Запускалова Жанна Викторовна
педагог – психолог
МБДОУ «ЦРР – д/с №57 «Соловушка»
г. Альметьевска», Республика Татарстан
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Использование сказок эффективно при работе с дошкольниками ввиду возрастных особенностей развития ребенка, определяющих восприятие и понимание сказки детьми, и особенностей самой сказки как литературного произведения. Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки.
Во-первых, сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка, способствуя формированию таких качеств личности как автономность, активность, социальная компетентность.
Во-вторых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка. Сказка для него – особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки повседневной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания дошкольника форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
В-третьих, у ребенка этого возраста развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, способов поведения. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем. Это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания, с другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагают выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивно поддерживают его возможности и веру в себя.
Я использую сказкотерапию в работе с детьми старшего дошкольного возраста. За основу взяла коррекционно-развивающую программу Натальи Погосовой «Погружение в сказку». Эта программа привлекла меня тем, что помимо образовательных и воспитательных задач, большое внимание уделяется совершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Расширяются представления детей об эмоциях и связанных с ними физических состояниях, развиваются творческие и артистические способности, умение точно передавать характерные особенности сказочных героев и персонажей. Дети учатся правильно дышать, чувствовать своё тело, наблюдать за ощущениями, которые в нём происходят, снимать мышечное напряжение, погружаясь в состояние покоя и расслабленности. Формируется произвольность психических процессов: развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, критического мышления. Дети учатся слушать музыку, различные звуки, тренируя слуховой анализатор, воссоздают зрительные образы, осваивают окружающее пространство, совершенствуется чувствительность и восприимчивость к окружающему миру.
Занятия по сказкотерапии имеют определённую структуру
– Беседа (проводится в зависимости от сказки, например сказка «Ёжик и море» С.Козлова беседа «Что бывает колючим….»)
– Ритуал входа в сказку: является очень важным, это момент волшебства, таинства, для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужна «волшебная сила». Можно использовать «Три дороги», «Волшебный ветерок» (вентилятор), «Сказочные ворота», фея (дотронуться волшебной палочкой), лягушку (Царевна-лягушка), тоннель (Медной горы Хозяйка)
– Рассказывание сказки: текст сказки – связующее звено между упражнениями, тексты сказки можно пересказывать, но иногда, если это авторские сказки, например, Андерсена, Пушкина, Киплинга, Бажова, лучше их читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу. – Упражнения, которые выполняются по ходу сюжета сказки: направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний пассивности и активности, требующие активного слухового и зрительного внимания, упражнения на тренировку дыхания, на расслабление с фиксацией внимания на дыхании, этюды на выражение и проявление различных эмоций
– Итоговая беседа (проводится, чтобы узнать, какие чувства и эмоции вызвала сказка, какие «жизненные» уроки можно извлечь)
– Ритуал выхода из сказки: осуществляется сам собой, легко и просто, для этого не нужны сверхусилия, энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир
Что мы делаем на занятиях?
1.Знакомимся с разными видами сказок (народные, авторские), учимся их анализировать, извлекать из них «жизненные» уроки, правила безопасного поведения
2. Проигрывание отдельных эпизодов
3. Драматизация сказок
4. Сочинение сказок
5. Переписывание сказок (если не понравился конец)
6. Рисование сказок
7. Сказочная куклотерапия- используются три вида кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы
8. Сказкотерапевтическая диагностика
В процессе сказкотерапевтической работы
Какие используются упражнения
- Упражнения на тренировку дыхания («Четыре ветра» (Снежинка) «Прохлада», «Филин» (Заяц Коська и Родничок), «Качка» (Аленький цветочек), «Удав Каа» (Маугли)
- Телесные упражнения:
– напряжение по контрасту с расслаблением: «Чистка кастрюли» (Золушка), «Холод» (Дюймовочка), «Северный полюс» (Цветик-семицветик), «Утки» (Ёжик и море), «Олень» (Снежная королева)
– телесное осознание: «Иглы» (Русалочка), «Крапива» (Дикие лебеди), «Павлин» (Аленький цветочек), «Полёт» (Дюймовочка), «Причёсывание», «Ворон» (Снежная королева), «В полёте» (Лягушка-путешественница)
3. Упражнения на концентрацию внимания:
– слуховое внимание: «Звуки природы», различные звуки (колокол, гул экскаватора), «Тишина» (посидеть в тишине и прислушаться к её звукам)
– зрительное внимание: «Вглядывание в пламя горящей свечи», наблюдение за шариками в фонтане, «Волны», «Восход и закат солнца», «Северное сияние», «Айсберг»
4. Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, пантомимики, прикосновений, движений тела: «Лягушата» (Лягушка-путешественница, Дюймовочка), «Волчата» (Маугли), «Печаль ёжика» (Ёжик и море), «Любование», «Отвращение» (Дюймовочка), «Чудище», «Обморок» (Аленький цветочек), «Слёзы брата», «Объятия» «Кладбище» (Дикие лебеди), «Страх» (Заяц-Коська)
5. Упражнения на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений: «Дары моря» (Сказка о золотой рыбке), «Секрет» (Аленький цветочек), «Орешки» (Заяц-Коська и Родничок), камешки марблс, речные камни, ракушки, природный материал
6. Упражнения на развитие коммуникативных навыков, командной работы: «Полёт к утёсу», «Ночь на утёсе» (Дикие лебеди), «В плену у обезьян», Великое перемирие» (Маугли)
7. Речевые упражнения: речь, словарь, фразовая речь, связная речь (во всех сказках)
Практическая значимость сказкотерапевтической работы заключается в том, что приобретённый сказочный опыт, полученные практические умения и навыки дети смогут использовать в дальнейшей жизни. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, и ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Следовательно, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.