Елисеева Татьяна Кузьминична
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя школа №9»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Введение
Глава 1. Исследование состояния вопроса
-
- Современные средства и методы восстановления здоровья человека
- Состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления
- Творчество как предмет исследования
- Человек как субъект творчества
- Творчество в педагогической деятельности
- Творчество в процессе преподавания ОРУ
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи
2.2 Методы
2.3 Организация исследования
Глава 3.Исследования эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики
3.1 Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастики
3.2 Экспериментальная программа лечебной гимнастики
3.2.1 Особенности реализации экспериментальной программы
3.2.2 Комплекс лечебного воздействия
Глава 4. Основные результаты исследования
Выводы
Введение
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?»Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делает ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!» Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстр и легко растерять.
Что такое здоровье человека? К сожалению, в медицине нет общепринятого определения. Многие учёные-медики давали свои различный трактовки. Нам думается, что здоровье – это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенность с окружающей средой, при отсутствии каких-либо болезненных изменений.
Одна из важнейших задач Российского государства -охрана здоровья народа. Особое внимание обращают на охрану здоровья детей и подростков. Между тем существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков а последние годы не отмечается. Более того, у учащихся нередко наблюдается увеличение заболеваемости рядом распространенных болезней и, что особенно важно, такие изменения реактивности, сопротивляемости организма, которые располагают детей и юношей к развитию болезни. Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеванием связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил. Определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
Идеи укрепления здоровья, борьбы за долголетие волновали умы выдающихся деятелей науки и культуры всех времен и народов. Извечен был вопрос – как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым с тем. Что бы прожить долгую и творчески активную жизнь?
Однако проблема физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться весьма актуальной. Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности этого контингента учащихся предъявляют особые требования к организаций занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.
Актуальность этого вопроса и определила цель нашего исследования:
Обосновать программу по лечебной гимнастике для детей 7-9 лет общеобразовательной школы с элементами творчества в реализации и определить ее эффективность.
ГЛАВА 1
Исследование состояния вопроса
-
- Современные средства и методы восстановления здоровья человека. В последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма.
Центральное место в проблеме восстановления и поддержания здоровья отводится педагогическим факторам, предполагающим управление работоспособностью людей и восстановительными процессами посредством целесообразно организованной мышечной деятельности. Возможности педагогических факторов восстановления многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств в процессе построения программы тренировочных занятий.
Психологические методы и средства восстановления помогают быстро снизить нервно-психическую напряженность, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать четкую установку довести до границ индивидуальных возможностей напряжение функциональных систем, участвующих в работе.
Медико-биологические средства способствуют повышению резистентности организма к нагрузкам, более быстрому снятию острых форм общего и местного утомления, эффективномувосполнению энергетических ресурсов, ускорению адаптационных процессов, повышению устойчивости к специфическим и неспецифическим стрессовым влияниям.
Восстановление процедуры, относящиеся к различным группам, по характеру воздействия могут быть подразделены на глобальные, избирательные и общетонизирующие. Средства глобального воздействия охватывает своим влиянием все основные функциональные системы организма. Это такие процедуры, как суховоздушная и парная бани, общий ручной массаж, общий гидромассаж. Средства избирательного воздействия оказывают преимущественное влияние на отдельные функциональные системы и их звенья. К общетонизирующим могут быть отнесены средства широкого спектра действий, не оказывающие глубокого влияния на организм (ультрафиолетовое облучение, некоторые электропроцедуры, аэроионизация). Наибольшее значение в процессе тренировочной работы имеют средства избирательного воздействия. Использования их в условиях разнообразного сочетания нагрузок различной преимущественной направленности и величины позволяет управлять уровнем работоспособности от занятия к занятию.
Чёткий режим (время отхода ко сну и подъёма), применение аутотренинга, проветривание и аэронизация помещений позволяет достигнуть эффективного восстановления во время сна. При локальном переутомлении мышечной системы хороший эффект даёт электростимуляция и вибромассаж. При применении восстановительных средств (бани, массаж, гидропроцедуры) следует учесть их интенсивное действие на организм, которое легко может быть передозировано, оказывая отрицательное влияние на работоспособность и здоровье человека.
