Ямилова Юлдуз Мирзагитовна,
Гаянова Ильфира Вагизовна
воспитатели
МБОУ «Бугадинская ООШ»
Бугадинский детский сад
с. Старые Бугады, Республика Татарстан
Аннотация. В статье рассматривается, как народная игрушка влияет на эмоциональное развитие детей раннего возраста. Проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ. Авторами анализированы труды известных отечественных ученых. Подобраны методики диагностики эмоционального развития детей.
Ключевое слово. эмоция, аффективная реакция, формирование, игрушка, развитие, интерес, радость, чувства.
Ранний детский возраст – это период кардинальных перемен в личностном и психическом развитии ребенка [2]. Это касается и эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера детей играет роль в формировании и развитии взглядов и отношения ребенка к окружающей действительности, особое значение имеют эмпатические эмоции, проявляющиеся в сострадании и сопереживании.
Проблема эмоционального развития в детском возрасте является одной из востребованных тем в психолого-педагогической литературе. Это связано с тем, что эмоциональное развитие – это залог успешного социального развития. Проблема эмоций и эмоционального развития показана в работах Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [8], Я.З. Неверович [11], которые выявили закономерности эмоционального развития детей и связали эмоции с содержанием и структурой детской деятельности. Согласно Я.З. Неверович [11] и А.В. Запорожца [8], «эмоциональное предвосхищение является важным новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, претерпевающее на протяжении всего дошкольного детства ряд закономерных изменений».
Как отмечали отечественные психологи Л.С. Выготский [6], А.В. Запорожец [8], А.З. Неверович [11]«эмоции во время онтогенеза существенно обогащаются и приобретают новые, более совершенные формы проявления под влиянием социальных условий.
По мнению, Л. С. Выготского, эмоции играют важную роль в жизни детей, они дают возможность ребенку воспринимать реальность и реагировать на нее. Л.С. Выготский отмечал, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка»[6].
Л.И. Божович отметила, что эмоции способствуют развитию личностных черт у ребенка. В зависимости от того, какие эмоциональные реакции присутствуют у ребенка, такие черты характера и разовьются. Если положительные, то ребенок будет жизнерадостным, оптимистичным, дружелюбным, если же отрицательные, то, соответственно, будут преобладать такие черты характера, как пессимизм, агрессивность, боязливость. Постоянные переживания отрицательных эмоций может привести к возникновению неврозов и дезадаптации [5].
Эмоции детей раннего возраста развиваются в процессе предметной деятельности,
когда ребенок манипулирует с предметами. Играя с игрушками, у ребенка формируется интерес к ним. Разные предметы могут вызвать у него бурю эмоций: одни вызывают радость, другие гнев и огорчение. Также негативные эмоции формируются в процессе нарушений режима дня, например, когда ребенок не хочет кушать и спать, или в процессе малого общения с взрослым, или из-за рассогласованности методов воспитания. Несмотря на это, в процессе дня ребенок получает и положительные эмоции, которые проявляются в улыбке, возгласах, частых обращениях к взрослым [14]
Именно в этом возрасте у детей формируется эмоциональное отношение к сверстникам, дети наблюдают, интересуются друг другом, обмениваются игрушками. У детей формируются чувства соперничества, зависти, ревности. Они могут проникнуться симпатией или антипатией к сверстнику [12].
А.В. Запорожец верно отметил, что ребенка в процессе общения и социального опыта формируются эмпатические чувства и умение сопереживать свои сверстникам и вообще взрослым, Это проявляется в умении видеть радость или печаль в других и в умении переживать эти эмоции как свои собственные. Эмпатическим чувствам ребенок учится с самых первых дней свой жизни и в основе лежит механизм подражания. Т.е. ребенок копирует поведение в первую очередь поведение своих родителей [8].
Эмоции в раннем возрасте крайне неустойчивые, дети импульсивны, плаксивы. По мнению Г.А. Урунтаевой, эмоции в раннем возрасте в полной мере охватывают поведением малыша, поэтому он становится непредсказуемым и импульсивным [13]. Эмоции оказывают влияние на поведение ребенка, часто дети,совершая то или иное действие, не задумываются над свои поведением, действуют сиюминутно на фоне возникших переживаний [7].
В раннем детстве, особенно при приближении кризиса 3-х лет, можно наблюдать яркие аффективные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка или с трудностями, с которыми он сталкивается. Например, ребенок не может что-то сделать, у него что-то не получается и рядом нет взрослого, вполне очевидно, что такая ситуация может закончиться эмоциональной вспышкой. Ребенок раннего возраста может разгневаться или заплакать при отсутствии внимания со стороны взрослых или по причине ревности к брату или сестре. Дети раннего возраста подвержены «эмоциональному заражению». Часто дети заражаются психическим настроем других детей в процессе общения [1].
Дети раннего возраста могут уже распознавать эмоции и переживания других детей и взрослых. Опытные исследования В.В. Абраменковой и А.В. Петровского, утверждают, что дети сначала с легкостью распознают гнев, но труднее получается распознать печать и грусть [7].
В раннем возрасте зарождаются нравственные, эстетические чувства и эмоции, чувства гордости и самолюбия. По мере взросления эмоциональная сфера детей углубляется и обогащается, они становятся содержательными.
В основе формирования эмоций детей раннего возраста лежат игрушки. Игрушка – это средство познания ребенком окружающего и внутреннего мира с точки зрения переживаний. Дети учатся выражать свое эмоциональное отношение к действительности. Игрушки вызывают у детей много радостных эмоций, они радуются, удивляются, волнуются, иногда разражаются и гневаются при виде игрушки[2].
