Кабирова Ландыш Габдельбаровна
учитель французского и английского языков 1 квалификационной категории
МБОУ «Школа № 173»
г. Казань, Республика Татарстан
Здравствуйте! Позвольте мне представиться. Я – учитель французского и английского языков обычной средней школы № 173 Приволжского района города Казани. Раньше это была поселковая школа, и менталитет детей до сих пор сохранил свой местный колорит. Дети любят и умеют трудиться, знакомы с садоводческими делами, многое умеют и знают не по книгам, а из жизни, помогая своим родителям по дому и в саду. Эти дети очень бережливы и аккуратны, умеют считать деньги, знают цену каждой копейке.
В современных условиях расширения применения финансовых услуг, усложнений и появлений новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали весьма актуальными для любого человека в любом обществе, а «обеспечение личной финансовой безопасности стало важным фактором экономического благополучия людей. Современная жизнь диктует свои стандарты, в связи с чем, в условиях рыночной экономики, для того, чтобы быть успешным, важно быть финансово грамотным». Поэтому обучение основам экономических знаний и финансовой компетентности следует начинать уже в раннем детстве, так как представление о деньгах и их применении начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка в целом и обучение финансовой грамотности в частности закладывается в семье.
Раннее детство от года до трёх. Социальная ситуация развития:
1. Совместная деятельность со взрослым по схеме «ребенок—предмет—взрослый» (вместо прежней «ребенок—взрослый»).
2. Вовлекается в систему социальных отношений и должен ориентироваться на те нормы поведения, которые приняты между людьми. Так ребенок осваивает первую ступень нравственного чувства.
3. Предметно-орудийная (использование предметов по назначению). В игровой форме можно объяснить, зачем нужны деньги и поиграть с ребёнком в магазин, где ребёнок может принимать на себя роль продавца или покупателя.
В постоянных изменяющихся ситуациях современного общества жизни важно именно с дошкольного возраста начинать формировать предпосылки финансовой грамотности, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Дошкольники не могут самостоятельно осваивать данную сферу, но вместе с родителями и педагогами детского сада, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретают доступные им знания и понимают, какое место финансы занимают в окружающей их действительности. У моей младшей дочери первое слово было «Дай!». Это позабавило всех, а меня заставило задуматься. К тому времени, когда дети начинают просить всё, что попадает им на глаза в магазине, я уже разработала свою собственную методику, как этого избежать и максимально смягчить и нейтрализовать. Этой методикой я захотела поделиться с вами, мои дорогие читатели.
Дошкольное детство – от трёх до шести лет.
Ведущий вид деятельности: игра.
Ролевые и реальные отношения — первые отражают отношения к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые – выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).
Этапы развития игры.
1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте смысл для детей содержится в самом процессе действования, а не в том результате, к которому это действие должно привести. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб», «купить молоко”).
2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли. Этап ролевой игры обусловлен овладением ребенком отношениями между людьми, опосредующими отношение к предметам. Этой игре соответствует ролевое поведение, подчиняющее себе предметные действия (играть «во врача», «в дочки-матери», «в зачарованных», «в милиционеров», в «продавцов», в «банкиров»).
3. Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования, игры-ситуации, игры-инсценировки, игры-пародии.
В этот период перед походом в магазин мы составляем вместе с дочками список покупок, которому неукоснительно все следуем без каких-либо отклонений.
С целью развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, мной была разработана система работы по развитию их финансовой компетентности, формированию экономических и финансовых знаний. В данной работе мы использовали разные виды деятельности: сюжетно-ролевые, ролевые, дидактические, настольные игры, игры-путешествия, логические задачи, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, просмотр сказок и фильмов и др.
Следующий этап – от 6 до 10. Дочки пошли в школу. В школе к воспитанию в семье добавляется учебная деятельность и воспитание в школе. Эти два вида воспитания – семейное и школьное должны друг друга дополнять и вытекать одно из другого.
Формирование финансовой грамотности у детей-школьников я предлагаю реализовывать в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Развитие любознательности и познавательной активности стимулировалось благодаря насыщенной системе познавательных задач и расширению круга объектов познания: деньги, семья и деньги, семья, государство и деньги. Созданию условий для применения поисковых способов ориентировки в выполнении заданий способствовало использование загадок, игр, проблемных ситуаций.
Так как важным инструментом организации обучающей деятельности детей является диалог, я стараюсь вовлекать в общение каждого ребёнка. Любая игровая и проблемная ситуация осваивалась через активную продуктивную деятельность детей, исходя из их личных представлений и опыта. Интерес к занятиям по подготовке к школе я поддерживала разнообразными пособиями, используя как можно больше наглядных материалов: сигнализаторов, цветных картинок, игрушек, реальных предметов, муляжей и т.д.
Дома в детской я создала предметно-пространственную развивающую среду, которая представляет собой специально отведенную зону, где расположены различные материалы для проведения игр «Магазин», «Копилка», «Банк», «Профессии и продукты труда», «Супермаркет», «Сельхозрынок», «Потребности человека», и др. Расположили коробки с бумажными деньгами, монетами, книги со сказками, пословицами, загадками и поговорками финансовой направленности, сделали с дочками лэпбук в виде банкомата «Сбербанк» и многое другое.
