Мифтахова Чулпан Марсельевна,
Мустакимова Рамзия Раисовна
воспитатели
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 города Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Изодеятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
– мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
– пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
– внимания и усидчивости;
– изобразительных навыков и умений;
-наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Тема проекта: «Цветная неделя»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Тип проекта: обучающий, творческий
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации: одна неделя
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели
Планируемые результаты:
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материалы и оборудование:
- 1. Лист бумаги.
- 2. Гуашь.
- 3. Трафареты.
- 4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).
- 5. Тампон.
- 6. Стекло или пластик.
- 7. Нитки.
- 8. Щетка и стека.
- 9. Крупа.
- 10. Подносы.
- 11. Использованные фломастеры.
- 12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья)
- 13. Соль.
- 14. Ватные палочки.
- 15. Свеча.
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
– Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки).
– Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, ватными палочками, пробками, поролоном и т.д.).
– Дать использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
– Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
– Развивать творческие способности, эстетический вкус.
– Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
Описание проекта:
Реализация проекта строилась в три этапа:
Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы;
На предварительном этапе мной была изучена методическая литература по проблеме; был разработан тематический план работы. Выяснила уровень развития творческих способностей детей с помощь мониторинга.
Цель второго этапа: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.
На втором этапе (практическом) мной проводилась организованная образовательная деятельность по реализации проекта. Организованно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. В начале дети знакомились с новой техникой рисования, затем шла работа по формированию и закреплению полученного навыка. В последних работах дети сочетали нетрадиционные техники рисования в одной композиции. При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются мной, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.
Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоения детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием.
На заключительном этапе была оформлена выставка детских рисунков. Проведён мастер – класс для родителей «Мыльные пузыри», где родители были познакомлены с нетрадиционными техниками рисования, и с удовольствием попробовали использовать их. Проведён мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.
План мероприятий по реализации проекта
Реализация проекта «цветная неделя»
I. Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «цветная неделя».
Понедельник – красный цвет.
Вторник – желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – синий цвет.
Пятница – итоговое мероприятие
II. Прожитие темы недели
Дни недели |
Названия мероприятий |
Понедельник |
Первый день красного гномика. (Красный цвет) «Яблоки» (рисование гуашью, дорисовывание деталей) Чтение стихов с упоминанием цвета; Дидактические игры «Привяжи к шарикам ниточки», «Соберём мячики по цветам». Подвижные игры «По малину в сад пойду» Домашнее задание: Нарисовать дома фрукт или овощ красного цвета |
Вторник |
Второй день жёлтого гномика. (Желтый цвет) «Солнышко» Рисование ладошками. Рассказывание «разноцветных» сказок; Чтение стихов с упоминанием цвета; Дидактические игры «Подбери по цвету посуду», «Соберём мячики по цветам», «Сложи картинку»; Раскраска цыплят красками Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Цыплята и сердитый петушок» Домашнее задание: Раскрасить или оформить в виде аппликации цыплёнка |
Среда |
Третий день зелёного гнома. (Зелёный цвет) Аппликация «Лягушка» Рассказывание «разноцветных» сказок: «Путешествие в зелёную сказку» Чтение стихов с упоминанием цвета; Дидактические игры «Посади бабочку на цветок», «Привяжи к шарикам ниточки», «Сложи картинку»; Подвижные игры «Самолёты», «По малину в сад пойду» Домашнее задание: Принести поделку с использованием зелёного цвета |
Четверг |
Четвёртый день синего гнома. (Синей цвет) Рисование «Облака» Рисование по сырому фону. Рассказывание «разноцветных» сказок; Чтение стихов с упоминанием цвета; Дидактические игры «Подбери по цвету посуду», «Посади бабочку на цветок», «Привяжи к шарикам ниточки», «Соберём мячики по цветам», «Сложи картинку»; Подвижные игры «Цыплята и сердитый петушок», «Самолёты» Домашнее задание: Нарисовать дома васильки или колокольчики |
Пятница |
Итоговое мероприятие. Закрепление всех цветов недели. Проведение подвижных игр: «Собери игрушки по цветам» Как играть: Разбросайте по полу игрушки. На стул поставьте корзинку или коробку и предложите по сигналу, собрать игрушки того цвета, который назову. «Лохматый пес» В эту игру интереснее играть компанией. Один ребенок изображает собачку. При этом он сидит на корточках и делает вид, что спит. Остальные дети ходят вокруг него. Кто-то читает строки: Вот сидит лохматый пес, В лапы свой, укутав нос. Тихо, смирно он сидит: Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что же будет. На последних строчках «собачка» просыпается и начинает «лаять» и догонять деток. Пойманный первым, становится собачкой. Игра «Цветик семи цветик». Угощение по окончанию мероприятия: «киндер сюрприз» |
Приложение №1
Итоговая образовательная деятельность по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: “Яблоко – спелое, красное, наливное“.
