Ибнеева Альбина Марселевна
учитель начальных классов
МБОУ “Школа №184” Советского района г. Казани
Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство душ.
Януш Корчак
Как верно в свое время сказал польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак. Действительно семья играет особую роль в формировании любви к чтению.
Семья – это самое лучшее место на земле, где тебя любят и принимают таким, какой ты есть, где царит доброта, взаимопонимание, и немаловажную роль в этом родстве душ играет – совместное чтение.
Чтение – одно из главных проявлений культуры. Это не просто средство коммуникаций, а прежде всего творец, созидатель. Книга помогает нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир.
Каждый из нас, общаясь с другими людьми, становится творцом речевого произведения – высказывания. Но всегда ли дети используют огромные ресурсы русского языка, чтобы ярко, интересно и убедительно выразить свою мысль? Думаю, что не сразу приходит к ним мастерство формирования речевых способностей.
Именно поэтому главной задачей современной российской школы является воспитание любви к чтению, формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль чтения. Оно должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Чтение способствует развитию речи, рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится главной задачей развития личности.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для учащихся начальных классов — увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
Читательская грамотность является одним из методов, который развивает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой, сблизить поколения.
Это важная задача должна решаться не только на уроках, но и во внеурочное время, а также дома в кругу семьи. В данной работе представлены приемы, которые использую в своей педагогической практике, для того, чтобы приобщить детей и их членов семьи к чтению.
Цель проекта: создавать условия для формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы, возрождение традиции семейного чтения.
Планируемые образовательные результаты:
- Формирование основ читательской грамотности;
- Развивать у детей необходимость в чтении как кладезь личностного совершенствования;
- Приобщение учащихся и их членов семьи к систематическому чтению и посещению библиотек;
- Воспитание навыков культуры чтения в семье.
Используемые технологии:
- Критическое мышление;
- Игра;
- Информационно- коммуникационная;
- Личностно- ориентированная.
Наглядно – демонстрационный материал: презентация, карточки, рабочие листы, книжки-малышки.
Формат: внеурочной деятельности
«Любимые книги нашей семьи»
От того, какие наши дети сегодня, конечно, зависит, каково наше общество в будущем. Вопросу становления личности уделяется пристальное внимание.
Воспитать личность, способную к сотрудничеству и социально речевому взаимодействию, владеющей культурой устной и письменной речи, возможно только в Золотом треугольнике: учитель-ученик-родитель.
В нашей школе в субботу дистанционное обучение, я считаю, что это самое лучшее время для семейного чтения!
Ребята на протяжении всей недели выбирают себе книгу, которую они будут читать в выходные дни, в кругу своей семьи! Выбрать они могут в читательском уголке класса, либо в школьной библиотеке, либо в городской, а кто – то просто участвует в «Буккроссинге».
Приемы чтения (ребята и их члены семьи выбирают сами), но обязательное условие- оно должно быть вслух:
- По ролям
- По одному предложению
- Жужжащее чтение
- Разными голосами и т.п.
После того, как прочитали книгу, все члены семьи должны от руки записать отзыв о прочитанном произведении (формат А4, А3), тайны произведения, иллюстрацию и конечно же пожелания всем ребятам!
В понедельник все ребята приносят свои отзывы, обмениваются впечатлениями. По своему опыту могу сказать, что данное мероприятие очень нравится детям, на переменах только и слышно о том, как читала мама, папа, что кот Васька мяукал. Дети от семейного чтения в восторге!
Конечно же все их отзывы мы собираем в одну большую книгу «Наши любимые книги», и каждый ребенок, открыв этот сборник, может узнать для себя много интересного.
Каждую работу я оцениваю на пять, ведь это так здорово, когда вся семья в выходные читала!
Родители моего класса, бабушки, дедушки, братья, сестры также проявили инициативу в данном направлении, и каждую неделю записывают видеообращение к детям. В своих обращениях они рассказывают о своей первой прочитанной книге, о любимой.