Таким образом, основными требованиями к применению восстановительных средств являются:
– применение восстановительных средств с целью предупреждения переутомления (нецелесообразно снимать нормальное утомление, необходимое для повышения тренированности); восстановление и обеспечение энергетических трат; пластических процессов (углеводы, жиры, белки); водно-электролитного обмена; синтез гормональных веществ и ферментов (вода, минералы, микроэлементы, витамины);повышение тренированности и работоспособности;
-дозирование восстановительных средств с учетов возраста, пола, спортивной специализации и квалификации.
1.2 Состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления.
Лечебная гимнастика-разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.
Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.
Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровления, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.
Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивала не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Российской Армии, возвращение их в ряды защитников Родины. В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнения, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях.
Так например, для больных с недостаточностью кровообращения лечебная гимнастика помимо общеукрепляющего воздействия упражнений имеет целью облегчить работу сердца, укрепить сердечную мышцу и приспособить ее к постепенно возрастающей физической нагрузке, восстановить нормальное кровообращение и улучшить обмен веществ. При заболевании органов дыхания гимнастика способствует ликвидации или уменьшению дыхательной недостаточности, развивая подвижность грудной клетки и увеличивая жизненную емкость легких. Лечебная гимнастика – хорошее средство профилактики и лечения заболеваний пищеварительного аппарата. Правильно проводимые упражнения восстанавливают функции желудка и кишечника, укрепляя мышцы теряют сократительные свойства, работоспособность
Средства лечебной гимнастики – строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастической стенке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).
Широкое применение получили специальные аппараты и тренажеры. В кабинетах ЛФК различные тренажеры применяются для более эффективного восстановления организма человека после болезней и травм. Они позволяют выполнять движения в облегченных условиях, дозировать нагрузку на определенные группы мышц и функциональную систему систему, щадя поврежденные звенья, способствуют восстановлению утраченных функций отдельных мышечных групп, общей и специальной работоспособности, помогают устранять атрофию мышц и туго подвижность суставов.
Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма.
Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся. В основе лечебного действия упражнений лежит их способность влиять на процессы возбуждения и торможения, протекающие в коре головного мозга. Упражнения оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм больного, повышая его устойчивость к различным
неблагоприятным фактором внешней среды.
Важное значение в процессе занятий имеет эмоциональное состояние занимающихся.
1.3 Творчество – как предмет исследования
Творчество далеко не новый предмет исследования. Основным направлениями исследований проблемы творчества являются: выяснение внутреннего, психологического, механизма творчества (как создается), изучение особенностей субъекта творчества (кто создает), его целей, мотивов, интересов, потребностей, задач (зачем почему создает) в свете конкретных социально-исторических обстоятельств (когда создает) с точки зрения условий предпосылок разного рода. Итак, творчество можно определить, как деятельность, направленную на создание чего-то нового. Следовательно, мы можем говорить, что творчество – это психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Необходимость творческого подхода к педагогической деятельности обусловлена прежде всего ее целью воспитанием нового человека, формированием у него активной жизненной позиции. Активная позиция человека означает его социальную активность. Она является и результатом воспитания, и главным показателем его эффективности.
Педагогическое творчество выражается в умении самостоятельно решать нетипичные задачи, видеть проблему там, где все кажется привычным и понятным. Оно проявляется в умениях создавать новые способы воздействия на обучаемых, искать новые варианты решения педагогических задач процессе обучения, изучения психологии обучаемых и анализа собственной деятельности и деятельности своих коллег, предвидеть, какие трудности могут возникнуть при решении задач у обучаемых. Вместе с тем творчество – это не только созидание нового, но и борьба со старым, отжившим.
1.4 Человек как субъект творчества
Человек как субъект творчества – явление сложное уже потому, что в нем соединены биологические, психофизиологические и социальные начала, индивидуально активное проявление которых во внешнем мире образует феномен творчества.
Индивидуальное свойство личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Формирование творческой индивидуальности учителя в общем плане не совпадает с формированием его в качестве личности, оно решающим образом зависит от его личностных черт. Признание это истина, подтверждаемый всем опытом передовой педагогической науки – необходимые условие плодотворного анализа психологических механизмов и формирования учителя как творца.