Задачи:
1. Знакомить детей рисовать гуашевыми красками яблоко;
2. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа;
3. Воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа:
1. Дидактические игры: ” Фрукты и овощи”, ” Чудесный мешочек”, ” Угадай по описанию;
2. Чтение сказки Владимира Сутеева ” Мешок яблок“.
Материалы: краски гуашевые, кисти, палитра, банки с водой, салфетки, альбомные листы.
Наглядно-методическое пособие:
1. Плакат ” Фрукты”;
2. Изображение дерева – яблони;
3. Игрушка – ежик.
Ход ОД:
Воспитатель: (начинает рассказ) Росло в саду на дереве краснобокое, наливное, солнышком согретое. Как вы думаете о каком фрукте я сейчас говорю.
Дети: О яблоке (если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает).
Воспитатель: Ребята прислушайтесь, кто-то за дверью фырчит.
(Воспитатель открывает дверь). В группу входит ежик.
Ежик: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуй ежик.
Ежик: Я пришел к вам с дарами осени, с подарками. (Выкладывает на стол муляжи яблок). Как вы думаете ребята, что это?
Дети: Яблоки
Ежик: Правильно это яблоки
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а сейчас посмотрите на яблоки, которые принес ежик, какие они по форме?
Дети: Круглые.
Воспитатель: Чем яблоки спелые отличаются от не спелых
Дети: спелые яблоки – сладкие, а не спелые – кислые
Воспитатель: А сейчас я предлагаю пройти на свои рабочие места и нарисовать красное, сочное, спелое яблоко.
(Воспитатель показывает последовательность работы)
Воспитатель:
1. Рисуем яблоко красной краской
2. Один бочок раскрашиваем желтой краской, одним мазком
3. Далее рисуем палочку коричневой краской, с помощью которой яблочко держится на веточке и радует своим ароматом и цветом.
Воспитатель: Ребята, но перед тем как вы начнете свою работу, необходимо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Ежик топал по дорожке (загибать по очереди пальцы)
Яблоки нес он в лукошке (сначала на левой руке, потом на правой)
Чтобы яблоки сосчитать,
Нужно пальцы загибать (в конце упражнения руки должны быть зажаты в кулачки)
Воспитатель: А теперь, можно приступать к работе, ребята.
(Дети выполняют работу, а ежик им помогает)
Воспитатель: Ребята, отложили в сторону кисти, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка:
Вот так яблоко!
Оно соку спелого полно.
Руки протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.
(После физкультминутки дети продолжают работу)
Воспитатель: Ребята, какие красивые яблочки получились на ваших рисунках. Я хочу прочитать стихотворение:
Очень рада Светочка,
Яблочку на веточке!
Яблонька качается,
Свете улыбается:
-Светочка, послушай!
Яблочко покушай!
А яблочко смеется-
В руки не дается!
Ежик: Дети давайте поиграем в игру ” Чудесный мешочек”. В этом мешочке лежат фрукты и овощи”, вы должны определить на ощупь, что это фрукт или овощ (дети с Ежиком играют в дидактическую игру). Поиграв, Ежик прощается с детьми.