Игрушку и ее роль в развитии детей изучали многие ученые, например Л.С. Выготский [6], В.С. Мухина [10], Е.О. Смирнова [12], Б.Д. Эльконин [14]. О влиянии игрушки на эмоциональное развитие ребенка говорили В.В. Абраменкова [1], В.С. Мухина [10], Е.О. Смирнова [12].
Игрушка для ребенка раннего возраста – это орудие его развития и знакомства с окружающей действительностью, это способ познания мира в целом. Первые игрушки, предлагаемые взрослыми, побуждают ребенка к действию, развивая у него сенсорные процессы. Игрушка – это основное средство развития, воспитания и обучения ребенка. Она имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: развивает все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), развивает познавательные интересы, формирует любознательность, прививает любовь к труду, побуждает к творчеству, воспитывает художественный вкус [10].
По мнению А.С. Макаренко игрушка – это главный инструмент игровой деятельности в дошкольном возрасте, она образует «материальную основу» игры. К.Д. Ушинский назвал игрушку «школой воспитания чувств ребенка», любимые игрушки воспитывают у ребенка доброту, сочувствие, эмпатию[3].
Д.Б. Эльконин считал игрушку предметом, помогающий моделировать мир взрослого. Играя с игрушкой дошкольник моделирует действия взрослого, он начинает переносит действия взрослого на себя, тем самым он называет себя именем взрослого, например «Катя- мама», т.е. ребенок с игрушкой отождествляет себя со взрослым [14].
Особое значение в развитии личности ребенка имеет народная игрушка. Ценность народной игрушки в том, что она духовно и нравственно обогащает внутренний мир ребенка, она учить видеть внутреннюю красоту природу и ценность человеческой жизни. Народная игрушка способствует гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек создаются условия для познания детьми окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим людямО роли национальной русской игрушки говорили Н.Н. Анисимова [3], А.Г. Ахтян [4], О.Л Князева, М.Д. Маханева [9].
Народная игрушка относится к декоративно-прикладному искусству, народному творчеству и отражает весь колорит и многогранность культуры народа. Народная игрушка воплощает в себе культурные традиции предыдущих поколений, их ценностные ориентиры, традиционная игрушка служит, прежде всего, духовно-нравственному развитию детей [9].
Ценность народной игрушки в воспитании ребенка заключается в том, что она эстетическому, нравственномувоспитанию детей. Во время игры с такими игрушками ребенок развивается, познает традиции другого народа, и усваивает социальный опыт своего народа. Игрушка является своеобразным средством передачи культурного опыта от поколения к поколению [3].
Народная игрушка – основа нравственного развития ребенка раннего возраста. Они вызывают положительные эмоции у детей, способствуют эмоциональному развитию. Эмоциональное развитие детей раннего возраста невозможно без народных игрушек, так как они обеспечивают познание культурных традиций и внутреннего мира с эмоциональной точки зрения, они учат выражать свои чувства по отношению к другим людям и предметам мира [9]. Д.Б. Элькониным была отмечена особенность игрушки, которая сводилась к тому, что дети моделируют взрослую жизнь в мотивах, задачах, правилах, эмоциях. Он отметил эмоциональную сторону игрушки, через которую формируются эмоциональные черты личности ребенка[14].
Народная игрушка, являясь важнейшим видом деятельности в период детства, имеет потенциал в развитии у детей эмоциональных качеств. Она вызывает у ребенка самые разные эмоции, они могут удивляться, радоваться, восторгаться, волноваться, раздражаться [3]. Поэтому народная игрушка является одно и то же время и средством эмоционального развития и средством коррекции эмоциональных нарушений у ребенка. Народные игрушки вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции; они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность; они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний [9].
На то, что народные игрушки имеют огромный эмоциональный потенциал, обращали внимание многие деятели психологической науки. Все они отмечали, что смысл игрушки заключается в том многообразии эмоциональных переживаний и значимых для ребенка чувств, которые они источают. В процессе игры с народными игрушками дети переживают глубокие перерождения первичных аффективных реакций в более сложные чувства и эмоции [14].
Отмечена взаимосвязь эмоций с игрушками. Так игра с народной игрушками оказывает влияние на эмоциональное становление ребенка и появления у него определенных эмоций, с одной стороны, а с другой стороны возникшие эмоции оказывают влияние на развитие игры определенного содержания [10].
Поэтому педагоги ДОУ должны как можно чаще использовать народную игрушку в эмоциональном развитии детей раннего возраста.
Таким образом, эмоциональное развитие детей неотделимо от игрушек. Особенно важная народная игрушка. Народная игрушка, являясь средством ознакомления детей с народными обычаями, культурой, способствует формированию эмоционального отношения к культурному явлению, а также формирует эмоциональное отношение к традициям и народному искусству. Для ребенка игрушка его друг и партнер, она ассоциируется с теплыми чувствами и переживаниями. Игрушка вызывает у ребенка самые разные эмоции, они могут удивляться, радоваться, восторгаться, волноваться, раздражаться. Народная игрушка является посредником между чувствами ребенка и историческим прошлым народа, его культурным наследием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Воронеж, 2010. – 256 с.
- Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Педагогика, 2017. – 304 с.
- Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 9. – С.89-92.
- Ахтян, А.Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 2. – С.88- 91.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М.: Академия, 2018. – 464 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2010. – 1136 с.
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 310 с.
- Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.25-27.
- Князева, О.Л. Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры: учеб.-метод. пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханеева. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 304 с.
- Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка /В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С.123-128.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. А. В. Запорожца, Я.3. Неверович. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / О.Е. Смирнова. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.
- Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2015. – 291 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 2014. – 265 с.