Нуртдинова Чулпан Мирхатовна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №14», город Нижнекамск
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие Федеральных Государственных Cтандартов III поколения – важный этап преемственности детского сада и школы. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передач детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на те знания, умения и навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В.А.Сухомлинский)
Проблема преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определённый объем полученных знаний и умений. На вопрос: «Каким вы хотели видеть выпускника детского сада?», мы, учителя начальных классов, часто отвечаем «хорошо читающего», «знающего состав чисел», «умеющего решать логические задачи», « умеющего составлять рассказ, пересказывать». Тем самым, уже на входе в школьнуюжизнь предъявляем к детям завышенные требования.
Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как русский язык, математика, окружающий мир. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Готовность детей к обучению в школе.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждениям и школой ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев.
На нашем микрорайоне расположены три дошкольных учреждения: № 27, 33, 40, в основном все воспитанники этих детских садов поступают в нашу школу. Также есть дети из 13,14,15,1 детского сада. Во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, коллектив дошкольных учреждений и лицея стараются создают все условия для успешной адаптации младших школьников.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2) адаптация первоклассников к условиям обучения в начальной школе;
3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий дошкольных образовательных учреждений.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению. Во время семинаров мы видим прекрасные занятия Воспитателей, где они включают в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, таким образом формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Мы, учителя начальной школы для адаптации используем игровые приемы, часто применяемые в детском саду; но должна признать проблему недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу: у нас программа, мы не успеваем, нам нужно дочитать, дописать, закончить… Тем более мы ничего не задаем на дом, наши первоклассники портфели оставляют в классах, забирают их только на выходные. А нам нужно выполнить учебную программу. Такая резкая перемена основного вида деятельности может привести к стрессу и к дезадаптации детей.
В нашей работе сложился определенный опыт связи детских садов и школы. Работа ведется по трём направлениям:
- тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы;
- непосредственное сближение дошкольников и первоклассников;
- работа с родителями.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Из опыта работы
В нашей школе проводятся следующие формы осуществления преемственности с педагогическими коллективами:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, осмысление их преемственности;
2. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ом класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы .
3. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками,
4. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности;
5.Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
6. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.
7. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др.
8. Семинары, мастер- классы;
9. Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
10. Проведение диагностики по определению готовности детей к школе; мы в 1 классе в начале учебного года тоже проводим входную диагностику. В этом году некоторые дети даже говорили, что такую же работу выполняли в д.с.
11. Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
12. Педагогические и психологические наблюдения.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (платные курсы в течение учебного года по субботам) и бесплатные в феврале-марте. (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; проводятся совместно спортивные мероприятия «ЗАРНИЦА», «ВЕСЕЛЫЕ страты»
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и учился на пятёрки, и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно танцевал. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Но родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка.Не секрет, что мы, родители, вынуждаем ребенка заниматься тем, чем он не желает, только для того, чтобы осуществить свои собственные несбывшиеся мечты.
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары- практикумы. Мы, учителя, проводим первые родительские собрания в октябре (с родителями детей платных групп), в феврале месяце с родителями будущих первоклассников. Консультируем родителей по подготовке детей к школе, даём рекомендации. Проведение мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы. Все эти мероприятия способствуют безболезненной адаптации первоклассников к школьной жизни.
Если сравнить ожидаемые результаты портрета выпускника детского сада (активный, любознательный, ответственный, инициативный) и портрет выпускника начальной школы сильно друг от друга не отличаются, только дополняют друг друга.
Безусловно, ведётся огромная работа нашего коллектива и детских садов по преемственности. Есть также проблемы. Хочу обратить внимание на несколько проблем, которые я лично замечаю при наборе первоклассников:
Первое, сильно затрудняют нашу работу неорганизованные дети, которые не посещали дошкольные учреждения. В классах имеются по 2-3 таких детей. В этом учебном году даже одного ребенка первый раз привели 2 сентября во время линейки. Второй появился после двух недель обучения. И никакой подготовленности к школе говорить не приходится, помощь со стороны родителей полностью отсутствует. Ты – учитель, что хочешь, то и делай.
Второе, выявление детей с задержкой психического развития и с ОВЗ уже в дошкольных учреждения и направление их к специалистам; проведение заседаний ПМПК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, методисты, завучи). Некоторые родители не знают или делают вид Что не знают проблемы детей в развитии, в психологическом плане. Говорят, в садике все было нормально, никаких претензии не было, таким образом, снимают с себя ответственность. У нас состоится первая ПМПК в ближайшее время. Очень болезненный вопрос для родителей, сразу начинают «мой ребёнок не дурак». Это вы не компетентный учитель. Тяжело очень донести до родителей, что нужна помощь специалистов, что мы учителя, и такую помощь оказать им не сможем.
Третье, трудности в логопедическом плане, некоторые дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения, несформирован языковой анализ и синтез. Психологи считают, что на успеваемость в школе влияют более двухсот факторов, но существует фактор №1,и Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Если ребёнок неправильно произносит звуки, это однозначно приводит к затруднениям в учёбе. В прошлом наборе я у 4-5 детей в классе не понимала речь с первого раза. В этом наборе по лучше, в основном звук эр, и у одной девочки не невнятная речь, торопится. проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, Занятия с логопедом-дефектологом, восстанавливают работу речевого аппарата и уберут ошибочные действия ребенка во время говорения. В подготовительной группе обязательно нужно указать родителям о речевых проблемах ребенка, не упускать время, рекомендовать, настаивать решить эти проблемы до поступления в школу.
Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Нам, педагогам начальной школы, необходимо обеспечить ребёнку поддержку на этапе этого перехода и создать все условия для адаптации первоклассников.
- Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- За год до поступления детей, администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течении учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за ними, общается с ними.
- Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.
- Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
- Планируется проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы.
. Для успешного осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы: – взаимопосещение занятий учителями и воспитателями, анализ дидактических мероприятий; – индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми; – изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка; – совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе. Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье. Следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с ребёнком дома, помогайте к словам-предметам подбирать слова-признаки, это делает речь более выразительной. Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу; учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
На нашем микрорайоне расположены три дошкольных учреждения: № 27, 33, 40, в основном воспитанники этих детских садов поступают в нашу школу. Во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, коллектив дошкольных учреждений и лицея создают все условия для успешной адаптации младших школьников. Работники дошкольных учреждений хорошо знают требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовят старших дошкольников к систематическому обучению.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.
Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.
Формы преемственных связей.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;
2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.
5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Из опыта работы
В нашем детском саду проводятся следующие формы осуществления преемственности:
- Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- За год до поступления детей, администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течении учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за ними, общается с ними.
- Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.
- Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
- Планируется проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .
Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
На нашем микрорайоне расположены три дошкольных учреждения: № 27, 33, 40, в основном воспитанники этих детских садов поступают в нашу школу. Во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, коллектив дошкольных учреждений и лицея создают все условия для успешной адаптации младших школьников. Работники дошкольных учреждений хорошо знают требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовят старших дошкольников к систематическому обучению.
Мы, учителя начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Готовность детей к обучению в школе.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как русский язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.
Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Формы преемственных связей.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы – это тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников. У нас часто проводятся семинары воспитателей и учителей начальных классов, спортивные мероприятия (Зарница)
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;
2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.
5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Из опыта работы
В нашем лицее проводятся следующие формы осуществления преемственности:
- Дети совершают экскурсию в школу, посещают в течении года платные подготовительные занятия (по желанию родителей). Также бесплатные занятии для будущих первоклассников в феврале-марте. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками.
- Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. Мы приглашаем воспитателей на наши мероприятия, открытые уроки в рамках декады начальной школы, родного языка.
- Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
- Проводятся совместные спортивные развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы. Игра «Зарница)
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». «Портрет выпускника начальной школы» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования включает такие характеристики личности, как – уважение и принятие ценностей семьи и общества; – готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; – доброжелательность, милосердие. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»
Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д. Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников. На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги используют современные информационно-компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы. Подготовка руки к письму осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду. Для нас будущий первоклассник — это здоровый ребёнок. Поэтому большое внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся физкультурные занятия, занятия плаванием, закаливание, массаж, физиопроцедуры и т. д. Нельзя не сказать и о психолого-педагогическом сопровождении каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения. Можно определить три основных направления: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями. В работе используются разные формы методической работы: совместные педсоветы, круглые столы, посещение открытых занятий. На них обсуждается выбор программ и технологий, а также, как проходит школьная адаптация выпускников, отслеживаем их успеваемость. Воспитатели рассказывают учителям об их будущих учениках, достижениях и проблемах. Это помогает учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему воспитаннику. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары- практикумы, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации. Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей. Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» (по периодизации Д. Б. Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего: – доверчивое подчинение авторитету взрослого; – повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается; – преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление). При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы. Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены на дошкольной ступени: – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; – формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; – развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста); – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; на ступени начальной и средней школы: – готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др); – желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; – инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности: – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания; – осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними. Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся. Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Очень многие первоклассники испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6–7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Известный российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких считает, что достаточно частой причиной возникновения трудностей обучения письму стала ситуация, связанная с очень ранним обучением ребёнка (до 5 лет). Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников. Неадекватность требований при сверхраннем обучении письму создаёт условия для постоянного ожидания неудачи, ощущения тревоги, страха очередной ошибки. Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе практически не удаётся. Однако надо отметить, что в 5-6! летнем возрасте у детей возникает потребность в письме. Ребёнок пытается написать своё имя, фамилию, подписать свои рисунки, писать записки и даже сочинять собственные истории, сказки и т. п. Именно такое письмо является началом формирования письменной речи, развитие которой искусственно прерывается при обучении курсивному письму. Поэтому в 5–6 лет ребёнка желательно учить писать печатными буквами. При подготовке детей к письму рисование является превосходной тренировкой графических умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать рисовать как можно больше и хорошими карандашами. Для успешного осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы: – взаимопосещение занятий учителями и воспитателями, анализ дидактических мероприятий; – индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми; – изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка; – совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе. Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье. Следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с ребёнком дома, помогайте к словам-предметам подбирать слова-признаки, это делает речь более выразительной. Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу; учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования — важный этап преемственности детского сада и школы. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения. Литература:
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Борисова Н. Ф., Айрумян Г. С., Колесникова А. Н. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 462-464. — URL https://moluch.ru/archive/76/13078/ (дата обращения: 16.10.2019).