Егорова Светлана Андреевна
Мирсайзянова Ландыш Гумеровна
воспитатель,
воспитатель по обучению детей
татарскому языку
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28»
г. Чистополь, Республика Татарстан
Цель: заинтересовать детей народными ремеслами и промыслами Республики Татарстан.
Программные задачи:
Образовательные:
Дать детям представление о том, чем занимались люди разных национальностей в Республике Татарстан.
Повысить интерес к истории своего народа и народов соседних республик.
Расширить знания детей о народных ремеслах и промыслах русских, татар, чуваш, башкир, марийцев, удмуртов, мордовцев.
Развивающие:
Развивать познавательные способности, любознательность детей.
Пополнить и обогатить словарный запас, развивать навыки связной речи, память.
Воспитательные:
Вызвать чувство восхищения от творчества людей разной национальности.
Воспитывать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Воспитывать чувства гордости за свой народ, живущих в дружбе со всеми народами.
Предварительная работа с воспитанниками: разучивание стихов, коротких рассказов, пословиц о труде, хороводных игр, беседы, рассматривание альбомов “Народы Поволжья”, подбор и изготовление национальной одежды для выступления детей.
Дидактическое обеспечение мероприятия (наглядность): русские, татарские, чувашские, башкирские, марийские, удмуртские, мордовские, костюмы на мальчика и девочку; презентация на данную тему; музыка
Словарная работа: русские, татары, удмурты, чуваши, башкиры, марийцы, мордовца, ремёсла, промыслы.
Структура мероприятия:
Вводная часть: (длительность 3 мин)
Цель: введение в тему занятия, создание интереса и эмоционального настроя.
Основная часть: (длительность 25 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
Заключительная часть: (длительность 2 мин)
Цель: подведение итогов занимательной деятельности.
Дифференцированный подход: предоставить каждому ребенку право рассказать подготовленный дома материал (стихотворение или рассказ).
Этапы работы:
Воспитатель: Слайд 1. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с народными промыслами. Мы живем в стране Россия, в Республике Татарстан. В Татарстане проживают разные народы. У народов есть свои особенности, традиции, культура.
Слайд 2. Воспитатель: Знакомьтесь, это куклы в русском костюме.
(Диск «Танцы народов Поволжья», мелодия №2, Русский народный танец «Как у наших у ворот»)
Воспитатель: слышите, это русская народная мелодия.
Дети в русском костюме:
1-й ребенок: посмотрите, как наряжались русские люди. Девочка в красном сарафане, белой рубашке. На голове кокошник, как у Снегурочки. Мальчик одет в красную рубашку, брюки. Кто знает, как называется головной убор у мальчика? Правильно, фуражка. Она украшена цветком. Наверное, они идут на праздник.
Слайд 3. 2 – ребенок: у русских людей были свои занятия – кузнечное дело, литье, гончарное ремесло, обработка дерева, ткацкое дело, плетение, шитье и вышивка, художественная роспись. Таким промыслам надо было долго учиться.
Воспитатель: Наши дети выучили стихи о русских народных промыслах, давайте их послушаем:
Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Узор дети расписали.
Постарались от души,
Ах! Плясуньи хороши!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо рассказали.
Воспитатель: Ребята, в нашей республике живут и народы татарской национальности.
Слайд 4. Звучит татарская мелодия.
Дети в татарском костюме:
1-й ребенок: Исәнмесез.
2-й ребенок: Хәерле көн. Хәлләр ничек?
3-й ребенок: Это куклы в татарском костюме. Девочка в платье с оборками по подолу, сверху одета жилетка – камзол, который украшен красивым орнаментом. На голове калфак. Мальчик одет в рубашку. Сверху жилет, он тоже украшен орнаментом. На голове тюбетейка.
Слайд 5. 4-й ребенок: Среди татар было много ремесленников. Сохранились ремёсла – золотое шитьё, кожаная мозаика, национальная вышивка, изготовление узорной обуви, ткачество, войлочное ковроделие, резьба по дереву, кружевоплетение, ювелирный промысел, керамика.
Воспитатель: Многие виды ремесел были навсегда утеряны: перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Но остались мастера, которые продолжают вышивать золотом на головных уборах – тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева, резать по дереву, вышивать и ткать, занимаются ювелирными работами, в том числе, – чернением по серебру, изготавливают кожаную мозаичную обувь.
Воспитатель: Наши дети выучили стихи про родной край, давайте их послушаем:
Как дорог мне родимый край,
Где я живу, с ним процветая.
Не нужен мне чудесный рай,
Люблю тебя, мой край родной,
И ручейки, и рек разливы,
И говорок татарский твой,
Как над водой подружки ивы.
Есть Татарстан – семья большая.
Слайд 6. Воспитатель: Ребята, чуваши, башкиры, марийцы, мордва, которые живут в Татарстане приехали к нам из других республик. В основном, большинство чуваш, башкир, марийцев, удмуртов, мордва живут у себя на родине. Чуваши живут в Чувашии, башкиры в Башкирии, марийцы в Мари-эл, Мордва в Мордовии. На экране слева вы видите герб и флаг этих республик.
Звучит чувашская мелодия.
Дети в чувашском костюме: «Аван-и?» «Хорошо?»
5-й ребенок: «Аванах! Да, отлично». Это куклы в чувашском костюме. Девочка одета в белое платье с геометрическим орнаментом, сверху повязан красный фартук, на груди украшение из монет. Шапочка называется тухья. Она тоже украшена монетами. Мальчик одет в белую рубашку, украшенную орнаментом, перевязана поясом. На голове высокая шапочка с узором.
Слайд 7. 6-й ребенок: Чуваш в переводе означает мирный, доброжелательный. Это скромный, трудолюбивый народ. Они, как и многие народы занимались земледелием, животноводством. А еще они владели ремеслами. Изготавливали орудия труда, телеги, гвозди, замки, посуду, украшения. Вышивальщицы вышивали узоры на одежде. Они считали орнамент не только украшением, но и оберегом от злых духов и болезней. Поэтому Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. А сейчас, я вам предлагаю поиграть в чувашскую народную игру “Ласточка”.
Звучит башкирская мелодия.
Дети в башкирском костюме. Здороваются по – башкирски: Хаумыхыгыз!
Слайд 8. 7-й ребенок: это куклы в башкирском наряде. Девочка одета в красное платье, с тремя оборками по подолу, сверху длинный камзол украшен башкирским орнаментом. На голове повязка из монет, по бокам висят меховые украшения. Мальчик одет в рубашку и штаны. Сверху длинный камзол, украшен орнаментом. Шапочка меховая, с хвостиком. У девочки музыкальный инструмент называется кубыз. А мальчик играет на курае. Башкирский курай известен во всем мире
Слайд 9. 8-й ребенок: Башкиры раньше были кочевым народом. Они жили в степях и пасли коней, овец. Когда свежей травы не оставалось для выпаса скота, они переезжали в другое место. Поэтому дома были сборными. Назывались юртами. Они круглые. Их можно было легко разобрать и собрать в другом месте. Еще башкиры очень хорошо умели скакать на лошадях, и стрелять из лука.
Слайд 10. Звучит марийская музыка.
Дети в марийском костюме здороваются по-марийски: Салам лийже!
9-й ребенок: это куклы в марийских костюмах. Девочка одета в белое платье, украшенное орнаментом. На голове острая шапка из монет, сверху платок. На груди украшение из монет. Мальчик одет в белую рубашку, она украшена марийским орнаментом. Есть пояс. На голове шапка. Марийцы играли на свирели и гуслях.
Слайд 11. 10-й ребенок: Марийцы вручную, с применением простейших приспособлений изготавливали из различных материалов посуду и утварь, орудия труда, одежду, украшения, обувь, детские игрушки, предметы конской упряжи и музыкальные инструменты. Плетение традиционных домашних изделий из прута, лозы, бересты стало одним из главных промыслов.
Слайд 12. Звучит удмуртская музыка.
Дети здороваются по-удмуртски: Чырткем!
11-й ребенок: это куклы в удмуртском костюме. Девочка одета в красное платье в клетку. Есть яркий фартук с нагрудником. На груди украшения из монет. На голове шапочка и платок. Мальчик одет в красную рубашку в клетку, есть пояс. Брюки и шапочка.
Слайд 13. 12-й ребенок: Удмурты занимались земледелием, животноводством, огородничеством. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах росла капуста, брюква, огурцы. Еще они охотились, рыбачили, занимались пчеловодством и собирали дары леса. Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка.
Воспитатель: Удмуртский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. Мастерство девушки оценивалось её вышивкой, и поэтому все маленькие девочки хотели научиться хорошо вышивать.
14. слайд. Дети в мордовском костюме входят под мордовскую музыку. Здороваются: Шумбратадо!
13-ребенок: рассказывает о куклах. Это мордовские куклы. Девочка одета в белое платье, фартук. Он украшен мордовским орнаментом. На голове шапочка и накидка. Шапка украшена орнаментом и двумя помпонами по бокам. Мальчик одет в белую рубашку. Она тоже украшена орнаментом. Одет в штаны. Они любили играть на трещотке и волынке.
14-й ребенок: Свои дома мордва ставила посредине обширных дворов, обнесённых кругом высоким забором. Народное творчество мордовского народа многообразно. Это вышивка, шитье бисером, художественная обработка дерева, а также устное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство. Мордва издавна занималась хлебопашеством, пчеловодством, рыбалкой и охотой на пушных зверей и птиц. Они выращивали: рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес и гречиху, лён.
Воспитатель: Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о труде.
Без дела жить — только небо коптить.
Без охоты нет работы.
Без работы день годом кажется.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Волка ноги кормят.
Воспитатель: Сегодня мы узнали, что народные промыслы связаны с жизненным укладом. Люди разной национальности любят свой дом, семью, свою Родину, хотят жить весело, дружно и мирно. Все народы любят трудиться, показать свои труд, изделия своего труда. Любите свою родину, берегите традиции, ремёсла и промыслы своего народа.
Воспитатель: А сейчас всех приглашаю в “Хоровод дружбы”.