Андреева Наталья Николаевна
учитель английского языка
МБОУ “Политехнический лицей №182”
г. Казань
Изучение иностранного языка всегда вызывает определённые трудности, поэтому учителю необходимо найти способ привлечения внимания обучающихся и в качестве инструмента мы предлагаем лэпбук. Подчёркиваем, что применение данного средства на уроках английского языка соответствует требованиям современного ФГОС, поскольку способствует развитию универсальных учебных действий. Методика создания лэпбуков подразумевает уже готовую систематизацию знаний в голове и готовое креативное оформление мыслей на бумаге.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Это самодельная тематическая интерактивная папка с окошками, дверками, кармашками и вставками, в которой ученики систематизируют материал, предназначенный для изучения, закрепления и повторения знаний. Обучающиеся могут представить лэпбук в любой форме по определённой теме и перекладывать по своему желанию. Другими словами, это весьма популярная в западной системе образования hands-on-activity (практическая деятельность). В разных классах создаются разнообразные виды и формы лэпбуков. В начальной школе мы создаём их по большей степени с целью запоминания новых слов по модулям. Например, в первом классе актуальна лэпбук-книжка по алфавиту. Задания выполняются как на уроке, так и дома, конечно не без помощи их родителей. Ребята могут создавать раскраски «Алфавит», писать свои первые изученные слова на буквы алфавита, учатся соотносить: буква-звук-рисунок-слово. В следствии чего дети в игровой форме закрепляют новые знания. В средней школе ученики могут представить весь необходимый материал по английской грамматике «English grammar» в справочник и активно использовать «лэпбук-выручалочку» на уроках.
В чем же преимущество данной методики? Это некий итог работы учащегося, где он собирает, склеивает отдельные части в единое целое, креативно оформляет сам и использует всевозможные формы и цвета в зависимости от своей индивидуальности. Можно сказать, что Лэпбук — это собирательный образ раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, где он мыслит и действует креативно в рамках определённой темы. Заманчивым является то, что работа над его созданием может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой. При индивидуальной работе учащийся рассчитывает только на себя и свои силы (занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно). Чаще всего в группе есть учащиеся, которые тяжело находят контакт с одноклассниками, стеснительны или не очень общительны в силу своих индивидуальных особенностей. При работе в паре учащиеся делят задание на микро-темы и выполняют работу либо индивидуально либо делают всю работу сообща. С точки зрения социализации ученика в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–6 учеников работают над одним лэпбуком. При групповой работе каждый должен понимать и осознавать свою значимость, не допуская ситуации, когда всю работу сделает за него кто-то другой. Каждый компонент данного средства обучения, над которым работает ученик, даёт ему возможность сконцентрировать своё внимание на определённом аспекте более глобальной темы. Можно с уверенностью сказать, что каждый лэпбук уникален – здесь нет правильного или неправильного метода его создания, потому что конечный результат зависит от восприятия учеником заданной темы и какими средствами он пользуется для достижения своей цели. Еще одним плюсом лэпбука является то, что это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Именно поэтому, когда созданное «сокровище» презентуется одноклассникам, происходят спонтанные обсуждения, где каждый из участников образовательного процесса высказывает свою точку зрения (что бы он добавил, убрал из лэпбука) и это способствует улучшению усвоения материала.
Этапы изготовления анализируемого активного средства обучения представлены в таблице ниже.
Безусловно, оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику. Учащимся приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению, объяснению и изученного, и нового материала. Нами отмечен один из минусов – время, которое мы тратим на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, консультируясь с учителем, а создание самого лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы учитель мог контролировать работу каждого члена группы или ученика в отдельности.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, её плюсы неоспоримы. Создание и презентация лэпбука решают ряд задач современного образования, дают ученикам знания предмета, обучают их смотреть на проблему с разных сторон и точек зрения, ставить определённые задачи и решать их, творчески подходить к вопросу презентации работы в коллективе и подбору информации, учитывая различные идеи. Мы все говорим о том, что в условиях модернизации образования, нам, учителям, необходимо воспитать личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать разного рода идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у Вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых, постоянно меняющихся условиях. Ваша задача здесь минимальна – лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать их.