Яковлева Лилия Шаукатовна
преподаватель
МАУДО “Детская школа искусств №6 “ДА-ДА”
г. Набережные Челны
«Познай себя!» Самоидентификация подростков в творческих работах авторского курса «История искусств и архитектуры» в школе искусств
Аннотация: в данной статье рассматриваются способы самоидентификации подростков через творческое самовыражение с помощью теоретико-практического модуля разработанного в авторской программе «История искусств и архитектуры».
Ключевые слова: подросток , идентичность, учебный модуль, творчество, авторская программа.
Образовательная авторская программа «Теоретико-практический курс «История искусств и архитектуры» создана и апробирована в школе искусств № 6 «ДА-ДА» (архитектурно-дизайнерского профиля)» в 90-е годы XX века. Она является частью комплексной образовательной программы школы до настоящего времени. В хронологическом порядке через мифотворчество и рукотворчество в программе изложен теоретический и практический материал по истории изобразительного искусства и архитектуры отдельных Древних цивилизаций, Античного мира, христианского и мусульманского Средневековья, европейского Возрождения и Нового времени. Завершается данная программа изучением европейских течений модернизма в искусстве Европы и России первой трети XX века. В 2000 г. программе был присвоен гриф «Рекомендовано отделом дополнительного образования и воспитания» Министерства образования РТ. Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для учащихся 8-14 лет, но при необходимости она может быть трансформирована, углублена и использована также преподавателями творческих вузов. Подобный опыт имеется у автора в рамках преподавания курса «История культуры и искусств» художественно-графического факультета Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов.
Программа последнего года обучения по данному курсу в школе искусств № 6 «ДА-ДА» в отделении «Школа» рассчитана на детей старшего школьного возраста (7-8 кл. ) эмоционально и физиологически подготовленных к более длительному восприятию культурологических знаний. Занятия проводятся по три ак. часа один раз в неделю. Объем практических занятий составляет 1\3 от общего учебного времени, задания отражают основную тематику теории, которая охватывает сложный пласт истории культуры – «Изобразительное искусство и архитектура от позднего Средневековья и Нового времени до первой трети XX в.» Этот год обучения направлен на изучение многообразия стилей и направлений. На данном этапе важно формирование у учащихся собственного философского взгляда на искусство и культуру, умение обобщать и анализировать новый материал, а в практических работах абстрагироваться от конкретных исторических образов, но при этом оставаясь в заданных стилистических параметрах, самоидентифицировать себя в современном обществе и его культуре. Именно на это и направлен разработанный на основе многолетнего опыта (более 20 лет) и применяемый автором учебный теоретико-практический модуль, с помощью которого создаются условия для воспитания личности, соответствующей не только мировой, но и национально-культурной традиции и художественному вкусу. В свою очередь подобный подход способствует формированию толерантности и чувства собственного достоинства. Рассмотрим с помощью определений психологов, каким образом трактуется этот термин – самоидентификация применительно к подростковой возрастной группе.
В своей книге «Подросток. Трудности возраста» профессор, доктор психологических наук Казанская В.Г. пишет: «Идентичность – устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. Несоответствие между ними создает ощущение трудностей, потерянности, ненужности, невостребованности и приводит к депрессиям.»(1,с.15).
Остановимся на факторах, которые влияют на формирование идентичности. К таким факторам психологи относят умственные возможности подростка, влияние учебной среды, воспитание, социокультурные факторы, социально–психологические особенности межличностного восприятия (принятие социальной роли).
Далее в книге следуют размышления о том, что влияет на развитие умственной сферы: «Развивающийся умственный потенциал подростка используется им для интеллектуальных и моральных поисков. Он часто экспериментирует, проверяет имеющиеся знания. Чтение интересующей литературы, компьютерные игры, прогулки по Интернету, знание оккультизма и другое становятся для них приятными. Познавательная деятельность позволяет не только изучать конкретные учебные предметы, но и знакомиться с социальным миром. Сначала подросток сопоставляет свои знания об идеальных взрослых со своими родителями и критически настраивается по отношению к ним и социальным институтам, включая декларируемые ими ценности. У него растет интерес к морали, политике, социальным вопросам. Создается целостная концепция мира» (2,с. 15).
