Янгельдина Анна Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
г. Тетюши, Республика Татарстан
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,
формирование экологической культуры.
Задачи:
Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о взаимодействии человека с природой, посредством игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания детей о природе, формирование эмоциональной отзывчивости, желания защищать и приумножать природные богатства умения принимать решения; Повысить двигательную активность и мотивационную готовность к познанию и исследованию природы;
Развивающие:
-Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм и правил поведения в природе, обществе;
Воспитательные:
– Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
Предварительная работа:
Знакомство с правилами поведения в природе. Расширение представлений о диких животных, птицах, насекомых. Беседы о пользе леса и правилах поведения в нем, о бережном отношении к природе, о взаимодействии человека с природой. Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок на лесную тематику. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеороликов на экологическую тематику.
Материалы и оборудование:
Письмо-видеозапись от Эколят, конверты с заданиями, карта-путеводитель, экологический светофор, звуки природы, карточки «Можно -нельзя», саженцы каштана; картинки с изображением насекомых и птиц; водные обитатели, бумажные цветы, различный мусор и 6 контейнеров; разрезные картинки; карточки «живая-неживая природа», семена цветов, энциклопедия- подарок Эколят.
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,
формирование экологической культуры.
Задачи:
- Организационный момент
Воспитатель: Каждый новый день начинается с солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!»
Давайте поздороваемся с нашими гостями и со всем тем, что нас окружает.
Приготовьте ладошки:
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок!
Солнечные зайчики!
Быстрый ручеёк!
Здравствуй, спелая трава!
Здравствуй, шумная листва!
Всех приветствуем сейчас!
Очень рады видеть вас!
Воспитатель: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло видео письмо. Но мне кажется, оно не только адресовано мне, но и вам тоже. Давайте посмотрим на экран.
Здравствуйте, ребята! Вы конечно же помните нас я – Тихоня, я- Шустрик, я-Елочка, а я-Умница! –мы эколята, защитники природы. Совсем недавно вы вступили в ряды эколят – теперь и вы защитники Природы. Мы очень рады, что у нас теперь есть помощники. Нам очень нужна ваша помощь. Природа в беде! И одни мы не успеваем в разные места спасать растения, животных и птиц. Не могли бы вы нам помочь? Если вы согласны, то первое задание для вас спрятано в уголке леса. Остальные задания вы будете получать после выполненных поручений и так дойдете до конца, где вас будет ждать сюрприз. Удачи вам, эколята!
Воспитатель: Ну, что ребята, будем делать? Поможем эколятам? (Ответы детей)
– Теперь, нам нужно спасти природу. А для этого мы с вами отправимся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и испытания. Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
А чтобы узнать, куда нам нужно отправиться, нам поможет план-карта. (Смотрим на карту, первая остановка «Лес»)
II. Основная часть
Воспитатель: Путь к лесу не короткий, чтобы дойти до него, нужно преодолеть некоторые препятствия. (дети проходят змейкой через кегли, проползают через воротики, прыгают с кочки на кочку и т.д)
Воспитатель:
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу и стрекозу.
Трели птиц, и шепот листьев,
Песню ветра и ручья.
Все люблю послушать я.
(слушание аудиозаписи).
Ребята, прежде чем зайти в лес, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу, а для этого я вам предлагаю поиграть в игру «Светофор природы».
У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый. Красный сигнал –запрещает действие, приносящий вред окружающей природе. Зелёный сигнал –разрешает и одобряет действия, помогающие природе. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете объяснять действия, изображённые на них и размещать согласно светофору.
– Не рубить деревья и кустарники – деревья очищают воздух;
– Не разводить костры под деревьями может возникнуть пожар и погибнет все живое;
– Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу;
– Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчелам, бабочкам;
– Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы;
– Не разорять гнезда птиц – они радуют нас своими песнями;
– Не брать домой детенышей зверей – лес дом для них;
– Не разорять муравейники – они убирают всю падаль, нечистоты и уносят все под землю. Поэтому в лесу всегда чисто и свежо.
Встречает Лесничий:
Здравствуйте, ребята
В царстве моём есть и звери, и птицы,
Дятел и крот, есть лиса и синица.