Финансово-грамотный человек обладает определенными характеристиками:
- У него всё под контролем — ведёт учёт собственных доходов и расходов, строит краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- Этот человек тратит меньше, чем зарабатывает, не берет кредиты, формирует сбережения. Оставляет с каждой зарплаты как минимум 10% .
- Он ориентируется в мире финансов: следит за ситуацией на финансовых рынках, разбирается в особенностях различных финансовых продуктов и услуг; проверяет надёжность финансовых организаций, чтобы не потерять деньги; знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов.
- У него есть собственный резервный фонд.
- Этот человек грамотно делает пенсионные накопления.
В 21 веке без этого навыка уже не прожить.
Как же формировать финансовую грамотность в обычной общеобразовательной школе?
К примеру на уроках английского языка возьмем для анализа УМК по английскому языку «Спотлайт» или «Старлайт» и рассмотрим их потенциал в данном вопросе. Уже во 2-3 классах малыши начинают знакомиться с темой финансов и валют англоговорящих стран мира. В этом задании заложен огромный дидактический потенциал – малыши не только развивают социокультурную компетенцию, финансовую грамотность, устанавливают межпредметные связи (с математикой), но и учатся работать в паре, приобретая бесценный навык общения.
На этом же уроке малыши впервые совершают свой «поход в магазин», рассказывая о стоимости различных предметов одежды.
Необходимо отметить, что в УМК «Спотлайт» уровень сложности повышается очень постепенно – дети познакомились с лексикой по теме, решили примеры на сложение, рассказали (одним предложением) о стоимости вещей, а затем дается задание, обеспечивающее выход изученных лексических единиц в коммуникацию – составление диалога с опорой на текст для аудирования.
На протяжении всей темы модуля продолжается работа по формированию финансовой грамотности второклассников, завершаясь работой в парах и ролевой игрой.
«Представьте, что вы пришли в магазин за школьными принадлежностями. Купите по 2 предмета». Задание не только позволяет учителю увидеть результат работы по модулю, но, что самое главное, делает выполнение задания личностно-значимым для каждого ребенка – покупать одежду они вряд ли будут в 7-8 лет без родителей, а вот купить ластик, ручку или карандаш – им вполне по силам. Можно ограничить детей суммой, которую они могут потратить, предложить им купить как можно больше предметов на указанную сумму, и т.д.
Одним из приоритетных моментов является работа над рубрикой «Теперь я могу», которая помогает подвести итог всего модуля. Детям, особенно малышам, крайне важно осознавать, чему они научились на каждом конкретном уроке, по итогам темы, четверти и года. Именно грамотно организованный этап рефлексии помогает формировать адекватную самооценку ребенка, развивать регулятивные УУД, выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося.
На этом работа в начальной школе по развитию финансовой грамотности не заканчивается. В 3 классе малыши знакомятся с мировыми валютами. Ситуация уже иная – поход в кафе / ресторан, которую также можно обыграть путем драматизации, установив лимит финансовых средств, которые «гости кафе» могут потратить.
Необходимо отметить, что, работая над темой финансов, обучающиеся развивают все виды речевой деятельности – и аудирование, и чтение, и говорение, и письмо, которое находит отражение в проектной деятельности.
Обратим внимание на текст из Урока 5. Задач у обучающихся при работе с ним несколько: прочитать, выбрать правильное слово, посчитать итоговую стоимость покупок и выполнить задания по тексту. Такая «многозадачность», являющаяся отличительной особенностью рассматриваемого УМК, успешно интегрирует обучение языку и работу над формированием функциональной и финансовой грамотности школьников. Более того, благоприятно влияет на развитие внимания ребят – им нельзя концентрироваться только на одной задаче, необходимо задумываться о решении нескольких проблем одновременно.
Рассматриваемый учебник часто предлагает выполнить проекты, ставя целью развитие навыка поиска информации, ее анализа и синтеза, с выходом на публичное представление результатов работы.
Проектное задание позволяет учащимся познакомиться не только с мировыми валютами, но и с курсом каждой из них относительно рубля. Соответственно, после защиты проектов, можно предложить школьникам поиграть в очередную игру – «Представьте, что вы путешествуете по миру. Вам необходимо купить (футболку, ручку, пиццу). Но сначала надо понять, сколько это стоит, если перевести местные цены в рубли». Это поможет не только с развитием межпредметных связей, но и финансовой грамотности – дети начнут понимать, что покупка вещей за границей связана с определенными нюансами, решать которые им в будущем будет необходимо. Как мы помним из определения, финансово-грамотный человек «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». В поездках за границу это крайне актуальный навык!
Говоря о финансовой грамотности нельзя не сказать об интеграции с математикой и окружающим миром, на уроках по которому дети знакомятся с историей и природой. Здесь надо отметить, что природа и её ресурсы, красота бесценны. Задания, в которых дети и учат язык, и развивают финансовую грамотность, и устанавливают прочные межпредметные связи, так же наполняют УМК «Спотлайт».
