюбят музыку и будут ею занимаются, но самые терпеливые и трудолюбивые станут настоящими музыкантами.
Список использованной литературы
- Косина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон». Часть II. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. – Н.Новгогрод, 2005.
- Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки (звукозапись): конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» – М.,2000
- Радынова О.П, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» – М.2000.
- Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить» – М.,1996.
- Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности», Музыкальный руководитель.- 2009.
- Тютюнникова Т.Э. “Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение”. Москва, 2004.
- Н. Кочаловская. “Нотная Азбука”. Москва. 1990.