Есть комары, муравьи, соловьи.
Все для красоты нашей Земли!
Сотрудник лесной отрасли: Слышала, что вы теперь эколята -защитники природы, и сегодня вы спешите на помощь природе. Много разных деревьев растёт у вас в лесу, но чтобы лес был гуще и красивей, я принесла вам саженцы деревьев и предлагаю вам вместе со мной посадить их. Посмотрите на листочки, как вы думаете, саженцы каких деревьев мы сегодня посадим?
Дети: каштан, пихта, дуб.
III. Практическая часть.
Проводится инструктаж по посадке саженец. Дети распределяются с воспитателем возле подготовленных заранее лунок для посадки саженец. Одевают перчатки, сажают саженцы в лунки, помогают засыпать землёй корешки, поливают. Затем подвязывают колышки, чтобы саженец выпрямился и укрепился.
Сотрудник лесной отрасли: Спасибо вам, ребята за бесценный труд. Ведь саженцы, которые мы с вами посадили, в скором времени окрепнут, вырастут, и лес наш станет больше и красивее. А кто скажет, какую пользу приносит лес?
Дети: Лес это дом для зверей. Он даёт человеку пищу, лекарственные растения, древесину для строительства и отопления жилища. Леса очищают и обеззараживают воздух, насыщают его необходимым для дыхания кислородом, регулируют температуру и влажность воздуха. Лесные насаждения защищают почвы от разрушения и заболачивания. Созерцание красоты леса дарит людям положительные эмоции.
Сотрудник лесной отрасли: Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща). А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес). Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель).
Ребёнок:
Если в лес пришел гулять.
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Мы друзья, а не враги!
Выходим из леса
Сотрудник лесной отрасли: До свидания ребята, желаю вам пройти все препятствия и помочь природе.
Физ.минутка «Дерево»
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги- это корни,
Их расставим шире (ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс)
Чтоб держали дерево, (ставят один кулак на другой)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали (наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, какая наша следующая станция, куда нам нужно идти?
(Двигаемся к станции «Насекомые и птицы» находим конверт с заданием)
1-задание от ёлочки «Кто какую пользу приносит»
Дорогие друзья, люди которые приходят в лес отдыхать, часто ведут себя не правильно. Они могут растоптать дождевого червяка, пнуть мухомор, наступить на лягушку, разорить муравейники и сети паука, я очень прошу вас рассказать о пользе этих животных и насекомых.
Посмотреть на картинку, назовите, кто изображен на ней, и расскажите, какую пользу он приносит.
(Дети по картинке рассказывают о пользе насекомых и птиц).
Дождевой червяк – рыхлит землю, улучшает приток воды и воздуха к корням растений.
Паук– истребляет насекомых вредителей кровососущих, в том числе мух.
Скворец – за день ловит столько вредителей, сколько он сам весит.
Мухомор – питает влагой корни берёзы, сосны, ели и лиственницы; лечатся ими животные: лоси, медведи, олени, белки, лисы, очень любят слизни. Используют для истребления мух и клопов, отсюда и название-мухомор.
Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которые, не едят птицы.
Муравьи– опыляют цветы, т.к. любят полакомиться нектаром, Они перемешивают почву и насыщают её кислородом, рыхлят на глубину 50-70 см. Растения которые растут вблизи муравейника пышно разрастаются.
Дятел – лесной доктор – убивает личинок жуков короеда из-под коры деревьев и строит новые дупла для других птиц и животных.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Вот, оказывается, какая польза от лесных жителей и насекомых.
Физ. минутка
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
– Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
Смотрим на карту. Следующая станция «Пруд» идём к пруду.
Воспитатель:
Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили
Утомил всех долгий путь
У речки сели отдохнуть
(находим письмо от Умницы).
2 – задание от Умницы «Рассортируй мусор»
Дорогие ребята, на пруду отдыхали туристы и мусор разбросали по всюду и даже закинули в пруд, бедные его жители: рыбки, раки, лягушки…нужно им помочь, очистить дом от мусора.