Следующий этап развития – 10-14 лет.В среднем звене ребята продолжают работу по развитию своей финансовой грамотности, выполняя следующие задания: «Посмотрите на сумки с покупками. Скажите, сколько денег потратили дети». Здесь им вновь придется произвести математические расчёты, то есть связь с математикой снова очевидна. Усложнить задачу мы можем, попросив конвертировать стоимость в национальную валюту, либо ограничив сумму, которую можно потратить. Очень важно, что в следующем задании мы выходим на продуктивные диалогические высказывания – строим диалоги по образцу. Напомним, что работа в парах крайне важна для развития коммуникативной компетенции школьников, а также для максимальной ликвидации языкового барьера.
В 5-ом классе обучающиеся знакомятся с понятием «Распродажа», обсуждают наличие распродаж в России и вновь строят диалогические высказывания в парах. Разнообразить процесс можно, если провести ролевую игру и организовать блошиную ярмарку в рамках урока и/или недели английского языка.
Материал 6 класса продолжает знакомить обучающихся с миром финансов, но темы становятся все более значимыми для ребят. Так, модуль 2 УМК «Спотлайт» для 6 класса предлагает поговорить о карманных деньгах. Давайте еще раз вспомним одну из характеристик финансово-грамотного человека: «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». Именно поэтому так важны вопросы, поднимаемые в модуле: «Куда тратятся твои карманные деньги? Как ты экономишь карманные деньги», приводится даже статистика о накоплении финансов сверстниками, что, безусловно, заставит обучающихся задуматься над ценностью труда – своего и родителей. Модуль также знакомит с историей такого понятия как «детский труд», вызывая дискуссию с целью сравнения культурных реалий жизни детей в разные эпохи в разных странах.
Еще одно упражнение, нацеленное на творческий поиск обучающихся и выполнение проектной работы связано с российскими банкнотами – предлагается узнать (у родных или из Сети интернет) о городах, изображенных на купюрах различного номинала. Также можно поговорить в рамках данного задания и о монетах. Дети погружаются в изучение вопроса, узнают о географии собственной страны, ее достопримечательностях, исторических личностях и событиях.
Одно из заданий данного модуля несет в себе глубокий воспитательный потенциал: школьникам предлагается спросить родных об их детстве, были ли карманные деньги, поинтересоваться о работе подростков тех лет. Таким образом, школьники могут проникнуть в тайну детства своих родных, узнать что-то новое и, возможно, сокровенное. Такие разговоры, безусловно, сближают семью. В 6-ом классе школьники также сталкиваются с проблемными задачами – как экономить деньги, как делить бюджет с другом, как выбрать действительно важные, нужные покупки, избежав лишних трат.
Затем наступает ранний подростковый период – 14-18 лет. В более старшем возрасте актуальной задачей, которую в настоящее время ставит перед нами государство, является ранняя профессиональная ориентация подростков. Полагаю, вы согласитесь, что тема финансов и выбора профессии очень тесно связаны. В рамках изучения этой темы школьники говорят об опасных и востребованных в обществе профессиях, о проблеме поиска работы, написания резюме и прохождения собеседования.
В завершение хотелось бы сказать, что финансовая грамотность детей – это особое качество, формирующееся с дошкольного возраста и включающее экономические знания. К основам финансовой грамотности детей относится совокупность их знаний и установок в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач. В процессе формирования и развития финансовой грамотности у детей используются различные методы и приемы. Эффективным средством в данном процессе являются различные игры, беседы, экскурсии, наблюдения, проектная деятельность, ситуационные задачи, конкурсы, театрализованная деятельность и др. Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, так как наличие обратной связи значительно повышает эффективность работы в данной направлении.
21 век, век высоких технологий. Жизнь меняется молниеносно – новые требования, новые условия, новые…профессии, для овладения которыми необходимы так называемые soft skills. Привычные всем нам специальности постепенно исчезают. Людям, даже старшего поколения, приходится проявлять гибкость – осваивать новинки, менять даже образ мыслей.
Очевидным становится тот факт, что дети в школе должны не только получить знания, но и приобрести навык работы с информацией, получения знаний самостоятельно и, что крайне важно, применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях.
Одна из жизненных задач, которая должна быть посильна каждому человеку, это, конечно же, задача распределения финансов. К сожалению, в настоящее время не только дети, но и взрослые люди не всегда способны грамотно распоряжаться своими деньгами. Поэтому государство очень остро ставит вопрос о формировании финансовой грамотности школьников.
Итак, финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств («жить по средствам») и грамотно их преумножать; знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их на практике, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Наша с вами задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально погружать ребят в решение нетипичных, жизненных ситуаций, чтобы развивались креативное и критической мышление школьников. Они должны понимать, что жизнь – не шаблон с готовым решением, жизнь – это череда непредсказуемых, интересных, подчас трудных и требующих сиюминутного решения задач, решая которые ты испытываешь настоящую радость!