Ямалиева Милеуша Ревалевна,
Хадиева Айгуль Фатыховна
учителя русского и английского языков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
город Нижнекамск
Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем предмет, способном объяснить новый материал и организовать труд, но и умеющем грамотно управлять учебно – познавательной деятельностью учащихся. Школе отводится роль важнейшего фактора формирования новых жизненных установок личности.
Проблема коммуникативной компетенции занимает одно из ключевых мест в различных сферах гуманитарных знаний. Педагоги бьют тревогу, говоря о проблемах в области коммуникации. И большинство учащихся признается в том, что есть проблемы и страхи в области общения. Это свидетельствует о необходимости коммуникативной тренировки в ходе учебных занятий.
Учащимся 9 классов было предложено определить, что мешает им настойчиво и убедительно действовать в коммуникативных ситуациях. Анализ исследований показывает, что учащиеся испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельные выводы. Учащиеся отметили затруднения в таких вопросах как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением своих одноклассников.
Отметим отсутствие у многих учащихся определённых умений в области коммуникации: неумение логично и связно построить речевое высказывание, неумение выражаться по сути обсуждаемого вопроса, беднота выразительных средств, нехватка словарного запаса, односложность при ответе, неумение слушать своих одноклассников, неуверенность и уход от ответа.
В результате складывается парадоксальная ситуация : сетования взрослых и учащихся совпадают, однако лишь с той разницей, что взрослый должен помочь ученику овладеть вышеперечисленными умениями и в ходе учебных занятий, независимо от преподаваемого предмета.
Как изменить ситуацию? Речевая культура учащихся не всегда берётся в расчёт и адекватно оценивается, хотя значение развития речевых умений в настоящее время возрастает.
Тема нашего выступления «Коммуникативная компетенция обучающихся: пути решения проблемы через развитие устной и письменной речи с использованием приёма ПОПС-формулы на уроках гуманитарного цикла». Использование на уроках русского языка и литературы ПОПС-формулы как одного из многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец языка и активизировать деятельность школьника. ПОПС – формула – это потрясающий по своему потенциалу приём, направленный на рефлексию учащихся. Создал этот приём профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary) . Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
ПОПС – формулу применяем при обучении написанию сочинения в старших классах. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую информацию. Эта аббревиатура означает:
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (Потому что…);
П – пример/подтверждение (Я могу доказать/подтвердить это на примере…);
С – следствие/суждение (Таким образом/следовательно, я делаю вывод…).
Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися. Данный приём позволяет построить своё выступление кратко, лаконично.
Остановимся на проблеме коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена и её решении через применение ПОПС – формулы на уроках русского языка и литературы. При работе по развитию устной речи нужно организовать живой диалог. Готовимся в 5 классе к написанию сочинения о любимой игрушке, с которой связаны приятные воспоминания. По моей просьбе пятиклассники приносят на урок эти игрушки . Самые смелые показывают и рассказывают о них всему классу. Я тоже приношу игрушку и тоже делюсь своими воспоминаниями, т.е. выступаю и даю образец речи. Вместе с ребятами продумываем темы сочинений-рассуждений. Акцентирую внимание обучающихся на типе речи-рассуждении. Вместе с ребятами прорабатываю требования к написанию сочинения-рассуждения. Затем прошу записать (П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И, конечно же, предлагаю свой вариант.(« Для чего нужна игрушка?», «Все ли игрушки полезны детям?», «Что значит игрушка в жизни детей?») Вместе редактируем записанное. И снова самостоятельная работа: прошу пятиклассников (О) объяснить, почему они принесли в класс именно эту игрушку. Теперь записанное читают желающие. Гораздо сложнее с (П) аргументами, поскольку у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки. Если позволяет время, то (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.
ПОПС – формула – эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением, запоминаются гораздо быстрее. Она позволяет развивать и устную речь обучающихся, применять говорение, обсуждение на всех этапах работы. Речевая культура учащихся, речевые умения, как устные, так и письменные, прорабатываются на всех этапах урока. ПОПС – формула позволяет работать над логичностью и связностью речевого высказывания, умением выражаться по сути обсуждаемого вопроса. Обучающиеся работают над расширением выразительных средств речи, нехваткой словарного запаса, односложностью при ответе.
Приведём еще один пример. Урок развития речи по подготовке к домашнему сочинению-рассуждению о дружбе в 5 классе.
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (Потому что…);
П – пример (Я могу доказать это на примере…);
С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).
