Егорова Алсу Абулгаяновна
воспитатель
МБДОУ Детский сад «Ручеёк»
Республики Татарстан, Нижнекамский район, Афанасовское сельское поселение,
с. Большое Афанасово
Аннотация: В данной статье рассматривается роль дидактических игр в творческом развитии детей раннего возраста. Основное содержание исследования составляет анализ дидактических игр с целью выявления полезного воздействия на социальные навыки и развитие креативного мышления. В качестве основной задачи в данной статье была предпринята попытка раскрыть суть дидактических игр и описать их влиянии на развитие детей. Именно игра является важным видом деятельности для ребенка. Поэтому необходимо отслеживать воздействия на психику и использовать такой формат работы в воспитании. Результаты исследования данной статьи могут быть полезны для родителей и педагогов, которые работают с детьми раннего возраста.
Ключевые слова: дидактические игры, дети раннего возраста, развитие ребенка, детская психика, воспитание детей, творчество
Abstract: This article examines the role of didactic games in the creative development of young children. The main content of the study is the analysis of didactic games in order to identify the beneficial effects on social skills and the development of creative thinking. As the main task in this article, an attempt was made to reveal the essence of didactic games and describe their impact on the development of children. It is the game that is an important activity for a child. Therefore, it is necessary to monitor the effects on the psyche and use this format of work in education. The results of the research of this article can be useful for parents and teachers who work with young children.
Keywords: didactic games, young children, child development, children’s psyche, parenting, creativity
Дети познают мир по-своему: они не оценивают мир, не анализируют его как взрослые. И для полного понимания процессов им необходимы разные формы взаимодействия. Одной из таких форм является игра. Значимость дидактических игр для развития творчества детей раннего возраста состоит в том, что они помогают развивать различные навыки и способности ребенка: логику, мышление, воображение, память и мелкую моторику. Дидактические игры также могут помочь детям понять и запомнить новые концепции и идеи, а также улучшить их коммуникативные навыки и социальное поведение.
В современном мире творческий подход к работе является неотъемлемой частью деятельности специалиста практически любой сферы. При трудоустройстве работодатель смотрит не только на базовые навыки, но и на умение принимать решения, нестандартно мыслить и брать на себя ответственность. Все эти навыки можно и нужно развивать еще в детском возрасте. Сформировать их можно при помощи дидактических игр. Игра — часть жизни любого человека. В детстве мы учимся с помощью нее, во взрослой жизни используем в работе и личных взаимоотношениях.
Дошкольный возраст — важные годы становления личности ребенка. Именно в этом возрасте важно поощрять творческое развитие и направлять потенциал в правильное русло. Если не заниматься творческим развитием в раннем возрасте, то во взрослой жизни таких навыков может и не быть.
Важность развития творческих способностей подчеркивается во многих нормативных документах. В соответствии с п.1 ст. 48 Федерального закона РФ «Об образовании» – «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников …творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) также выделяет одно из направлений как формирование позитивных установок к различным видам творчества и труда (п. 2.6. ФГОС ДО) [2].
Одним из самых значимых видов деятельности дошкольника является игра. В дидактических играх ребенок учится делать собственный выбор, основываясь на имеющихся у него знаниях и опыте. В таком формате взаимодействия проявляется индивидуальность и развивается творческое мышление.
Дидактические игры способствуют выработке новых привычек: ребенок концентрируется на задачах, ищет нестандартный подход к решению и развивает свое внимание.
Проблемы развития творческих способностей часто выступали в роли предмета изучения у многих отечественных и зарубежных исследователей (В.Н. Дружинин, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.). Также нельзя не отметить труды Р.И. Жуковского, А.П. Усовой, которые изучали форм игры с точки зрения психологии.
В современной литературе с каждым годом становится все больше материалов, касающихся творческого развития детей при помощи дидактических игр. Однако есть ряд противоречий, которые сложились в ходе анализа предмета исследования. Так, важность развития творчества у дошкольников не соответствует количеству и качеству методических материалов. Также как изучение базовых предметов ставится на ранг выше развития мягких навыков, которые необходимы в жизни не меньше.
В современном обществе формирование и развитие творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Взрослый человек должен уметь переключаться между задачами, мыслить нестандартно и подключать воображение. Все эти навыки формируются еще в детском дошкольном возрасте, после чего лишь усиливаются с каждым годом жизни.
Многие считают, что творческие способности — это талант, который есть не у каждого. Однако исследования показывают, что это навык, который важно развивать для получения результатов. О.И. Мотков под творческими способностями понимал «способность удивляться, познавать и умение находить решения в нестандартных ситуациях, это направленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [1].