Я считаю, что «авторитетное» мнение близких людей оказывает свое положительное действие, и ребенок с радостью берется за новую книгу.
Викторина для родителей и детей «В мире литературы»
Данная викторина проводится в классе, в конце учебного года, между учениками, в присутствии родителей, которые могут помогать своим детям.
Задание «Сыщики»
Русский язык, тема: «Фразеологизмы».
Цель для обучающихся: научиться объяснять распространенные фразеологические обороты, правильно использовать их в речи.
Цель учителя: обогатить речь учащихся фразеологическими оборотами, учить правильно их применять.
Трудоемкость: 5 минут
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, тебе необходимо исправить ошибки в фразеологизмах и составить с ними предложения. Желаем удачи!
Наглядные материалы: слайды(карточки)
Дедушкины сказки (бабушкины сказки)
Мамино лето (бабье лето)
Шоколад на душу (бальзам на душу)
Без передних лап (без задних ног)
Биться как мяч об лед (биться как рыба об лед)
Описание деятельности учащихся:
1.Ребята находят ошибки в фразеологических оборотах и исправляют их:
Бабушкины сказки
Бабье лето
Бальзам на душу
Без задних ног
Биться как рыба об лед
- Составляют предложения с этими фразеологизмами, тем самым учатся их правильно применять в речи.
- Вспоминают произведения, к которым можно применить данные фразеологизмы.
Форма предоставления результата: предложения
Рубрикатор:
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
Данное задание способствует развитию: взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности, самостоятельной работы
Задание «Стихотворчество»
Литература, тема: «Поэзия».
Цель для обучающихся: научаться работать с рифмой.
Цель учителя: развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление.
Трудоемкость: 10-30 минут
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, тебе в данном стихотворении необходимо продолжить стихотворный текст и написать автора данного произведения. Желаем удачи!
Наглядные материалы: слайды(карточки)
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков ___________
Автор _______________________
Описание деятельности учащихся:
Ребята подбирают рифмующиеся слова и дописывают их.
Форма предоставления результата: текст стихотворения
Рубрикатор:
За каждое выполненное задание – 1 балл
Данное задание способствует развитию:
Взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности, самостоятельной работы».
Мышления
«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности».
Задание «Наоборот»
Русский язык, тема: «Омонимы».
Цель для обучающихся: научиться различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Цель учителя: углубить представления учащихся о словах омонимах.
Трудоемкость: 5 – 10 минут
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, тебе необходимо прочитать забавные предложения, найти похожие слова и объяснить их смысл. Далее необходимо составить свои забавные истории используя следующие слова: лук, коса, шпилька.
Желаем удачи!
Наглядные материалы: слайды(карточки)
Хитрый дворник дядя Саша, снял дворник с машины тети Оли.
Описание деятельности учащихся:
Ребята объясняют(письменно) смысл похожих слов – дворник.
Форма предоставления результата: пояснения и забавные истории.
Рубрикатор:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
Данное задание способствует развитию:
Взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности.
Мышления
«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности».
Задание «Выдумка»
Русский язык, тема: «Предложение. Текст.».
Цель для обучающихся: научиться представлять предложение как цепочку связанных между собой слов; видеть смысловую связь слов в предложении.
Цель учителя: создать наглядно – образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов; показать необходимость смысловой связи слов в предложении.
Трудоемкость: 5 – 15 минут
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, тебе необходимо из данных слов (утро, автомобиль, собака, реклама, огурец) составить рассказ. Желаем удачи!
Наглядные материалы: слайды(карточки)
Слова: утро, автомобиль, собака, реклама, огурец.
Описание деятельности учащихся:
Ребята составляют из слов рассказ.
Форма предоставления результата: рассказ.
Рубрикатор:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
Данное задание способствует развитию:
Взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности.
Мышления
«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности».
Задание «Гора»
Литература, «Характеристика героев».
Цель для обучающихся: учиться анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев.
