Зиаева Любовь Михайловна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДФОЦ “Дельфин №8”
г. Набережные Челны
Пояснительная записка
Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Занятия плаванием позволяют укрепить организм каждого малыша: его мышечный тонус приходит в норму. Во время плавания ребенок, преодолевая значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все группы мышц, укрепляется его дыхательная система, уменьшается риск респираторных заболеваний. Развиваются умственные способности малыша, повышается иммунитет. Ребенок быстрее адаптируется к посещению детских учреждений.
Обязательное условие при обучении плаванию детей от 1 года до 5 лет – это то, что ребенок находится в воде вместе с мамой. И это бесценные минуты общения матери и ребенка, укрепление психологической связи между ними. Необходимо внушить родителям, что не следует устраивать соревнования между детьми. Обучение плаванию в таком возрасте имеет не спортивную, а оздоровительную цель.
Главная задача – это научить ребенка не бояться воды, а полюбить ее! Когда сама мама получает удовольствие от нахождения в воде, то её настроение тут же передается малышу. Нельзя насильно заставлять малыша выполнять упражнения. Если малыш боится воды, мать не должна нервничать и кричать на ребенка, иначе процесс адаптации к воде затянется надолго. Педагог учит родителей правильно держать малышей, а малыш учится расслабляться в воде, чувствовать себя комфортно в руках матери. Ребенок привыкает к обстановке, к педагогу. И по команде он учится выполнять выдохи в воду и делать упражнения.
При организации занятий с малышами необходимо использовать спортивный инвентарь. Его выбор огромен. Это могут быть разнообразные мячи, кольца, доски, обручи и т.п. Главное, чтобы они соответствовали требованиям техники безопасности и СанПИН.
Учитывая возраст детей, с 2015 года на своих занятиях обучения плаванию детей с 1 года до 5 лет я стала использовать элементы народного фольклора. Ребенок, вслушиваясь в слова потешек, их ритм, вместе с мамой играет, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Правильный подбор потешек помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – педагогу, улучшает позитивный настрой во время занятия. Занятия проходят в приподнятом настроении родителей и малышей.
Ожидаемые результаты:
– улучшение эмоционального состояния ребенка посредством использования фольклорных форм;
– у ребенка сформированы основные физические качества и потребность к двигательной активности;
– ребенок самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
– ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
– ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами);
– ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленные как взрослым, так и им самим.
Разработка занятия
Перед началом первого занятия провести инструктаж с родителями ребенка. Цель занятий – оздоровление, правильное физическое развитие, приобретение ребенком навыка самостоятельного плавания. В случае проявления капризов у ребенка, надо пропустить упражнение и возвратиться к выполнению задания в зависимости от настроя ребенка.
Задачи:
1.Вызвать интерес к занятиям плаванием, приступить к освоению с водой.
2. Учить малышей дуть на предметы.
3. Ознакомить с плавательными упражнениями.
I. Подготовительная часть
1. Мама стоит в воде на месте и держит ребенка под мышки так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные – на груди ребенка. Упражнение «Полоскание белья» – мама делает движение руками вправо и влево вместе с малышом. Ноги ребенка находятся у поверхности воды, малыш лежит на спине, ноги расслаблены (8-10раз).
2. Упражнение «Часики-тик-так». Захват тот же, тело малыша расположено в вертикальном положении в воде, мама делает движение руками вправо-влево (5-6раз).
Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!
II. Основная часть
- Педагог раздает бумажные кораблики. Малыш с мамой дуют на них, приговаривая: Помоги мне ветерок,
Паруса надуй дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
- Проводка на спине «зигзагом». Мама держит ребенка под мышки, толчок ногами от бортика с последующим продвижением, ребенок лежит на спине, мама идет спиной вперед, описывая руками движение вправо-влево, двигая за собой ребёнка. Темп движения – медленный, плавный. Ноги малыша расслаблены и лежат у поверхности воды (5-6 бассейнов).
- Упражнение «Карусель». Мама держит малыша под мышки, описывает круг вокруг своей оси. Темп движений медленный, затем средний и быстрый. Ноги малыша у поверхности воды. Упражнение выполняется сначала в правую сторону, затем в левую, при этом произносятся слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
- Ребёнок лежит на груди. Мама захватывает малыша под мышки. Толчковые движения от бортика, лежа на животе. Ноги малыша согнуты в коленных суставах.
- Прыжковое упражнение или подкидывание вверх. Мама подкидывает ребенка вверх и ловит его за подмышки, опуская до уровня подбородка. При этом 5-6 раз – ребенок находится лицом к маме, 5-6 раз – спиной к маме. Мамы с педагогом проговаривают:
Прыг-скок, прыг-скок
Близко, близко потолок
Прыг-скок, прыг-скок
Весело идет урок.
III. Заключительная часть
- Игра «Раздувайся пузырь».
Малыши встают в круг и держатся за руки. Мамы держат малышей под мышки. В начале игры круг маленький, затем постепенно мамы отходят назад, расширяя круг:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да, не лопайся!
Получается большой растянутый круг, когда руки расцепились, все произносят:
Лопнул пузырь
Все хлопают в ладоши, ныряют и сбегаются к центру. Затем мамы с детьми надувают «новый пузырь».
Пальчиковая игра.
В парке есть глубокий пруд,(Руками показывают глубину воды)
Караси в пруду живут,
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать (Малыши качают запястьями вправо, влево.)
Литература
1.Белая А.Е., Мирясанова В.И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. «Астрель» 2004 г.
2.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М. «Творческий цент сфера»2001г.
3.Крупенчик О.И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. С-Петербург. «Литера» 2005 г.
5.Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365 весёлых игр для дошколят. Ростов на Дону. «Феникс» 2004 г.
6.Лупан С. Поверь с свое дитя. М. «Эллис Лак 2000» 2001г.
7.Митлина М. Как рыбка в воде. Плывем вместе с мамой. Журнал «Беременность и малыш» №5, 2009 г.
Приложение
Игры на дыхание
Мама, мама посмотри,
Мы пускаем пузыри.
Мы пузырики пускаем
Всех на свете удивляем.
От зари до зари
Мы пускаем пузыри
Игры на расслабления тела малыша в воде
Прыг-скок, прыг-скок
Близко, близко потолок
Прыг-скок, прыг-скок
Весело идет урок.
Игры на обучение лежания ребенка в воде
и правильные захваты инвентаря
Легкая походочка,
Я плыву как лодочка.
Желтый цвет мне интересен,
Знаю я – лимон полезен.
Кручу, кручу педали,
Хочу, хочу медали.
(Малыш работает ногами лежа на груди у мамы)
Я пинаю мяч ногами,
Делай это вместе с нами.
На лошадке я скачу,
Всех на свете прокачу.
Ежика мы катаем,
И ладошки разминаем.
Ежик по стопе прошел,
Покололся и ушел.
Игры на ныряние
Пронырну я через круг,
Позову друзей, подруг.
Чашки, ложки, поварешки,
Искупались все матрешки.