Хамидуллина Румия Зуфаровна
учитель математики
МБОУ-Старозюринская СОШ Тюлячинского района РТ, с.Старые Зюри
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Базовый учебник: Е.А. Бунимович «Математика (арифметика геометрия)»
5 класс
Цель урока: создать условия для выработки умений и навыков строить, измерять и вычислять углы, работать с многоугольниками; применить многоугольники для создания новых геометрических объектов.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
– осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;
– ответственное отношение к учению на основе мотивации к учению и познанию.
Предметные УУД
– знать понятия угла и многоугольника, классификацию углов;
– строить, измерять и вычислять углы.
Метапредметные УУД познавательные
– анализировать и обобщать;
– классифицировать;
– построение речевого высказывания в устной форме;
– устанавливать аналогии (создавать модели объектов).
регулятивные
– выполнять учебное действие в соответствии с планом;
– контролировать действия и его результат с заданным эталоном;
– саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий;
-оценивать степень и способы достижения цели.
коммуникативные
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты;
– корректировать своё мнение;
– организовывать работу в группе;
– использовать ИКТ.
Формы работы обучающихся: Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Организация деятельности обучающихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом на доске;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно тест;
-выполняют исследовательскую работу при помощи старшеклассников;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, нетбуки, проектор, учебники по математике, раздаточный материал.
Структура и ход урока
1. Организационный этап.
Готовность к уроку.
2. Целеустановка и мотивация.
Сегодняшний урок я хочу начать со слов известного французского философа Жан-Жака Руссо.
Я желаю уже сегодня убедиться в правильности этих слов. Девиз нашего урока: «Поменьше учителя- побольше ученика». О чем это говорит, ребята? (дают отчеты). Правильно, вы главные герои нашего сегодняшнего урока, а я буду вам помощником.
Что же нас ждёт на уроке? Ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока нам поможет волшебная коробочка.
Давайте посмотрим её содержимое. Скажите, какая тема у сегодняшнего урока?
«Углы. Измерение углов. Многоугольники». Записывают в тетрадь: число, классная работа, тема.
3. Актуализация опорных знаний.
Ребята, для того, чтобы вспомнить основные понятия, которые пригодятся нам сегодня на уроке, я предлагаю вам воспользоваться сингапурской структурой, которая называется «КОНЭРС». Для этого, вам необходимо разойтись по 4 углам, каждый из которых имеет свое название и вопрос, спрятанный внутри волшебного киндер сюрприза. Дальше один из участников этой группы рассказывает другим определения и основные правила, связанные с этим вопросом, после чего участники каждой команды меняются углами и рассказывают другой команде то, что только рассказал им их партнер по команде. На выполнение каждого задания внутри одного угла дается 1 минута. Всего на задание 5 минут. Работать будем по таймеру. Познакомьтесь с названиями углов, выберите себе тему и встаньте в этот угол.
4. Формирование умений и навыков
Пожалуйста, присядьте на свои места. Итак, вы все вспомнили основные понятия и правила, связанные с темой углы и многоугольники, а теперь я предлагаю вам поработать с инструментом для измерения и построения углов – транспортиром.
У каждого из вас на столах лежат необходимые инструменты и макеты углов разного цвета и названия. Ваша задача определить прямой угол и с его помощью найти острые и тупые углы и сгруппировать их. На задание дается 2 минуты. Итак, вы разложили отдельно острые, отдельно тупые углы. Теперь измерьте их с помощью транспортира и результаты измерений запишите на специальных листочках. На выполнение задания дается 3 минуты. Сейчас передайте свои листочки соседу справа и выполните взаимопроверку. Если измерения верные поставьте знак «+», если неверные знак «-» и верните листочки соседу. Все посмотрели свои результаты и проанализировали ошибки? Тогда идем дальше.
Сейчас работаем внутри своей группы. С помощью этих макетов углов каждой группе необходимо построить в тетрадях углы определенной величины. Для 1 группы – 15 градусов, для второй группы – 135 градусов, для 3 группы – 75 градусов. На обсуждение и выполнение задания дается 2 минуты после чего один представитель с каждой группы расскажет как они построили этот угол.
Интересно и полезно решать математические задачи в окружающей обстановке. Поработаем с часами. Будем считать и определять углы между стрелками часов. Циферблат состоит из двух развёрнутых углов. (На доске 11.25мин).
Сколько градусов в развёрнутом угле? (180) Тогда сколько градусов составляет циферблат? (360)
На сколько делений цифры разбивают циферблат?(12)
Чему равна градусная мера одного деления? (30°).
Исходя из этого решите задачи:
1)стрелки должны образовать 90 градусов. Двигаем минутную стрелку. Сколько времени теперь оказалось на часах? (11.10). Сверим результаты с другими группами.
2)сейчас установите время на 7:00. Сколько градусов сейчас между минутной и часовой стрелками? (150) прошло 4 часа. Какова сейчас градусная мера между минутной и часовой стрелками? (120). На сколько градусов произошло изменение? (30). Сверьте результаты с другими группами
5. Физкультминутка.
1) Поухаживаем за своим зрением.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить ещё раз.
2)
Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Физминутка тут – «Ура!»
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем –
Тихо за парты мы сядем.
6. Самостоятельная работа (тест) (7 мин)
7. Исследовательская работа (12 мин)
А сейчас, ребята, я предлагаю каждой группе выполнить небольшую исследовательскую работу. Для этого в помощь каждой команде придет консультант из 10 класса. Они помогут вам выполнить задание, расскажут какие фигуры у вас получатся и какие элементы есть у этих фигур. После чего вам нужно будет заполнить таблицу и одному члену команды защитить свою работу. В папках у вас лежат все необходимые материалы для этой работы. Время выполнения 10 минут.
8. Итоги. Рефлексия. Отметки.
Поделитесь впечатлениями об уроке. Выберите палочку того цвета и положите его в вазу, который наиболее полно отражает ваше настроение после урока. Красный- мне все понятно, я доволен своей работой на уроке; желтый – я не все понял, есть моменты, которые мне нужно отработать; синий- я ничего не понял и недоволен своей работой на уроке.
Записываем ДЗ
На оценку «3» – №3, 4 из учебника, стр.92.
На оценку «4-5» – №293 из учебника стр.87.
Выставляются отметки.