Смирнова Анастасия Александровна
методист
МБУ ДО “Центр детского творчества “Килэчэк”
г. Нурлат
Термин “профессиональная компетентность начал употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, и др.).
Дополнительное образование детей — максимальное разнообразие видов деятельности, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей. Потенциал дополнительного образования велик. В социальном плане это усиление стартовых возможностей завтрашних выпускников на рынке труда и профессионального образования; это содействие определению их жизненных планов. В культурном плане дополнительное образование дает возможность значительного расширения.
Сегодня остро стоят вопросы о профессиональном уровне педагогов дополнительного образования, о повышении их квалификации, о новых методиках и технологиях в воспитательно-образовательном процессе, об оказании квалифицированной помощи педагогу во время аттестации.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Несмотря на все особенности организации, содержания и методики, дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет свои цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.
В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой, научно – исследовательской деятельностью учащихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с обучающими в школе.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора образования по желаемому направлению. Оно увеличивает возможности, в котором дети могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать те качества своей жизни, которые не востребованы в образовании (школе). В дополнительном образовании ребенок может не бояться неудач. В связи с этим создается благоприятная психологическая обстановка для ребенка.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности)
Педагог дополнительного образования должен быть: коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. На ваши занятия будут приходить и застенчивые дети, которых трудно вытащить из «скорлупы», и гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут подряд. К каждому из них нужен свой подход. То же касается и родителей — вам могут встретиться папы и мамы, для которых важнее всего первые места на соревнованиях и отличные оценки, но могут встретиться и те, кто вообще не интересуется успехами ребенка и его увлечениями.
Также в этой работе важны ответственность, умение тщательно планировать, анализировать результаты работы, гибко менять технологии и методики в зависимости от успехов и неуспехов детей.
В современных условиях нашего образования основной акцент ставится на ключевые компетентности. Необходимо учитывать тот факт, что работа с ребенком строится в первую очередь на личном примере педагога, она должна быть эмоционально насыщенна. Прежде чем развивать ключевую личность ребенка, необходима работа педагога с самим собой, так как именно педагог передает содержание образования и организует учебно – воспитательный процесс.
Целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности. Умело и грамотно поставленный образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
В современных условиях модернизации требуется не только наличие профессиональных компетенций, но и постоянная работа над их усовершенствованием. В работе учителя в школе над совершенствованием данных компетенций можно выделить несколько основных путей:
1. работа в методических объединениях, творческих группах
2. исследовательская, экспериментальная деятельность
3. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
4. различные формы педагогической поддержки
5. активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах, семинарах
6. обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессионально-педагогических качеств.