Исследователь О.М. Дьяченко считает, что оригинальность выполнения домашнего задания и применение навыков реструктурирования объектов — главные показатели креативного подхода у дошкольников [3].
В связи с ростом потребности в творческом развитии дошкольников возрос интерес педагогов и психологов к игре, как форме взаимодействия с детьми для развития их способностей. Сам термин «дидактические игры» ввели Фридрих Фробель и Мария Монтесори. Они понимали под этим термином, специально создаваемые или приспособленные для обучения игры [3].
Также важно отметить, что значение дидактической игры включает в себя:
– добровольность (никто не заставит играть),
– приучение к порядку, так как необходимо соблюдать правила,
– сплочение коллектива,
– гармонию и стремление к совершенству.
Формат игры настолько привлекателен, что оставляет после себя приятное ощущение причастности и содружества.
Стоит отметить, что формат игры наиболее подходит для дошкольного возраста по ряду причин.
- Старший возраст дошкольного периода отлично подходит для формирования и развития воображения.
- Ребенку не так важна конечная цель, как сам процесс игры.
- Дидактическая игра может стать отличным инструментом развития детей в умелых руках педагога.
Дидактическая игра несет в себе ряд функций, таких как развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, диагностическая, коррекционная, а также функции социализации и самореализации.
В различных сборниках начитывается около 500 различных видов дидактических игр, способствующих развитию детей раннего возраста. В процессе игры дошкольник использует знания, которые комбинируются из разных сфер его жизни, что позволяет рассматривать такую форму как важную часть развития творческих способностей.
Дидактические игры различаются по содержанию обучения, игровым и познавательным действиям, а также роли педагога и дошкольника.
В ходе практической части исследования для данной статьи мы рассмотрели и составили программу проведения дидактических игр для детей раннего возраста.
Таблица 1
Название игры |
Цель и формат |
«Расскажи, что?» |
Цель данной игры — вспомнить пройденный материал и понять, насколько хорошо дети усвоили понятия. В этой игре будут представлены карточки с предметами, растениями, о которых они будут рассказывать другим детям, чтобы те поняли, о чем идет речь. |
«Необычные истории» |
Цель — развитие воображения, фантазии. Формат игры предполагает рассказ ребенка на заданную тему, например, «что было бы, если бы на земле все умели летать?». |
«Фантастические звери» |
Цель — упражнение в передаче формы объекта и расположение частей туловища животных. Педагог раздает детям фигуры, из которых они должны составить животное, о котором после этого будут рассказывать историю. |
«Волшебные очки» |
Цель — развитие соотнесения формы и объектов. Детям предлагают представить, что они надевают волшебные очки, которые умеют менять форму. Например, очки становятся квадратными и дети должны называть только квадратные предметы. |
При анализе ответов и решений необходимо подразделять их на три категории: высокий уровень, средний уровень и легкий уровень. Так, полностью придуманный ответ без совпадений с литературными персонажами или кинематографом будет относиться к высокому уровню творческого развития. При частичном копировании ответа — средний, а при полном пересказе существующего произведения — низкий уровень. Согласно Дж. Гилфорд и О. Дьяченко показателями творческого развития являются беглость (скорость выполнения), оригинальность (неординарный подход) и гибкость (умение подстроиться и найти решение).
Важно, что дидактические игры с каждым разом должны усложняться, чтобы дети повышали уровень своих творческих способностей.
В своем исследовании мы проанализировали дидактическую игру как форму развития творческих способностей у детей раннего возраста. В результате проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:
- Дидактические игры — важная часть воспитательного и педагогического процесса, направленная на расширение не только творческого, но и общего развития ребенка.
- При проведении игр педагог может лучше понять потенциал дошкольника и дать рекомендации родителям, что позволит использовать творческие навыки по максимуму.
В современном мире важно уделять больше времени развитию творческого потенциала ребенка. Для этого педагогам и родителям необходимо проявлять усердие и выделять время на развитие способностей дошкольника.
Мы считаем, что дидактические игры необходимо применять в дошкольной программе для достижения результатов в уже более взрослом возрасте.
Список литературы:
- Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед.училищ / В.А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 2012 – 346 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
- Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: учеб.- метод. пособие / А.П. Усова. – Москва: Педагогика, 2006. – 258 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Эксмо-Пресс, 2020. – 224 с.
Источники:
- InfoUrok / С.В. Василенко [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-2102827.html
- Nsportal / Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/18/kartoteka-igr-na-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey