Шарипова Лейля Владимировна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Цент внешкольной работы»
Приволжского района
г. Казани, Республика Татарстан
Занятие рассчитано для использования в группах дополнительного образования детей 7-9 лет.
Тема занятия: «Тактика. Связка и вилки».
Состав учебной группы: 15 человек
Цель: Ознакомить учащихся с тактикой, связка в игре и положение в ходе игры под названием «Вилка», закрепить полученные знания с помощью шахматных партий с соперниками.
Задачи:
Образовательная – формирование у учащихся знаний о тактике, связках в игре и положение в ходе игры под названием «Вилка».
Развивающая – развитие у учащихся концентрированного внимания на решение тактических задач.
Воспитательная – воспитание познавательной активности и интереса.
Ожидаемые результаты:
Личностные: смогут оценить свою работу.
Регулятивные: сформируются умения планировать свои действия.
Познавательные: узнают новые положения в ходе игры.
Формы контроля и оценки результатов урока
Форма контроля: практическая работа
Оценка урока является анализ результатов своей практической работы по изученной теме (рефлексия своей деятельности).
Формы организации работ:
-групповая;
-индивидуально-групповая.
Образовательные технологии:
-традиционные методики;
-игровая технология.
Программно-методическое обеспечение занятия:
-шахматы;
-магнитная доска с фигурами;
-карандаш;
-лист А4.
План занятия:
–Организационный момент. Постановка целей (2мин).
-Объяснение новой темы и самостоятельная работа (38 мин).
-Рефлексия (5 мин).
ХОД РАБОТЫ
№ |
Этап занятия |
Методы обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность учащегося |
Время (мин) |
1 |
Словесный |
Организационный момент |
Приветствие, мотивация к деятельности. -Добрый день, ребята! тема сегодняшнего занятия «Тактика. Связка и вилки». Вам предстоит понять и усвоить правила тактики, связки и постановки «вилки», по возможности применить полученные знания в шахматных партиях с соперниками. В конце занятия старания каждого будут отмечены. |
Эмоциональный настрой. |
2 |
2 |
Объяснение новой темы |
Объяснение, показ на демонстрационной доске. |
Вилка в шахматах – положение, возникающее, когда фигура атакует сразу две или более вражеских фигур. Взгляните на следующую диаграмму: Здесь конь белых атакует короля и ферзя черных. Королю нужно сделать ход, чтобы уйти из-под шаха, и тогда конь захватывает ферзя. На диаграммах ниже показаны разные примеры вилок. На диаграмме вверху пешка белых атакует сразу короля и ферзя черных. Король должен сделать ход, и пешка захватывает ферзя. На диаграмме внизу ферзь белых ставит шах королю черных, и в то же время атакует ладью черных. Король должен сделать ход, но ладья будет потеряна-такой удар называется Двойным. Ниже слон белых атакует ферзя и ладью черных одновременно. Черные спасают ферзя, и теряют ладью. В каждой из приведенных выше ситуаций черные теряют какую-либо фигуру из-за вилки и двойного удара. Хотя положение вилки может создать любая фигура, самая распространенная вилка – вилка с конем. Из-за необычного передвижения коня опасность, создаваемая им, часто упускается. Игра: Пешки ходят в своем направлении , кони тоже ходят обычно, главное чтобы кони не попались под бой пешек и наоборот , цель довести пешку до ферзи. Связка (полная не полная), это когда слабая фигура связана с более сильной, и если она уйдет с клетки, то существует риск потерять сильную фигуру. Связка в шахматах возникает, когда фигура находится под атакой, и если она будет передвинута, то под атакой окажется более ценная фигура. Рассмотрите пример выше. Белые могут сходить 1. Лe1, ставя под атаку ферзя, и связывая его с королем. Ферзь черных не сможет уйти с этого столбца, иначе король окажется под шахом. Если черные захватят ладью белых 1… Ф:e1, белые ответят 2. Ф:e1+. Поэтому белые выигрышно обменяют ладью на ферзя. В данном случае все три фигуры (ладья белых, ферзь и король черных) находятся в связке. Нападающая фигура (в данном случае – ладья белых) называется связывающей, защищающая фигура (в данном случае – ферзь черных) называется связанной (или заслоняющей), защищаемая фигура (в данном случае – король черных) называется прикрываемой. Если в связке прикрываемой фигурой выступает король, такая связка называется полной, иначе связка называется неполной. Когда фигура связанна, она часто уязвима для атаки. В диаграмме выше конь черных на c6 находится в полной связке. Белые могут сходить 1. С:c6+ b:c6, меняя слона на коня. Однако это равный обмен. Но у белых есть более хороший вариант. Сыграв 1. d5, белые атакуют коня черных пешкой. И, так как конь находится в полной связке, он не сможет передвинуться! Черные могут разорвать связку сходив 1… Сd7, но затем 2. d:c6 b:c6 и совершается выигрышный обмен пешки на коня. На последнем примере, в диаграмме выше, белые создают сокрушительную связку 1.Лe1. Слон черных связан с ладьей черных. Слон находится под двумя атаками белых (первая атака – со стороны ладьи, вторая – со стороны коня). Если черные ответят, передвинув слона, то они потеряют ладью на e8 (1… Сd6 2. Л:e8). Если черные передвинут ладью, то они потеряют слона на e5 (1… Лd8 2. Л:e5). При любом другом ходе черных также будет потерян слон, потому что он находится под двойной атакой (1… Крg8 2. Л:e5 Л:e5 3. К:e5). |
Слушают объяснение новой темы. Решают шахматные задачи. Отвечают на поставленные вопросы. |
38 |
4 |
Рефлексия |
Словесный |
Оценить успешность занятия Какие трудности у вас были при освоение новой тему и решение задач? На листе А4 нужно нарисовать любой из смайликов ассоциирующийся с данным занятием. |
Озвучивают трудности, с которыми сталкивались. Анализ собственной работы. |
5 |
Использованный источник:
- https://chessrussian.ru/shahmatnye-zadachi/
- https://xn--80aqakjqje5byf.xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/
- https://xn--80aaaaa3a4bfkdt7ah5a7b2h.xn--p1ai/