1.5 Творчество в педагогической деятельности
Творчество в педагогической деятельности представляет собой процесс решения многочисленного ряда педагогических задач. Основной целью обучения и воспитания в коллективе учитель достигает сложного путями, в числе которых преобразование обучения учеников самообучения, внешней регуляции их действий и поступков. Решить такую важную задачу учитель может, лишь осознав общую цель, разложив ее на целый ряд более частных, соподчиненных целей, преобразовав их в конкретные педагогические задачи проявив творческий подход к делу.
Педагогические задачи представляют собой противоречивые ситуации, объективно требующие совершенствование сознания, поведения или деятельности учеников. Каждую педагогическую задачу можно решить многими способами, но только один ведет к достижению оптимального результата. Перед учителем педагогическая задача всегда выступает не в форме кем-то сформулированного задания, а в виде реальных обстоятельств, в которых проявляется несоответствие между уровнем подготовленности (воспитанности) учеников и новых требований к их поведению и деятельности.
Учитель должен в каждом случае всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, сформулировать суть возникшей задачи, определить оптимальный способ ее решения и организовать деятельность учеников в соответствии с принятым решением.
Следовательно, творчество учителя можно более конкретно определить, как процесс создания новых путей решения различных типов педагогических задач.
Психологические особенности решения педагогических задач сближают деятельность учителя с художественным творчеством, так как творческий процесс всегда связан с созданием новых духовных или материальных ценностей. Однако творческая деятельность учителя специфична, поскольку объект педагогической деятельности – развивающаяся личность подростка – является одновременным субъектом, активным участникам процесса воспитания. Если писатель создает новые образы литературных героев, то учитель формирует личность, также способную создавать материальное и духовные ценности.
Творчество не исключает систему и планомерность в работе. Учителя-мастера, учителя-творца характеризуя осознание общей цели воспитания как его личной задачи, умение планировать свою деятельность и деятельность учеников, умение проектировать личность каждого воспитанника, отбирая методы, средства, формы воздействия на него. Не имея определенного минимума знаний и умений в работе с учениками, большинство учителей начинают путь мастерству с бесконечных проб и досадных ошибок. Они идут длинным путем и нередко вслепую, стихийно подбирают приемы и методы педагогического воздействия. Такой пусть продолжителен, тернист и, как правило, мало результативен.
Педагогическая теория не в состоянии дать рецепт на каждый конкретный случай практики. И педагогическая психология не может передать все те неповторимые ситуации,с которыми сталкивается учитель. Но учитель, вооруженный системой педагогических средств и психологических знаний, сможет в конкретной ситуации взаимодействия с воспитанниками отыскать оптимальный способ решения возникшей педагогической задачи.
Однако не только от знаний и умений зависит успех воспитания. Учитель влияет на ребенка всей своей личностью, своими взглядами на жизнь, своим отношением к людям, к обществу. Подлинная человечность учителя как выражение самой сути нравственности является главнейшим фактором педагогического влияния.
1.6Творчество в процессе преподавания ОРУ.
Как известно под творчеством понимается деятельность человека,направленная на создание культурных или материальных ценностей, а также порождающая нечто качественно новое, никогда раннее не имеющее место. Применительно к нашему случаю, под творчеством учителя, преподавателя понимается создание физических культурных ценностей через создание качественно новых подходов к подготовке и проведению общеразвивающих упражнений известным практике способом. При этом культурная ценность будет, видимо, заключаться в новом, неизвестном ранее «звучании», способа проведения ОРУ в его образовательном, воспитательном и оздоровительном аспектах влияния на занимающихся. Следует подчеркнуть, что творчество преподавателя в подготовке и проведении ОРУ привносит новое в профессиональной образование студентов. Выпускники факультета, воспитанные в духе творческой деятельности, несут образовательные ценности ученикам школы в области физической культуры, развивая, в предпосылки для формирования качественно новых исходных позиций в подготовке преподавателя физической культуры и спорта.
Основными направлениям проявления творчества при подготовке и проведения ОРУ могут быть:
-подбор содержания музыкального сопровождения или формы подсчета;
-подбор упражнений в подготовительной части;
-подбор упражнений основной части;
-подбор упражнений заключительной части;
Музыкальное сопровождения является важнейшим элементом в любом способе ОРУ.
Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений. При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движения содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как одно характерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведением. При этом каждое новое упражнений может выполняться под “свою“ музыку, что таит себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями.
Творчество в подборное и применении упражнений может проявиться в:
-выборе упражнении, соответствующих конкретной типовой схеме О.Р.У.;
-выборе упражнений, максимально отвечающих требованиям каждого упражнения типовой схеме;
-разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от выполнения упражнения;
-применении упражнений в парах, шеренгах, взявшись за руки, в колоннах по два;
-использование в упражнениях гимнастических предметов, гимнастических скамеек;
-в нестандартных исходных положениях, принимаемых в конце упражнения.
Творчество в подборе упражнений части возращения может проявиться в применение:
-выборе упражнении, соответствующих конкретной типовой схеме ОРУ.
-выборе упражнений, максимально отвечающих требованиям каждого упражнения типовой схемы;
-разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от выполнения упражнения;
-применении упражнений в парах, шеренгах, взявшись за руки, в колоннах по два;
-использовании в упражнениях гимнастических предметов, гимнастических скамеек;
-в нестандартных исходных положениях, принимаемых в конце упражнения.
Творчество в подборе упражнений части возвращения может проявится в применении:
-бега, бега по заднему маршруту, бега со сгибанием ног назад, бега с поочередными взмахами прямыми ногами вперед и назад;
-спортивного шага;
-танцевальных шагов/даны выше/;
-прыжков / даны вше /, а также через препятствия/ мячи, через скамейку, поперек и др.;
-шагов в упоре лежа в упоре лежа сзади;
-перескоки партнером известными способами;
Акробатических упражнений /кувырок вперед, назад, перекатов с прямым телом в группировке, переворотов в сторону, кувырок вперед в парах, тройках;
– прыжков со скакалкой на месте и с продвижением;
-целенаправленных упражнений на развитие физических качеств /силы, скоростной силы, выносливости, ловкости/;
-упражнений на снарядах/ брусьях, перекладине, гимнастической стенке и др./,
-прыжков ноги врозь через находящегося впереди партнера, принявшего положение наклона вперед согнувшись /.
Творчество в применении упражнения третьей части может проявиться в разработке и реализации специальных требований к их использованию, в применении кратких письменных указаний-карточек/плакатов/.
Созданию общего эмоционального фона упражнений может способствовать применение:
-нестандартных, но относительно простыхупражнений;
-соревновательного метода;
-игрового метода;
-соревнование можно проводить по простым правилам с оценкой относительно известных действий, например, качества выполнения упражнений, синхронности действий в шеренгах и колоннах, парных упражнений, соответствия движений характера музыки и т.д. Весьма эффектным может быть соревновательной – игровой прием.
Игровой метод можно творчески реализовать в сюжетном варианте комплекса упражнений, когда, например, народным мотивам мелодии музыкального сопровождения будут соответствовать движения шагов,танцев, темпа и ритма прохождения основной части возвращения на исходную позицию.
ГЛАВА 2
Задачи, методы и организация исследования.
2.1 Задачи
1.Овладение технологией исследовательской деятельности в области физической культуры и особенности ее применения.
2.Изучить состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановление.
3.Овладенть основами творческого подхода в физкультурном – лечебной деятельности.
4. Экспериментально определить эффективность творческого подхода в процессе применения лечебной гимнастики.
2.2.методы
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1.Педогогический эксперимент.
2.Антропоментрия.
3.Тестироание.
4. Математико-статистические методы исследования.
2.3.Организация исследований.
Для проведения педагогического эксперимента по определению эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики в ноябре 2007 года в средней общеобразовательной школе №27города Набережные Челны было организованно группа детей состоящая из 14 лет мальчиков и 15 девочек 8-9. На день начала исследования девятилетними считались дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев. Всего в эксперименте участвовало 29 человек.
Перед проведением эксперимента для определения состояние степени здоровья испытуемой группы, был использован специальный тест (Таблица 1).
Измерение веса, определение выносливости (тест Купер) и работоспособности- проводились в первой половине дня.
Вес измерялся (без обуви и спортивной одежде) на медицинских весах с точностью до 0,5 кг.
Для определения выносливости использовался тест Купер (6-ти минутный бег), результат определялся с точностью до 10 метров.