Ежик: До свидания ребята.
Дети: До свидания.
Приложение №2
Итоговая образовательная деятельность по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Солнышко»
Цель: Дать детям умению рисовать солнышко гуашью.
Задачи:
- продолжать рисовать предмет круглой формы, прямые линии;
- закреплять знание желтого цвета;
- продолжать правильно держать кисточку, аккуратно макать ее в краску;
- развивать мелкую моторику рук;
- прививать интерес к рисованию, усидчивость, аккуратность.
Материал: игрушка «Медвежонок», плоскостное изображение солнышка, кисти, гуашь желтого цвета, листы бумаги голубого цвета (тонированные), баночки с водой.
Предварительная работа: наблюдение за солнцем на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение потешек и стихотворения К.И. Чуковского «Краденое солнце», разучивание стихотворения «Солнышко», подвижная игра «Солнышко и дождик».
Ход ОД:
Воспитатель. – Ребята, посмотрите, какой у нас сегодня гость. Кто это?
Дети. – Медвежонок.
Воспитатель.- Правильно, ребята. Медвежонок мне только что рассказал, что крокодил опять проглотил солнце и теперь у них в лесу темно и страшно. Давайте поможем зверятам. Предлагаю вам нарисовать солнышко и подарить его медвежонку.
Ребята соглашаются с воспитателем.
Воспитатель:– Ребята, а у нас в группе есть солнышко? (дети показывают солнышко, изображенное на стене, на календаре природы, на горке).
Воспитатель: – Молодцы! (предлагает сесть за столы).
Вместе с детьми рассматривает изображение солнца на доске.
Воспитатель: – Ребята, какого цвета солнце?
Дети: – Желтое.
Воспитатель: – А какое оно по форме?
Дети: – Круглое (вместе с воспитателем пальчиком рисуют круг в воздухе).
Воспитатель: – А что еще есть у солнышка?
Дети: – Лучики (рисуют в воздухе палочку пальчиком).
Воспитатель: перед тем, как начать рисовать предлагаю немного поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
Утро красное пришло
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.
Прилетели тучки –
Спрятались все лучики.
Воспитатель показывает, как рисуется солнце (акцентирует внимание на то, как правильно держать кисточку), дети повторяют за ним. При необходимости помогает ребятам.
В конце ОД дети дарят свои работы медвежонку.
Приложение №3
Итоговая образовательная деятельность по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Лягушка»
Задачи:
- Дать детям элементарные знания о внешнем виде лягушки, среде ее обитания и образе жизни.
- Формировать устойчивые представления о цвете, форме, количестве, величине, геометрических фигурах.
- Закреплять умение отсчитывать заданное цифрой количество предметов.
- Упражнять в звукоподражании, конструировании из строительного материала
- Совершенствовать навыки рисования карандашом и пальчиком, наклеивания, лепки.
- Развивать речь, мелкую и общую моторику, внимание, умение согласовывать слова и движения, чувство ритма.
Оборудование:
Сундук. Большая игрушка «лягушка», мелкие игрушки «лягушки», игрушки-прыгалки для пальчиковой игры.
Карандаши синие и красные. Соленое тесто синего цвета, камешки, коктейльные соломинки зеленого цвета, цветы.
Разноцветные прищепки, обрезанное дно от пластиковых бутылок в виде цветка.
Строительный материал: кубики, бруски.
Вырезанные из плотного зеленого картона головы лягушек с вставленным в рот двигающимся шнурком. Пуговицы разного размера и цвета, силуэты лягушек с наклеенными кругами соответствующего цвета и размера.
Пальчиковые краски, раскраска «лягушка».
Аудиозаписи: «Ква-ква», «Лягушата» Железнова, «Две лягушки», лягушачье кваканье.
Ход ОД:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Кто в сундуке?»
– Приготовьте свои ушки, послушайте и попробуйте догадаться, кто прячется в сундуке? (Раздается аудиозапись лягушачьего кваканья). Чей это голос? Кто в сундуке? Это лягушка.
