Бергутова Разиля Фаритовна
методист
МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
УДК 331.548 Пропаганда профессий и профессиональная ориентация. Консультации по выбору профессий и управление выбором профессий.
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы профориентации и социализации, указаны этапы профессионального самоопределения обучающейся молодёжи. Рассмотрены методические аспекты профориентационной подготовки детей в рамках дополнительного образования.
Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиограмма, исследовательская работа, предпрофессиональная деятельность, психодиагностические профориентационные методики, профессиональные пробы, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
В современном интенсивно развивающемся мире проблемы социализации подрастающего поколения тесно связаны с их профессиональной ориентацией. Вопросы личностного становления молодёжи и успешной адаптации в жизнь общества были актуальными и злободневными во все времена. Решая задачи обеспечения рабочими местами сегодняшних выпускников, зачастую решается вопрос становления стабильного, экономически развитого общества. А формирование высококвалифицированных трудовых кадров является залогом экономической безопасности государства.
Современное общее и дополнительное образование является базовой структурой профориентационной работы среди обучающейся молодёжи. Оно определяет этапы профессионального самоопределения: дошкольный и начальные классы (1-4кл); первая ступень основной школы (5-7кл); вторая ступень основной школы (8-9кл); учеба в среднем общеобразовательном учебном заведении (10-11кл); овладение профессией; предпрофессиональная деятельность. Дети уже со школьной скамьи получают азы знаний, направленные на понимание и мотивацию выбора тех или иных профессиональных предпочтений. Главным инструментом в организации данной работы является целенаправленное, плановое педагогическое обучение детей, позволяющее им наметить траекторию своего профессионального развития.
В данной статье и в своей педагогической работе за основу содержания термина «профессиональная ориентация» мною используется определение Чистяковой С.Н., доктора педагогических наук, профессор, члена корреспондент Российской академии образования: «это – процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей» [1, с. 78].
Методическим основанием профориентационной подготовки детей являются аспекты, влияющие на выбор профессии. Это информированность, сознательность, активность ребёнка, имеющего медико-физиологические, социальные, психологические и экономически возможности для обучения профессии. В выборе специальности большое влияние оказывают старшие члены семьи, товарищи и педагоги. Но главным аспектом все же остаётся личное предпочтение ребёнка, базирующееся на ярко выраженных способностях, склонностях характера, интеллектуальных возможностях и уровне самооценки.
Для профориентации детей мною используются такие педагогические технологии, как психодиагностические профориентационные методики (опросники, карты интересов), профессиональные пробы (практическое выполнение элементов профессиональной деятельности), составление профессиограмм, выполнение исследовательских проектов и экскурсии на предприятия.
Результатом данной педагогической инициативы является выполнение и публичная защита обучающимися объединения «Компас» исследовательского проекта по профориентации: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». В основе проекта лежит профессиограмма, которая включает в себя информационную теоретическую часть: общую и производственную характеристику профессии; требования, предъявляемые к работнику; условия и орудия труда; особенности выполняемой работы; дополнительную информацию о истории и знаменитых представителях профессии.
Непосредственно исследовательская практическая часть включает в себя сравнительный анализ вакансий и соискателей на рынке труда той или иной профессии за определённый промежуток времени на выбранной территории. Сегментация рынка труда в начальном и конечном промежутках времени показывает динамику спроса и потребности в специалистах исследуемой профессии в любой части страны. Таким образом, можно безошибочно определить где и какие профессии сегодня востребованы. Данная информация позволяет гарантированно получить рабочее место с перспективой дальнейшего карьерного роста. Для выполнения проекта необходимо сделать выборку вакансий и резюме соискателей работы на сайтах центра занятости, «Кто кем работает», «Единый поиск. Все вакансии Indeed»», «Авито», «hh.ru», и пр.
Важным аспектом исследовательской работы является изучение нормативного акта «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих». Учащиеся знакомятся с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) для определения кода с подробным описанием профессии. Тарифно-квалификационные характеристики изучаемой специальности являются основанием для формирования должностных обязанностей работника. В классификаторе ОКВЭД-2015 (версия классификатора – ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) можно получить перечень и характеристику выполняемых работ, уровни присвоения квалификационных разрядов, требования к образованию. Таким образом, выпускники получают полное представление о специфике будущей работы, о возможностях повышения квалификации с целью увеличения заработной платы и информацию о профильном образовании для той или иной специальности в рамках выбранной профессии.
Например, исследование профессии «Портной» в Татарстане показало увеличение количества вакансий в течение 10дней до 20 рабочих мест, а сегмент профессии портной (швеи) от общего количества всех специальностей швейной промышленности, составил 13 процентов на начальном этапе исследуемого периода, а к концу периода увеличился до 17 процентов. Следовательно, на рынке труда Татарстана идёт увеличение вакантного спроса на профессии швейной направленности. В тоже время количество работников, ищущих рабочие места на предприятиях республики Татарстан по швейным профессиям, на начальный и конечный период исследования составило неизменно 6 человек, а сегмент профессии портной (швеи) составил от общего количества всех специальностей швейной промышленности 25 процентов и не изменился в течение исследуемого периода. Но произошло изменение качественного состава исследуемых, то есть появились потребности и на другие специальности.
Исследование показало, что количество вакансий швейных профессий и специальностей (33 вакансий), в том числе и портной (швеи), намного превышает спрос на рынке труда (12 соискателей). Следовательно, вероятность того, что в ближайшем будущем серьёзная нехватка профессий швейной направленности станет очевидной. А это значит, что учащиеся, ориентированные на выбор профессии текстильной и швейной промышленности всегда будут востребованными на рынке труда Татарстана. Аналогичная картина наблюдается и по всей Российской Федерации.
Ещё одним аспектом исследовательской работы является сбор информации об учебных заведениях страны, где можно получить достойное профессиональное образования, а также истории знаменитых людей, ставших популярными за счёт своего профессионального мастерства. Подобная дополнительная информация мотивирует детей к выбору той или иной профессии и способствует продвижению, популяризации различных малоизвестных специальностей.
Следовательно, целенаправленное профориентационное обучение подрастающего поколения сегодня призвано не только формировать базовые ценности бережного отношения к природным и человеческим ресурсам, социализировать их к современным реалиям жизни, но и формировать сильных, успешных, целеустремлённых профессионалов, нацеленных на решение государственных задач.
Список литературы
1. Чистякова С.Н. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России. – Концепт. Научно-методический электронный журнал, 2015. – Т.26, 476 с.