Цель учителя: учить характеризовать героев произведения; развивать мышление, внимание, память.
Трудоемкость: 5 – 15 минут
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, на данной горе ты должен точкой отметить где по твоему мнению находится рассматриваемый герой произведения.
Подошва горы – человек который обладает плохими качествами.
Вершина горы – человек который по твоему мнению является положительным.
Далее должен пояснить, почему герой занимает именно такое место на твоей горе.
Желаем удачи!
Наглядные материалы: слайды(карточки)
Описание деятельности учащихся:
Данный метод используется при составлении характеристики герою. Подошва горы – нехороший человек, то есть обладает плохими качествами по мнению ребенка, а вершина горы – наоборот идеальный человек. Учащийся точкой отмечает, то место горы, на котором по его мнению находится рассматриваемый герой произведения. Далее ребенок должен пояснить, почему герой занимает именно такое место на его горе.
Форма предоставления результата: характеристика героя
Рубрикатор:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
Данное задание способствует развитию:
Взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности.
Мышления
«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности».
Задание «Толковый словарь»
Русский язык, тема: «Слово и его значение»
Цель для обучающихся: научиться работать с толковым словарем; высказывать свое мнение в процессе решения лингвистических задач.
Цель учителя: расширить представление учащихся о понятийном значении слова.
Трудоемкость: 5 – 15 минут
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, перед тобой лексическое значение слова и по нему ты должен понять, о чем идет речь. Свой ответ необходимо записать внизу после определения.
Если у тебя возникнут трудности, то ты можешь воспользоваться Толковым словарем!
Желаем удачи!
Наглядные материалы: слайды(карточки)
Задание: Кто принимает деятельное участие во всем _______________
Описание деятельности учащихся:
На экране лексическое значение слова. Обучающиеся же пишут само слово.
Форма предоставления результата: слово
Рубрикатор:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
Данное задание способствует развитию:
Взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности.
Мышления
«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности».
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.
В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации. В условиях использования средств ИКТ в образовании популярным средством визуализации информации стала инфографика. Я хочу познакомить вас с этой технологией, которую только начинают осваивать современные педагоги.
Инфографика — один из способов визуализации информации. Это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков.
Инфографика — это такой вид иллюстрации, где совмещаются данные и дизайн, что позволяет доносить до аудитории информацию в краткой форме. Ее определяют как визуализацию данных или понятий, цель которой– представить аудитории сложную информацию так, чтобы она могла быть быстро воспринята и легко понята. Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации — ее метафоричность, то есть это не просто график или диаграммы, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлены визуальная информация, аналоги из жизни, предметы обсуждения.
Об инфографике сегодня много говорят, однако для учителей эта технология остаётся диковинкой — средством привлекательным, но слишком необычным для использования на уроках.
Инфографика «Мой Татарстан»
Тема: «История Татарстана» на уроках родного языка
Цель ученика: закрепить знания по истории Татарстана
Цель учителя: формировать представление об особенностях жизни республики Татарстан в XX – XXI в.в.; воспитать чувство гордости и уважения за свою Родину.
Аннотация для ученика:
Наш юный друг, 2020 год – это непросто год для нашей республики, а юбилейный!
Мы предлагаем тебе совершить виртуальное путешествие по – страница истории Татарстана и еще раз вспомнить все памятные даты и события! Ну что, готов? Тогда в добрый путь!
В данной презентации допущены ошибки, тебе необходимо их исправить, выделить красным курсивом и сохранить, так же в конце ответить на вопросы.
Желаем удачи!
Наглядные материалы: презентация
Описание деятельности учащихся:
Вниманию детей представлена презентация, в которой содержатся файлы с основными историческими событиями ТАССР за последние 100 лет. В данных файлах имеются ошибки и детям необходимо их исправить, выделить красным курсивом и сохранить презентацию.
В конце нужно составить Синквейн «Татарстан»
Форма предоставления результатов: презентация
Рубрикатор:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
Данное задание способствует развитию:
Взаимодействия с собой
«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности.
