Гаскарова Лейсан Минифависовна
учитель начальных классов
МБОУ “Джалильская СОШ №2”
пгт. Джалиль
В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Наша страна находится в постоянном поиске новых решений и технологических разработок для формирования креативного, критически мыслящего ученика, способного анализировать, рассуждать, доказывать, просто задавать вопросы.
Детям важно как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, то новая информация не будет усвоена. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником. Поэтому основная задача педагогов в начальной школе акцентировать внимание на формировании расширенных знаний детей посредством применения современных образовательных технологий. Такой подход повышает эффективность использования учебного времени за счет активности учеников.
Наиболее востребованными видами образовательных технологий в начальной школе являются: информационно-коммуникативные, развития критического мышления, развивающего обучения, проектная технология, здоровьесберегающая, проблемно-модульная, игровая, кейс-технология, интегрированного обучения, педагогического сотрудничества, технология уровневой дифференциации и др.
Хочу остановиться на некоторых из них, для того, чтобы объяснить их своевременность и эффективность применения в образовательном процессе.
Игровые технологии
Младший школьный возраст –это период интенсивного усвоения самых разных правил. Всю информацию, которую дети получают из внешнего мира, буквально впитывают как губки. Игра для детей младшего школьного возраста остаётся ведущей деятельностью. Создание игровых ситуаций погружает ребёнка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются барьеры и запреты, где он может свободно и уверенно себя реализовать.
На уроках литературного чтения я часто использую такие приёмы как:
1. Приём «Мистер Вопрос и мисс Вопросиха». «Мистер Вопрос» – неразговорчивая личность. Он отвечает кратко и в своей речи использует слова «да» и «нет». Задача ребят – составить закрытые вопросы по тексту, требующие однозначного ответа. «Мисс Вопросиха» – напротив, дама очень общительная, отвечает очень грамотно и развернуто. Ученики составляют открытые вопросы.
2. Приём «Белое и черное». Ученики разделяются на две группы: «белое» и «черное». Ребята первой группы характеризуют светлые стороны героев, даже отрицательных. Другая группа смотрит на персонажей через призму «черного» и осуждает или оправдывает их.
3. Приём «Скорлупка и ядрышко». В тексте, как и в орешке есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка – это описание событий, которые последовательно происходят с героями текста. Но автор текста сочиняет историю, рассказ, стихотворение не просто для того, чтобы перечислить события, но и хочет передать свои мысли и чувства, заставить читателей задуматься, поразмышлять. Писатель (поэт) часто прячет самое главное, то, что может разглядеть только внимательный Читатель. И это очень похоже на то, как разгрызают орешек: за скорлупкой находят ядрышко – самое важное.
4. Приём «Разведчики». Чтобы определить тему урока, детям я предлагаю поиграть в «разведчиков» и «зашифровать» послание. Для этого я придумываю слово на каждую букву, используемую в сообщении. Например, сообщение «жду вас в три», может выглядеть так: Женя долго учит вычитание, а Саша весело танцует, рисует, играет.
Эти игры всегда вызывают у школьников большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках и во внеурочной деятельности.
Технология проектного обучения
Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках начальных классов. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. В этом учебном году по обучению грамоте учащиеся 1-ых класса выполняли проект «Моя любимая буква алфавита», в рамках Года национальных культур и традиций РТ проект «Национальное блюдо» и удачно выступили перед классом и родителями на родительском собрании .
Здоровьесберегающие технологии
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе.
На уроках мы проводим физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику.
Компьютерная технология
Цифровизация коснулась абсолютно всех сфер нашей жизни, включая образование. На мой взгляд, современный учитель должен идти в ногу со временем, изучать и использовать весь потенциал, предлагаемый цифровизацией. Она даёт широкие возможности как для учителя, так и для учащихся.
Уже пятый год я использую в практике своей работы платформы учи.ру и яндекс.учебник. Занятия на платформах позитивно влияют на развитие у наших учащихся предметных знаний, метапредметных компетенций. Возрастает интерес учащихся к школьным дисциплинам, даже у не очень мотивированных детей, усвоение материала происходит практически без пробелов, следовательно, повышаются образовательные результаты. Порталы помогают мне как учителю экономить время на подготовке к занятию за счет того, что у них быстро и бесплатно есть доступ к огромному количеству материалов. Они могут выдавать эти задания и автоматически проверять их. То есть он экономит время на проверке домашних работ. Плюс, он может работать индивидуально с каждым ребенком в классе.
По сути, платформа делает то же самое, что и учитель, работающий с ребенком индивидуально: не объясняет, а задает ребенку наводящие вопросы и создает условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам.
Психологический климат на уроке.
Каждый урок начинается с психологического настроя класса. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Приходя на урок, я, посмотрев на лица ребят, должна понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.
Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно, повышается качество знаний по предмету.