Петрова Нина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная школа № 181» Советского района г. Казани
Республика Татарстан
Предмет: литературное чтение
УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»
Планируемые личностные результаты образования:
– осмысливать понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие;
– пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим;
– проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.
Планируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
– формулировать учебные задачи урока;
– планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
– оценивать свою работу на уроке;
осмысливать нравственные уроки.
Познавательные:
– обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам.
Коммуникативные:
– научить развёрнуто отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
– взаимодействовать в группе.
Планируемые предметные результаты:
– прогнозировать содержание произведения;
– понимать главную мысль произведения.
Оборудование для проведения урока:
– для учителя: проектор, компьютер;
– для учащихся: рабочие листы, шариковая ручка, цветные карандаши.
Использованные образовательные ресурсы для проведения урока: презентация, книги писателя, портрет писателя.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Прозвенел звонок –
Начинается урок.
– Ребята, улыбнитесь друг другу, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
2. Мотивация к учебной деятельности
– Я попрошу семерых ребят выйти к доске. Сейчас я прикреплю вам на спины буквы, а вы должны будете как можно быстрее встать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (Буквы Т, Й, О, Т, Л, О, С.)
– А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя. (ТОЛСТОЙ.)
– Назовите имя и отчество этого человека. (Лев Николаевич.)
3. Актуализация знаний
«Ассоциации»
– Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение двух минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, глядя на портрет Л. Н. Толстого и его имя.
Слушаем ответы 5-7 человек. Дополняем.
4. Открытие новых знаний.
А) Прогнозирование
– Чье же произведение мы будем читать сегодня? (Произведение Л. Н. Толстого.)
– Верно. Мы продолжим знакомство с его творчеством. А можете ли по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? (Рассказ, сказку…)
– Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Мы видим, что лев и собачка с любопытством смотрят друг на друга.)
– Определите тему рассказа. Как вы думаете, о чем он? (О том, как они подружились.)
– Что вы можете сказать о льве? (Это дикое животное, хищник, царь зверей.)
– Где вы можете увидеть льва? Изобразите его.
– Что вы можете сказать о собаке? Изобразите собаку. (Собака – домашнее животное, друг человека.)
– А всегда ли собака была домашним животным? (Раньше собаки были дикими животными, но потом человек приручил ее.)
Они раньше были дикими животными, но человек приручил собаку, и теперь она верный товарищ человека. Но в последнее время по улицам городов и сёл бродят бездомные собаки. Как вы думаете, кто в этом виноват?
– Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть братьев наших меньших, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.
– Откройте учебник на стр. 52. Посмотрите на иллюстрацию еще раз. Как вы думаете, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (Предположения детей.).
– Как бы вы назвали это произведение? (Лев и собачка.) Сравним с названием, который дал рассказу Лев Толстой.
– Можно ли по названию определить, будет он шуточный, серьезный или поучительный? (Предположения детей.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? (Быль – это то, что было; рассказ о том, что произошло в действительности.)
– А что нового мы можем узнать сегодня по этой теме, над чем мы должны поработать? Поставим учебные задачи:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ… (с новым литературным произведением)
УЗНАТЬ ОБ…(о событиях в рассказе, почему рассказ так называется, о героях рассказа, его тему.)
БУДЕМ УЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ… (основную мысль произведения)
Б) Первичное восприятие текста.
– А теперь сядьте поудобнее и внимательно послушайте историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Учитель читает текст.
– Оправдались ли ваши предположения, о чем будет это произведение?
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
– Что вас так тронуло в этом произведении? (Рассказ очень грустный. Очень жалко льва и собачку. Лев умер от тоски, он сильно привязался к своему дружочку. Лев оказался добрым – поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением…)
– Могли бы вы предположить, история так закончится? Аргументируйте свой ответ.
– Прочитайте теперь текст самостоятельно. (Учащиеся читают текст.)
Словарная работа.
– Смысл каких слов вам был не понятен?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
5. Физкультминутка
В) Работа с текстом после чтения.
Выборочное чтение.
– Прочитайте, как начинается рассказ. Как вы думаете, почему автор ТАК начал свой рассказ? Что он хотел Вам показать? (Люди бывают безжалостны по отношению к животным, эгоистичны и жестоки, им доставляет удовольствие наблюдать за тем, как одно животное расправляется с другим.)
– Какие чувства вызвал у вас поступок человека, который бросил собачку в клетку? (Негодование.)
– Что собачка чувствовала в этот момент? (Тревогу и страх, она маленькая, беззащитная.)
– Лев Николаевич начал рассказ так, чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных.
– Как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел её. Прочитайте эти строки. (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением.)
– Что же заинтересовало его? (Собака была ласковая, забавная, стала приветливо махать хвостиком. Этим она и понравилась льву.)
– Как проявлялась дружба между львом и собачкой? Прочитайте строки, где говорится об этом. (Лев относился к ней дружелюбно, он привязался к ней. Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)
– Все время, пока они жили вместе, лев присматривал за собачкой, заботился о ней.
– Какая беда случается с собакой? (Собачка заболевает и вскоре умирает.)
– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоску.)
– Что же происходит со львом после гибели собачки? Смог ли он пережить утрату? Дайте ответ, используя только глаголы из текста.
В этой истории, к сожалению, печальный конец. Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
– С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? Кто может испытывать такие же чувства? (Автор изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
– – Эта история доказывает нам то, что животные тоже имеют доброе сердце, они все понимают, чувствуют, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
– Как проявляют свою любовь ваши животные? (Ученики делятся рассказами о своих животных.)
6. Обобщение и систематизация знаний.
Метод «Шести шляп мышления» (работа в группах).
Зеленая шляпа (творчество). Составьте синквейн про льва и собачку.
Желтая шляпа (хорошее, позитивное). Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадают лев и собака. (У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить. Собачка: обрела друга.)
Красная шляпа (эмоциональное отношение). Запишите, что чувствовал лев по отношению к собачке. Какие чувства он испытывал после смерти собачки. Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот рассказ? Выразите свое отношение к произведению.
Черная шляпа (плохое, трагичное в произведении, непонятное). Подумайте, как автор относится к людям в произведении. Запишите, почему лев, дикое животное, оказалось в клетке. Почему собака, домашнее животное, могла стать бездомной?
Белая шляпа (информация). Какие животные могут дружить и помогать друг другу, как лев и собачка? Приходилось ли вам слышать о таком? Приведите примеры. (в качестве примера привести пары животных: собака и кошка, мартышка и собака, теленок и козленок и т.д.)
Синяя шляпа (жизненный урок). Сформулируйте основную мысль рассказа. Подберите пословицы к произведению.
(Дружить могут не только люди. Неважно, насколько вы разные, настоящая дружба не знает границ.)
Проверка работ.
VII. Подведение итога и рефлексия
1. Итог занятия
– О чем вас заставило задуматься это произведение? (Рассказ учит ценить друзей, не предавать их, всегда с уважением относиться к людям и любить животных, особенно тех, чья жизнь напрямую зависит от нас.)
– На примере рассказа «Лев и собачка» мы с вами получили урок доброты, верности, преданности. Мы узнали, что животные, как и люди, могут иметь добрые сердца и заботиться друг о друге несмотря на их различия.
2. Самооценка деятельности.
-Закончите фразы. Сегодня на уроке:
- Мне было интересно…
- Я узнал…
- Я научился…
– Спасибо, что вы были очень чуткими и внимательными сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения. Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!
Задание на дом: 1) стр. 52-53 – подробный пересказ от лица льва.
2) подготовить рассказ из реальной жизни о дружбе разных животных.