Тузова Людмила Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, поселок Красный Ключ
Цель:
- Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
- Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
1.Теоретическая часть (предварительная работа, на педчасе).
Типы связной речи. Рассуждение, повествование, описание.
Современные образовательные технологии
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
II.Практическая часть.
Деловая игра для педагогов (на следующем педчасе или педсовете).
Нашу игру предлагаю провести в виде соревнования двух команд. Итак, представляю команды. Команда «Пословицы» и команда «Скороговорки».
Прошу командам поприветствовать друг друга.
– Уважаемые команды, напоминаю правила нашей игры:
– уметь слушать других;
– вырабатывать общее решение вопроса;
– принимать активное участие в игре;
– соблюдать культуру речи и тактичность;
– придерживаться отведенного регламента;
– Итак, мы начинаем!
Задание №1: Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда – тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот – золотой рот (Германия) /Слова – серебро, а молчание – золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Задание №2: объясни выражения
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание №3: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки – Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
Задание№4: решение кроссворда «Развитие речи» на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
По горизонтали:
1. Сообщение, в котором факты следуют один за другим- повествование
2. Литературное произведение для пересказа-сказка
3. Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию-указание
4. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек –образец
5. То, что служит основой рассказа по памяти.-опыт
6. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений –драматизация
По вертикали:
1.Изложение прослушанного произведения – пересказ
2.Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи.-рассуждение
3.Связное развернутое изложение какого-либо факта- рассказ
4.Сообщение о фактах, существующих одновременно-описание
5.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения.-вопрос
6.Тип связной речи-диалог
7.Прием, который позволяет оценить детский рассказ- анализ.
Правила для смелых и упорных педагогов
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.