Мышления
«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности»;
«Исследую мир» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и исследованием окружающей действительности, получением знаний.
«Герои моей семьи»
Мы живем в стране высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью России всегда была нравственность – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни, но к сожалению возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Проблема нравственного развития детей, приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе.
Анализ практики показывает, что педагоги не всегда уделяют профессиональное внимание на оптимизацию путей гражданского воспитания подрастающего поколения при помощи внеурочной деятельности и чаще сталкиваются с тем, что у выпускников начальной школы, не в полной мере развито такое личностное качество, как толерантность.
В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что наиболее благоприятными условиями для целенаправленной организации процесса воспитания нравственных основ у детей является младший школьный возраст – это период развития детей от 6-7 до 10 лет. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании нравственности.
Школа реализует данный процесс комплексно и немаловажную роль в этом играет внеурочная деятельность, так как она оказывает влияние на все сферы социальной жизни обучающихся и, следовательно, способствует формированию и развитию нравственно – гражданских качеств у младших школьников.
Я как классный руководитель должна способствовать формированию культуры межнационального общения, толерантности, уважения к обычаям, языку, искусству, истории народов страны, поддерживать и воспитывать в детях патриотические чувства, на примерах героизма, храбрости и мужества их потомков, тем самым помогая подрастающему поколению реализовать свою роль в вопросах достижения межконфессионального согласия, толерантности, создания социальной справедливости в обществе.
Воспитание толерантной личности, способной к сотрудничеству и социально речевому взаимодействию, возможно только в Золотом треугольнике: учитель-ученик-родитель.
Семья – это самое лучшее место на земле, где тебя любят и принимают таким, какой ты есть. Но ведь семья любого человека, это не только папа и мама, а также предки, которые жили до нас.
В современном мире теряется общение не только дальних родственников, но и близких, тем самым разрывается связь поколений. Люди перестают изучать историю своей семьи, интересоваться своими корнями, возвращаться к своим истокам.
Современная молодежь имеет слабое представление о своем генеалогическом древе, и к сожалению, не стремятся восстановить все то, что было связано с их родословной.
Я хотела бы, чтобы мой проект «Герои моей семьи», помогла современным детям понять то, что изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень, а также прививает любовь к чтению.
Я считаю, что данная тема сейчас актуальна, как никогда, ведь изучать
историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как наши предки. Каждый, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития.
Более 75 лет прошло со Дня Великой Победы! Великая Отечественная война оставила огромный след в нашей истории, благодаря нашим дедам, прадедам, бабушкам и прабабушкам мы знаем о ней – они писали нашу историю. И мы гордимся ею!
У каждого человека на земле есть семья. У кого-то большая, у кого-то маленькая, в независимости от этого, каждая семья вносит свой вклад в историю своей страны. В годы Великой Отечественной войны люди нашей страны внесли огромный вклад в нашу историю. В стороне не осталась – не одна моя семья.
Данный проект «Герои моей семьи» на мой взгляд, поможет детям понять, то, что победа нашему народу досталась дорогой ценой. То, что война унесла жизни советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся наша многонациональная страна.
Разнообразен продукт проекта: в одних случаях это материальные продукты (плакаты, макеты, газеты), в других – интеллектуальные, творческие (сочинения, письма), компьютерная презентация, а также family trailer.
Ребята вместе с родителями изучают свою родословную, читают книги о войне, посещают библиотеки, готовят доклады, принимают участие в научных конференциях.
Мы дети истории, и наш долг помнить об этом!!!
Таким образом, учителю и семье доверена важнейшая миссия –воспитать в подрастающем поколении, любовь и уважительное отношение к истории своего народа, родного края, к семье, его материальной и духовной культуре, к труду научить владеть таким богатством, как родной язык, привить любовь к чтению и уважение к книге.
Свою работу хочется закончить словами Сесиль Лупан: «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».