Воспитатель: так, ну и что вы думаете, ребята, что нам надо сделать? (убрать мусор)
Воспитатель согласна, но тут мусора много и весь разный, как вы думаете, как же нам его убрать то. (Рассортировать его), а зачем? (для быстрой переработки). Бумага-картон, пластик, металл, электронные отходы, пищевые отходы. А давайте с вами вспомним, какой мусор, в какой бак нужно выбрасывать.
Воспитатель: вот мусор то весь убрали да как- то скучновато здесь, нет красоты, а чтобы было красивей я предлагаю вам украсить наш водоём цветами, которые мы приготовили. (Опускаем в «водоём» цветы, а они распускаются).
Ребёнок: Самое главное – чтобы люди не загрязняли воду, не бросали отходы и различный мусор. Ведь никто кроме нас не может помочь нашей Земле, если мы не будем следить за экологией, то и воздух, и водоёмы, будут грязными.
( Смотрим на карту, находим следующую станцию «Сигнал опасности» Находим письмо от Шалуна).
3 задание от Шалуна «Потуши пожар»
своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства
родной природы.
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,
формирование экологической культуры.
Задачи:
Тили, тили, тили бом
Загорелось все кругом
Вы, друзья, скорей бегите
И огонь остановите.
В лесу в жаркую погоду часто возникают пожары, потому что люди не затушили, уходя за собой костер. Этого нельзя допускать. И сейчас вам нужно, распределиться по два человека. Преодолевая препятствия, оббежать кегли, добежать до столов, на которых лежат разрезные картинки –призывы и собрать их.
(Дети выполняют задание, объясняют, что нарисовано на собранной картинке).
Ребёнок: Помните всегда о том,
Что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен!
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Ну а сейчас посмотрим на нашу карту, куда нам отправляться и где ждёт нас следующее задание ( прогулочный участок станция «Цветочная») находим письмо от Тихони:
Дорогие, друзья, если вы читаете моё письмо, то значит, вы прошли все испытания, и у вас осталось последнее задание. Сейчас весна, а это значит, что природа пробуждается, цветы распускаются. Наверное, и вы очень сильно хотите, чтобы на вашем участке было красиво и радостно. Я тоже очень люблю цветы и хочу поделиться с вами семенами цветов вьюна. Когда цветок вырастит, то он непременно будет вас радовать на прогулке.
Но прежде чем приступить к посадке цветка, я хочу у вас спросить, что относится к живой и неживой природе?
Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что относится к живой природе?
Дети: Живая природа – это то, что дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает,
Воспитатель: А что относится к неживой природе?
Дети: а неживая природа не питается, не дышит, не растет, не размножается, не умирает.
(расставляют карточки в две колонны с изображением живой и неживой природы)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, может ли живая природа существовать без неживой? (Нет)
Воспитатель: Правильно, ребята. Все объекты живой и неживой природы взаимодействуют друг с другом и не могут существовать одна без другой. Например: Растения относятся к живой природе и не могут существовать без энергии неживой природы, например солнца, воды, тепла и света. Животные так же не могут жить без воздуха, воды, еды.
своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства
родной природы
Воспитатель: А сейчас мы с вами приступим к посадке семян цветов.
(Дети одевают перчатки, сажают семена в лунки, закрывают землёй и поливают)
IV. Заключительная часть.
(выходят эколята)
Эколята: Сегодня вы ещё раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Да, думаем, с такими помощниками наша планета Земля всегда будет в чистоте и порядке! А за то, что вы помогли природе, как мы и обещали, дарим вам вот такую поучительную книгу. (Вручают подарок Энциклопедию)
Дети:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать,
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!
Воспитатель:
Ребята, что вам сегодня запомнилось? Где мы сегодня с вами побывали? Как мы помогали природе? Что мы делали, чтобы помочь растениям и животным? Кого вы встретили в лесу? Вам понравилось быть помощниками и защитниками природы?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Тетюши»
Конспект
Организованной образовательной деятельности
в логопедической группе
по социально-коммуникативному развитию
Игра в стиле геокешинг
«Юные спасатели спешат на помощь»
Воспитатель I кв.категории:
Янгельдина А.С.
Воспитатель.: – Но прежде чем отправиться туда, нужно вспомнить
правила поведения в гостях у Матушки-природы. –Ну, что вы
готовы….,тогда слушайте.