Евдокимова Наталья Владимировна
методист
МБУДО ЦДТ «Танкодром»
Советского района г. Казани
Республика Татарстан
Последние годы интерес к иностранному языку как средству международного общения очень сильно вырос. Английский язык уже является языком профессионального общения во всём мире, развитие цифровых технологий поставило использование иностранного языка в особое положение по сравнению с другими языками. Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативных навыков. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Очень тяжело заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом и необходимо превратить каждого ученика из пассивного наблюдателя в креативного участника процесса обучения.
Игра – наиболее увлекательный и доступный для учащихся вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра существует столько, сколько существует общество. Жизнь любого человека сопровождается игрой. Сегодня игра – это не только самостоятельный вид деятельности, но и ее универсальный инструмент практически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, управлении, науке и в сфере образования.
Игровое обучение не может быть единственным образовательным методом в работе с детьми. Оно не вырабатывает способность учиться, но развивает познавательную деятельность учащихся.
Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как именно в процессе игровой деятельности ребёнок может лучше раскрыть свой потенциал. Кроме того, отстающий по языковой подготовке ученик может стать лидером в игре: сообразительность и находчивость иногда оказываются важнее, чем знание самого языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и расслабленности, легко выполнимые задания – всё это дает возможность учащимся справиться со стеснительностью, мешающей свободно использовать в общении лексику иностранного языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Учащихся объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие эмоции. Игра дает возможность ненавязчивого усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. Очень важно, что игровой процесс помогает преодолеть так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматики. Игра не должна навязываться ученикам, а используется лишь с другими методами и средствами обучения, особенно на начальном этапе. Несомненно, учебная игра помогает развивать и скорректировать знания, стимулировать умственную деятельность учащихся. Продуманный алгоритм игровой деятельности создает необходимую благоприятную почву для всестороннего развития учащихся, что может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в учебном процессе разных видов игр, к которым, в частности, относятся лингвистические игры. Безусловно, используемые для активизации нового языкового материала ситуации и упражнения должны быть разнообразными и иметь коммуникативный и игровой характер. Языковые средства должны постоянно повторяться в новых речевых ситуациях, стимулирующих учащихся к осознанному употреблению лексикограмматических явлений. Ролевая игра на занятиях, является очень эффективным средством обучения, т.к. предполагает интенсивное общение между учащимися, педагогом и учеником, способствуя формированию учебного сотрудничества и партнерства. Играя, учащиеся “погружаются” в разыгрываемую ситуацию, что помогает им преодолеть психологический барьер (стеснительность, неуверенность и т.д.) и самоутвердиться.
Во время занятий нужно поставить следующие задачи.
• совершенствование фонетических навыков;
• развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся;
• расширение активного словаря учащихся благодаря освоению пассивного лексического материала;
• осознание учащимися сущности языковых явлений иной системы понятий; расширение знаний о культуре, истории, традициях, обычаях страны изучаемого языка.
Важный этап работы над языковыми явлениями – систематизация грамматических и лексических знаний и навыков, характер которых должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Новое языковое явление может представляться учащимся в форме стихотворения, рифмовки, песни и т.д. Повторяя за педагогом стихотворение-рифмовку, дети знакомятся с новыми лексическими средствами, а педагог при этом побуждает учащихся к осознанному и внимательному отношению к иностранному языку. В настоящее время методистами разработано огромное количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению. М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. Лексические игры;
2. Орфографические игры;
3. Творческие игры;
4. Грамматические игры;
5. Фонетические игры;
Место игры на уроке и отводимое игровой деятельности время зависят от нескольких факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 10-15 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 4-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Игра должна стимулировать мотивацию к обучению, вызывать у учащихся интерес и желание справиться с заданием. Игра должна быть принята всеми учащимися. Игра должна проводиться в доброжелательной, доверительной обстановке. Педагог должен сам верить в эффективность игровой деятельности. Должна быть проведена подготовительная работа ( т.к. не все дети младшего школьного возраста имеют навыки не только иноязычного, но и русскоязычного общения на занятии). В игре должна быть использована наглядность. Игра должна соответствовать возрасту детей и изучаемой теме. В игре должны быть задействованы все учащиеся. Педагог должен убедиться, все ли учащиеся понимают игру. Обсуждая проведённую игру, оценивая участие в ней детей, следует проявить такт (отрицательная оценка деятельности приведёт к снижению активности). Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала имитировать разнообразные жизненные ситуации. Только если положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активная деятельность. В работу включаются внимание и воображение, работает мышление.
Таким образом, игра – это:
1) деятельность;
2) мотивированность, отсутствие принуждения;
3) индивидуализированная деятельность;
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5) развитие психических способностей и функций;
6) «учение с увлечением».
Очевидно, что игра положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, раскрепощает и стимулирует его к изучению иностранных языков. Но игровое обучение не может быть единственным образовательным методом в работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, а только развивает познавательную активность учащихся.