Ахмеджанов Денис Маратович
Бычков Андрей Юрьевич
старший преподаватель кафедры теории и методики футбола и хоккея,
учитель адаптивной физической культуры, учитель-дефектолог
ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ»;
ГБОУ «Казанская школа-интернат № 1»
г. Казань, Республика Татарстан
Дети с интеллектуальными нарушениями как, впрочем, и дети с ограниченными возможностями здоровья других нозологий, имеют явную потребность в том, чтобы вести такой же образ жизни, как и другие дети.
Футбол может послужить хорошим средством интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество. Способствуя их психическому и физическому развитию. Формируя у них различные умения и навыки, включая социальные.
тренировочный процесс детей с интеллектуальными нарушениями может отличаться от тренировочного процесса других детей в силу ряда особенностей в развитии. Но это не значит, что его нужно кардинально менять. Так как в тренировочном процессе остается важным обучить детей основам футбола, технике, тактике, пониманию игры. Также важно их физическое развитие и создание безопасной среды, в которой футболисты взаимодействуют со всеми участниками процесса. Поэтому тренеру нужно обратить внимание на отличительные особенности таких детей и адаптировать методы обучения в соответствии с этими особенностями.
В целях повышения эффективности тренировочного процесса можно использовать следующие рекомендации:
- Соблюдать последовательность в обучении, потому что детям может быть сложно запомнить сразу большой объем информации.
- Уделять внимание каждому футболисту.
- Как можно больше и чаще использовать наглядные методы.
- Многократно повторять каждый технический элемент.
- Использовать в качестве средств подвижные игры, которые направлены не только на развитие физических качеств, но и на взаимодействия друг с другом.
- Если для проведения упражнения требуется ограничить площадку, то нужно наглядно и четко обозначить границы. Хорошо подходят яркие фишки или конусы отличные от цвета площадки.
- Нельзя ругать или наказывать детей за то, что у них что-то не получается.
- Если нужно донести до занимающегося какую-то информацию, то нужно сначала сделать так, чтобы он обратил на вас внимания. Подойти, встать с ним на один уровень и глядя в глаза сказать то, что мы хотим.
- Тренировочные средства должны соответствовать уровню подготовленности занимающихся. Специфические футбольные упражнения должны составлять большую часть всех тренировочных упражнений. Не менее 50% основной части занятия должны составлять игровые упражнения.
- Целесообразно заканчивать основную часть игрой в футбол. Во время остановок в игре будет полезно просто и наглядно разобрать действия, в которых были допущены ошибки.
- Хвалить и поощрять детей за старание, а не только за правильное выполнение технических или тактических действий.
После окончания тренировки необходимы подвести итоги занятия, определить, насколько дети удовлетворены проделанной работой, что им понравилось, а что нет. Что им запомнилось больше всего, и что они хотели бы повторить.
- Полезны будут домашние задания по теме тренировки для закрепления навыков.
- В старших классах можно дополнительно добавить отдельную тренировку по физической подготовке.
Также нужно учитывать тот факт, что в группе занимающихся могут быть дети с разными футбольными способностями. Это может быть, как из-за разницы в физическом или ментальном развитии, так из-за того, что кто-то только начал заниматься, а кто-то занимается уже давно.
Тренировки должны учитывать потребности всех футболистов и давать возможность для роста каждому. Можно изменять условия выполнения упражнения под уровень подготовленности детей. При желании можно внедрить индивидуальные занятия.
Если предложенное тренером упражнение, в силу недостаточного уровня технической, тактической или физической подготовленности, выполняется не так, как оно планировалось, то его нужно упрощать.
Упростить упражнение можно следующим образом:
- Уменьшить количество партнеров – это приведет к упрощению тактики. У футболистов будет меньше вариантов по взаимодействию.
- Уменьшить количество соперников – это упростит упражнение и с тактической, и с технической точки зрения. У футболистов будет меньший уровень сопротивления, больше времени на принятие решения и выполнения технического приема.
- Увеличить размер площадки – это также упростит ситуацию с точки зрения техники и тактики. У детей будет больше времени на принятие решения и выполнение технического приема. Но нужно иметь в виду, что увеличение площадки повышает требования к физическим качествам футболистов, в частности, к выносливости.
- Увеличить размеры ворот, если материально-техническая база позволяет. Это упростит тактические требования упражнения.
- Убрать мячи в случаи, если главная задача упражнения — это развитие физических качеств и мяч является избыточным нагрузочным фактором.
Если возникает ситуация, когда наоборот нужно усложнить упражнение, то алгоритм действий следующий:
- Увеличение количества партнеров – усложнение тактики.
- Увеличение количества соперников – усложнение тактики и техники.
- Уменьшение размеров площадки – усложнение тактики и техники, а также повышенные требования к скоростно-силовой подготовленности.
- Уменьшение размера ворот – усложнение тактики и техники.
- Увеличение количества ворот – усложнение тактики, у футболистов появляется несколько решений.
- Увеличение количества мячей – повышает эмоциональный фон, повышает требования к технике и физическим кондициям. Действия приходится выполнять быстрее и чаще. При этом упрощаются требования к тактике.
При всем вышесказанном не нужно забывать, что занятия по футболу – это в первую очередь приятное времяпрепровождения, а уже потом тренировка. Детям должны нравятся тренировки, и они должны хотеть на них приходить.