(П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Что такое настоящая дружба?» или «Кого можно назвать настоящим другом?» . Ответы на вопросы: друг – это кто, что такое дружба – ребята ищут, работая в парах (Я считаю, что…);Записываем вступление, которое и является тезисом рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю раздаточный материал : высказывания о дружбе известных деятелей. (1.«Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей». Никколо Макиавелли. 2.«Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга». Уильям Шекспир.3. «Нет больше радости, чем видеть друзей, нет горше горя, чем разлука с друзьями». Рудаки). В основной части сочинения (О) ребята объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания (Потому что…); Таким образом, аргументами служат сами высказывания. Высказывания о друзьях и дружбе обучающиеся приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам дружба? -ответ снова ищем , работая в парах.. Предлагаю клише: в трудную минуту и в минуты радости …, заставила задуматься о …, научила… (П) примеры приводим и из личного опыта (Я могу доказать это на примере…) Для объяснения своих мыслей аргументы могут привести из прочитанных книг( детские рассказы и сказки). (С) вывод каждый формулирует самостоятельно. Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак, таким образом, как видим. (Таким образом, я делаю вывод…). В парах ребята обсуждают варианты тем сочинения о дружбе . Вот некоторые из предложенных ими: « Можно ли прожить без дружбы?», «Кого можно назвать настоящим другом?», «Согласны ли вы с утверждением: «Друг познаётся в беде?» Такая подготовка к домашнему сочинению-рассуждению о дружбе помогает самостоятельно справляться с написанием творческой работы.
Использование ПОПС-формулы возможно и на уроках иностранного языка.
• П – позиция I think…, I don’t think…, I believe …, I strongly believe…
• О – обоснование …because …,… as…
• П – пример for example, for instance, such as
• C – следствие So
Например, Тема “School Rules” (учебник «Rainbow English».4 класс,2 часть, стр. 4 №4)
Учащимся предлагается
• составить правила поведения для учеников школы (что разрешается делать в школе, а что нельзя?);
• задать вопросы своему однокласснику и выяснить, соблюдает ли он школьные правила;
• дать оценку своему однокласснику, используя ПОПС-формулу (1,2 пункт-усеченная версия для начальной школы), например:
I think ____ is a good pupil because he always comes on time.
Or
I think ___ is a good pupil because he never sits on the windowsill.
Тема “Healthy ways” (рабочая тетрадь к учебнику «Rainbow English». 5 класс, стр. 49)
Учащимся предлагается
• определить по картинке, кто из мальчиков спортсмен, кто лежебока;
• просмотреть утверждения и определить, какие из них характеризуют их образ жизни;
• дать оценку, используя ПОПС-формулу, образу жизни каждого мальчика:
1) William likes sport very much.
2)William is for healthy ways.
3) Charles has an unhealthy lifestyle.
Например,1) I think William likes sport very much because he is very active.
For example, he goes to the swimming pool four times a week. He runs in the park in the morning. He takes part in football matches. So, William is a sportsman.
Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии проверки домашнего задания, фронтального опроса на этапе повторения изученного, подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе, создания проекта по теме или целому блоку тем.
ПОПС-формула позволяет:
• за короткое время опросить нескольких учащихся;
• получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
• узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению, т.е. проверить реализацию воспитательной цели урока
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает формировать оценочное мышление у детей, учит ребят лаконично выражать свои мысли, структурировать идеи.
При оценивании использования метода ПОПС можно вести наблюдение по данным моментам, отмечая, каким показателям (критериям) соответствует или не соответствует выступление того или иного учащегося. Можно каждый из предложенных показателей оценить по пятибалльной системе. Этот же лист оценки возможно использовать и для самооценки учащихся. Возможный вариант проверочного задания: сделать плакат или написать эссе по определенной проблеме с использованием данных критериев .
Думаем, что ПОПС-формулу следует использовать и в устном рассуждении на предметах гуманитарного цикла. С введением устной части ОГЭ ПОПС- формула становится ещё более актуальной. Если ученик разовьёт в себе умение активно общаться в ходе учебных занятий, а учитель поможет ему в этом не на словах, а на деле – возрастёт не только эффективность урока, но изменится отношение и взрослого, и ребёнка к выполняемой работе.
Список литературы:
1. Гельвеций,_Клод_Адриан
К.А.//https://ru.wikipedia.org/wiki/Гельвеций,_Клод_Адриан
2.Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651
3.Ященко Н.В. Технологии как средство реализации новой образовательной парадигмы // Компетентностно-деятельностный подход в
системе современного образования. г. Барнаул, 2010
4. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. — М., Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
6. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А.Каиров. – Москва, 2005. – 213с.
7. Руденко Е.А. Нравственно-этическая ориентация младших школьников: сущность и особенности формирования / Е.А.Руденко, И.В.Карназина. – Волгоград: Перемена, 2014. – С.153-157.
8. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С.Паниной. М., 2007. 176 с.