Ибрагимова Эльвира Мухаметовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 33
комбинированного вида»
г. Казань, Республика Татарстан
Развитие речи – одно из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте. В нашем детском саду мы находимся в постоянном творческом поиске. Так в старшей и подготовительной к школе группах наиболее продуктивной является методика развития речи дошкольников с помощью карт Проппа.
Известная всем мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания», «это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации». (2) Данную технологию мы активно используем в работе. Но есть существенное отличие от карт Проппа. При работе с мнемотаблицами меньше творчества и поиска. Дети больше всего запоминают готовые предложения и фразы. Поэтому мы чаще всего используем мнемотехнику при наблюдениях, заучивании стихов и песен, при ознакомлении с окружающим, изодеятельности, конструировании и экспериментировании.
Русский ученый, филолог, фольклорист Владимир Пропп, проанализировав волшебные сказки, пришел к выводу, что все они состоят из набора сказочных ситуаций. Каждая ситуация, событие в народных сказках им были обозначены карточкой. Всего Пропп придумал 31 карточку. Это ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки. Например, карточка «Запрет» обозначает сцену из русской народной сказки «Гуси – лебеди»: «…Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек…» (1)
Или карточка «Нарушение запрета» в сказке «Царевна-лягушка»: «…В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне…» (1)
Карточка «Победа» применима к сцене в русской народной сказке «Сивка-бурка»: «…Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир…» (1)
Используя «карты Проппа», можно научить детей создавать сочинение – стилизацию волшебной сказки.
Но сначала нужно проделать предварительную работу. Мы читали детям очень много сказок, проводили литературные игры, играли в дидактические игры.
Можно использовать готовые карты Проппа, а можно придумать свои. Мы использовали готовые карты. Они очень понятны детям. Для удобства, с обратной стороны приклеили магнитики.
Мы придерживались следующего плана работы с карточками Проппа:
1 этап: знакомили детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объясняли общую структуру сказки:
– присказка, зачин (приглашение в сказку);
– повествование;
– концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: читали сказку и сопровождали чтение выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказывали сказку, опираясь на карты Проппа;
4 этап: пробовали сами сочинять сказку, используя карты Проппа. Для этого отбирали 5-8 карт, выбирали или придумывали главных героев. Выбирали кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
На четвертом этапе предлагали детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. В этом нам помогают определенные нами на 1 этапе узловые моменты сказки.
В подготовительной к школе группе мы вносим новое в использовании данной методики. Играем с детьми в «Сказку за пять ходов»
Правила игры следующие: первый участник из всех, кто участвует в сочинении сказки, бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события сказки. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Например: «Однажды в волшебном замке случилась беда – грабитель похитил волшебную палочку…»
Таким образом, Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей. Они воздействуют на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок – не пассивный наблюдатель и слушатель, а энергетический центр творческой деятельности, создатель оригинальных литературных произведений.
Благодаря данной методики:
• формируем умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
• развиваем внимание, память, восприятие, фантазию, воображение, обогащаем эмоциональную сферу, активизируем устную связную речь;
• развиваем активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Кроме того, карты Проппа позволяют детям познакомиться с огромным количество сказок.
Список литературы:
1. Аникин В.П., Капица О.И., Толстой А.Н., Ушинский К.Д. “Все самые любимые русские народные сказки” /М.: Оникс, 2018/. – 64 с.
2. Кондаков, Игорь Михайлович. Психология. Иллюстрированный словарь:/ ОЛМА-Пресс Прайм-ЕВРОЗНАК 2003 М.: ПФ Красный /. – 508 с.