Тема «Мона Лиза в современном мире» стала одной из первых для проведения интеллектуальных ,эстетических и нравственных поисков с помощью творческих практических работ в рассматриваемом теоретико-практическом модуле по курсу. Приняв за образец всем хорошо знакомый образ «Джоконды» Леонардо да Винчи , учащиеся в графической работе повествуют о волнующих их проблемах в обществе, об экологии, рассуждают о профессиональных возможностях, расставляя свои приоритеты, размышляют о роли мамы в семье.
Еще одной возможностью для развития темы о морально-этических проблемах человеческой жизни является графическая работа «Школа ренессанса», в которой за композиционную основу берется известная фреска Рафаэля Санти «Афинская школа». Учащиеся, выбирая и используя художественные образы из живописных и графических произведений известных мастеров итальянского и северного ренессанса создают свое пространство в заданном мастером поле. В нем они стараются раскрыть волнующие их темы семьи, любви, женской красоты, роли женщины и мужчины в нашем мире, добра и зла.
Ссылаясь на работы американского психолога Э.Эриксона, Казанская В.Г. пишет: «Проблема идентичности подростка подчеркивалась Э. Эриксоном. Он исходил из того, что психосоциальное развитие индивида проходит восемь стадий, которые характеризуются сильными и слабыми сторонами, а также психосоциальным кризисом. Подростки в возрасте 12 лет и больше характеризуются ролевыми смещениями и эго–идентичностью. Им надо собрать воедино появляющиеся знания о себе (какие они дети, чем они занимаются, какое хобби имеют и др.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность. Она, с точки зрения Эриксона, представляет осознание, как прошлого, так и будущего.» (3 ,с. 15).
В этом нелегком процессе самоидентификации далее учащимся предлагается задание на тему « Моя визитная карточка со знаками зодиака в стиле модерн». Астрологическая информация с древних времен была важна для человека и востребована . Не утеряла она своей актуальности и в современном мире. Одни ее воспринимают с юмором, другие серьезно, а третьи с любопытством заглядывают в свой гороскоп, к последним относятся наши дети. Принимая эту новую информацию о себе, они впоследствии определятся со своей точкой зрения о своей тождественности с созданным ими же образом. Однако рассматривая свою и визитки остальных учащихся, подростки начинают осознавать многообразие и сложность любого человеческого индивида.
«Подросток ставит вопросы по поводу своего жизненного пути. Он оценивает свои выборы, критически относится к некоторым своим идеям. Достижение идентичности происходит после пятнадцати лет, когда человек после долгих метаний, наконец, понимает, что ему надо, убеждается в правильности своих поисков.
Было установлено некоторое различие в поиске идентичности между девочками и мальчиками. Подростки–девочки в большей степени направлены на установление равновесия между карьерными и семейными ценностями. Возможно, не всегда поиск идентичности сопровождается кризисом. Дж. Марсия (разработал модель статуса идентичности личности) показал, что те подростки, которые активно ищут то, что им надо, выглядят намного увереннее и в будущем. Подросток должен понять, какую социальную роль он может выполнять, приспосабливаясь к социальным требованиям. Люди выполняют множество ролей в разные годы своей жизни. Роль – это своеобразный посох, помогающий личности входить в микросреду.» (4,с.15) – акцентирует наше внимание в своей книге Казанская В.Г..
Заключительным тестом завершающим данный курс является инсталляция на тему «Мой неформальный автопортрет». Это задание предваряет знакомство с модернизмом и его течениями в первой половине 20 века в Европе и России. Символизм и лаконичность – главные инструменты авторов в этой композиции. В качестве материалов используется дизайн – мусор, бумага, картон. Это сложное задание
после достаточно длительных размышлений освобождает большинство подростков от стеснительности и зажатости . В результате учащиеся откровенно и творчески изображают в работе свое нынешнее состояние, отношения с друзьями и родителями, обозначают целевые приоритеты в будущем. К инсталляции прилагается небольшое эссе. С разрешения авторов на последнем родительском собрании я знакомлю родителей с этими работами. Некоторые из них делают для себя открытия, а другие уже участвовали в обсуждении этой темы с детьми дома. В любом случае хочется надеяться, что процесс самоидентификации происходит не худшим способом с помощью подобных творческих самовыражений
Таким образом, идентичность подростков может формироваться при стабильном семейном воспитании, авторитете родителей и педагогов, сверстников, влияющих на его личность положительно.
Литература и сайты:
- Казанская В.Г. «Подросток. Трудности взросления», Санкт-Петербург,2012.
- http://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/gl15.shtm
http://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/gl15.shtm