Измерениям предшествовала психологическая подготовка, с целью достижения максимального результата.
Эксперимент длился полтора месяца, его можно условно разбить на два этапа. Первый этап был направлен на определение степени здоровья исследуемой нами группой, а второй-на изменения степени здоровья произошедших за полтора месяца.
Глава 3
Исследование эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики.
3.1.Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастике с элементами творческого подхода в процессе ее реализации.
Анализ литературных источников показал, что возможно множество направлений творческого подхода в сфере физической культуры. При занятиях физическими упражнениями можно вы делить три основных направления. Первое направление музыкальное сопровождение является важнейшим элементом в любом способе ОРУ. Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться Во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, использовании существующих современных музыкальных направлений.
Второе направление. Достижение эффективных результатов физической культуры и спорта среди школьников реально только при условии, что родители учащихся станут активными участниками этого процесса. Третье направление. Прежде всего следует отметить проявление творчества учителя при занятиях физическим упражнениями на открытом воздухе круглый год. Ведь правильно подобранные учителем методы, средства, организация занятий на открытом воздухе обеспечивает физическое воспитание детей, повышаетустойчивость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективными средствами неспецифической профилактики и важнейшим симулятором гармоничного роста и развития детей.
3.2 Экспериментальная программа лечебной гимнастики
Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,- соответствие физической нагрузке в любых формах двигательной деятельности физиологическим возможностям организма. Особое внимание уделяется осуществлению контроля за дозировкой и объемом физической нагрузки и занятия с детьми перенесшими простудные заболевания.
Целью нашей программы является качественное, максимально эффективное воздействие на определенные мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.
Содержание и методика преподавания лечебной гимнастики подчинены решению следующих задач
1.Оброзовательно –развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма, совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств.
2. Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма, укрепления здоровья, профилактики и лечения хронических и других заболеваний.
Основными средствами для решения задач экспериментальной программы являются:
- Общеразвивающие упражнения.
- Специальные упражнения.
- Упражнения для домашнего выполнения.
- Работа с родителями.
- Проведение занятий на открытом воздухе.
3.3
3.2.1Особенности реализации экспериментальной программы
Занятия с экспериментальной группой проводилась на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня. Невозможностью проведений занятий являлись погодные условия, такие как:
-дождь;
-сильный ветер;
-мороз более 10 градусов и т.д.
Продолжительность занятия, интенсивность и количество повторений двигательных действий определялись индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими двигательных действий (от 15 до 30 минут).
Помимо коллективных занятий в школе они ежедневно выполняли специальные комплексы упражнения дома. С этой целью мы приглашали родителей учащихся на занятия, объяснили и показывали, что и как дети должны выполнять в домашних условиях, какими должны быть темп, количество повторений. В помощь выполнения комплексов физических упражнений дома, были предложены наглядные пособия для определения правильного исходного положения и выполнения двигательных действий. Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра), а ассоциировалось с названиями разных животных, предметов и т.д. Следует отметить, что непривычные формы проведения наших занятий имели большой успех как у детей, так и их родителей.
3.2.2 Содержание комплекса лечебного воздействия
Комплекс №1
1.“Мы большие”
1-4 – ходьба на носках, вытягивая руки вверх
5-8 – обычная ходьба, опуская руки вниз.
2. «Хлопушки».
И.п. – о.с.
1-хлопок впереди
2- хлопок внизу за туловищем
3- хлопок впереди
4-сгибая руки, хлопок за головой.
3. «Лыжники»
И.п. – ноги слегка расставлены, ступни
Параллельны, руки впереди, кисти сжаты
В кулаки.
1-полуприсед (на всей ступне) с наклоном вперед,
Руки вниз-назад, имитируя отталкивания палками
Назад-выдох.
2-и.п.-выдох
4. «Цапля ходит по болоту»
И.п.- руки согнуты за спиной.
1-согнуть ногу, поднять колено выше
2-держать
3-4-выпрямляя ногу вперед, сделать шаг.
5.-«Насос»
И.п.-руки опущены.
1-наклон влево, левая рука скользит по
Ноге вниз, правая сгибаясь скользит по
Телу вверх- выдох.
2-и.п-выдох.
3-4-тоже в другую сторону.