Рахимова Ильмира Шавкатовна
учитель иностранного языка
МБОУ “Таканышская СОШ”
Мамадышский район село Нижний Таканыш
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к качеству подготовки учащихся. На сегодняшний день особенно востребованы выпускники, готовые адаптироваться в динамичном обществе, способные к постоянному саморазвитию и самообразованию, умеющие быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции. Такой комплекс во многом определяется как полученными знаниями, так и необходимыми в трудовой деятельности качествами, для обозначения которых в настоящее время принято употреблять понятие “компетенция”. Следует отметить, что на сегодняшний день термины “навык” и “компетенция” все чаще используются в качестве синонимов. В современной теории и практике под компетенцией подразумевают те способности, знания, умения и навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов. Таким образом, компетенция – это совокупность сформированных навыков.
В числе компетенций особое место отводится soft skills, концепция которых за последние несколько десятилетий стала неотъемлемой частью мирового рынка труда в различных областях. Впервые употребление понятия “soft skills” зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills).
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.
Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Уроки английского языка насыщены, учителя думают о том, как качественно отработать каждый навык. Актуализировать свои уроки и сделать их более практичными для студентов учитель может с помощью параллельной отработки гибких навыков — общих навыков и личностных качеств, необходимых в современном мире для большинства работающих людей.
Часть этих навыков и так развивается на уроке — взаимодействие, работа в команде, представление, выступление перед публикой, и даже собеседование применяется на уроках или факультативных занятиях. Все, что остается сделать учителю, это акцентировать на них внимание и добавить недостающие навыки: лидерские качества, управление временем и оказание услуг.
Взаимодействие (Communication)
В развитии этого навыка у учеников помогут role-cards и taboo с незнакомыми предметами (особенно это поможет студентам, когда в важный момент нужное слово вылетит из головы), тренировка разговоров по телефону (или спиной друг к другу), эмоционально заданные ситуации — «Вас не заселяют в гостиницу 2 час, вы устали и т.д».
Постоянное внедрение таких упражнений будет постепенно снимать языковой барьер и даст ученикам уверенность в том, что они не пропадут нигде.
Работа в команде и предводительство (Teamwork и leadership)
Во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей — и сильные ученики неизбежно становятся лидерами.
Этого можно избежать, используя role-cards. Можете прямо вместе с учениками разобрать и обсудить командные роли. После этого они тянут свою роль и должны ей соответствовать, при выполнении задания.
Представление (Presentation)
Основная проблема в развитии этого навыка в том, что класс не слушает говорящего. В такой ситуации студентам просто не хочется говорить.
Чтобы исправить ситуацию, учителю стоит давать слушателям дополнительные стимулы — например, голосованием выбирать наиболее перспективный проект, покупать лучший продукт и т.д. В этом случае ученики учатся критически слушать и анализировать остальных — и да, все это на английском. Так на своих уроках вы избежите ситуации, когда один говорит, а остальные просто ждут своей очереди.
Собеседование (Job interview)
Чтобы приблизить собеседования на ваших уроках к реальности, пробуйте себя в роли придирчивого и избирательного интервьюера. Перегибать со строгостью, конечно, не стоит, зато даже в формате шутки можно показать ученикам, каким может быть настоящее интервью на английском.
Можно организовать и командную работу. Назначьте 2-4 капитанов и дайте им задачу: набрать команду для своего проекта (тему проекта определите заранее). Их задача опросить людей, сформировать свою команду и потом ее представить.
Управление временем (Time-management)
Чтобы помочь ученикам научиться управлять собственным временем, не бойтесь ставить жесткие временные рамки для выполнения заданий. Устанавливайте таймер или выводите время на проектор. Для разнообразия можно назначать ответственного по времени в каждой команде.
Обслуживание клиентов и продажи (Customer service & selling)
Эти навыки развивать интереснее всего. Тут вдохновляйтесь абсолютно любыми, даже самыми нелепыми, ситуациями: просите учеников продать вам или друг другу участок на Луне или слона в Африке; отговорить вас от покупки или даже уйти к конкуренту (и все это аргументировать).
Задание можно усложнить: дайте ученикам на выбор несколько предметов и обсудите их пользу. Выбирайте самый полезный и самый бесполезный предмет. И просите их продать самый бесполезный!
Все эти навыки применимы не только на работе, они правда необходимы в реальной жизни. Когда люди развивают их в себе, еще и на английском — у них появляется уверенность в себе, в своем владении английском, и главное — усиленно желание ходить на ваши занятия.