Звукоподражание «Ква»
– Лягушку называют «лягушка-квакушка», как вы думаете, почему? Потому что лягушка квакает. Скажите, как лягушка: «ква».
Пальчиковая игра «Лягушка-попрыгушка»
– Лягушку называют «лягушка-попрыгушка», как вы думаете, почему? Потому что лягушка умеет хорошо прыгать.
Положите перед собой лягушек и нажмите им на хвостик. (Показ). Если нажать сильно — лягушка прыгнет высоко, если нажать слабо — лягушка прыгнет низко.
Артикуляционное упражнение «Лягушка»
Лягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке,
(Приложить ладони к макушке)
А все ее слова —
Только «Ква!» да «Ква!».
(Звукоподражание: «ква-ква-ква»)
А щеки раздувает надуть щеки
И рот свой раззевает,
(Медленно открывать и закрывать рот)
Чтоб комары и мушки,
Летели в рот к лягушке.
(Звукоподражание: «з-з-з»)
Приложение №4
Итоговая образовательная деятельность по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Облака плывут»
Программные задачи:
– Дать детям рисовать облако округлой формы, красками из цветового пятна
– Воспитывать у детей интерес к изодеятельности, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца
Словарная работа: облака, кисточка, плывут
Предшествующая работа: наблюдение за облаками, разучивание стихотворения.
Материал и оборудование:
Кукла с зонтиком, лист бумаги для показа, кисть №5, синий гуашь, мольберт, подставка для кисти воспитателя. Для детей – лист бумаги, кисть №3, баночка с водой, синий гуашь, подставка для кисти.
Ход ОД
Вводная часть
– Ребята, помните, мы с вами смотрели, как плывут облака и рассказывали стихотворение. Давайте еще раз расскажем это стихотворение (вместе с детьми рассказывают стихотворение «Облака»)
– Ребята, послушайте, кто-то плачет. Пойдемте, посмотрим, что же случилось (идем вместе с детьми в раздевальную комнату и находим куклу Катю с зонтиком)
– Ребята, да это же Катюша пришла к нам. А мы тебя и не ждали. А что случилось? Почему ты плачешь?
– Ребята, Катя говорит, что на небе появились огромные тучи, и она боится, что пойдет дождь и намочит ее. Ребята, давайте поможем Катюше (давайте)
Ребята, я приглашаю вас сесть на стульчики за столы.
- Основная часть
– Ребята, сейчас мы с вами нарисуем облака, тогда тучи уплывут, и дождика не будет. Посмотрите, как я нарисую облака: сначала я наберу на волосики кисточки краску, капельку сниму о краешек баночки.
– Ребята, какая по цвету краска? (синий)
(показ детям, как нужно рисовать облако)
– Ребята, посмотрите, какое красивое облако у меня получилось. А теперь вы возьмите свои кисточки и покажите, как правильно нужно держать. Ребята, а теперь покажите мне в воздухе, как вы будете рисовать облако. Ребята, нарисуйте мне облако сухой кистью на листе бумаги (затем поставит на столы краску)
– Ребята, наберите на волосики кисточки краску, как я. Капельку снимите о краешек баночки и нарисуйте облако у себя на листах.
3. Заключительная часть
– Катя, посмотри, какие красивые облака нарисовали ребята. Теперь можешь не боятся, дождика не будет
– Ребята, Катя говорит вам большое спасибо за то, что вы помогли ей.
Она уже совсем не боится дождика. Катя прощается с вами и говорит, что скоро придет к вам в гости.
Список используемой литературы:
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники /Р. Г. Казакова – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Утробина К.К, Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми/ К.К. Утробин, Г.Ф.Утробин 3-7лет. М.: Изд-во: ГНОМ и Д ,2015.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А.Лыкова . М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Лыкова И.А, Шипунова В.А. Загадки божьей коровки. Интеграция познавательного и художественного развития / И.А.Лыкова, В.А. Шипунова. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н.Давыдова Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий », 2014.