Аминова Рима Сунгатулловна,
Рахимова Ризаля Камиловна
учителя начальных классов
МБОУ “Байлянгарская средняя школа”
Кукморского муниципального района РТ Кукморский район, село Байлянгар
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий предполагает обращение к различным инновационным технологиям. В соответствии с Примерной основной образовательной программой ООО и другими документами ФГОС, от учителя, организующего образовательный процесс, «требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся» [Примерная программа ООО, 2015, с. 32].
Реализуя образовательную технологию, учитель может адаптировать её к конкретным условиям педагогической деятельности. При осуществлении любой технологии важно соблюдение алгоритма – инструкции, описывающей порядок действий исполнителя для достижения результата, определяющей закономерность усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Поэтому одним из ключевых элементов технологии является технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий. Практическое использование любой образовательной технологии ориентировано на предметную сферу.
Сегодня от учителя начальных классов требуется нечто большее, чем умение составлять мультимедийную презентацию и находить информацию в Интернете. Профессиональный стандарт педагога предусматривает такое трудовое действие, как «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями» [Профессиональный стандарт, 2013, с. 4]. Среди наиболее востребованных учительским сообществом видов работы значатся:
– выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
– создание и редактирование текстов, электронных таблиц;
– построение диаграмм, графиков, блок-схем и других графических объектов;
– создание и редактирование презентаций;
– поиск и анализ информации в Интернете;
Самой популярной формой применения ИКТ является обращение к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) Наиболее распространённым типом ЭОР, часто встречающимся на уроках в начальной школе, являются видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых раньше использовали магнитофон или видеоплеер, а сегодня – компьютер. Однако наиболее эффективными считаются мультимедийные ЭОР, в которых учебные объекты представлены различными способами: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
ЭОР обладают рядом инновационных качеств, которые значительно облегчают работу учителя и оптимизируют образовательный процесс. Интерактивность обеспечивает расширение возможностей для самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения с минимальным участием педагога, что позволяет реализовать все компоненты образовательного процесса:1)получение информации;
2)практические занятия;
3) контроль учебных достижений.
Обращение к Интернету связано как с активным поиском новых источников знаний, так и со стремлением к непосредственному общению. Поскольку каждый пользователь имеет возможность опубликовать в сети свои материалы.Особая роль отводится умению пользоваться поисковыми си- стемами. Точность результатов, прежде всего, зависит от умело сформированного запроса, от подбора ключевых слов, вводимых в поисковую строку.
Среди интернет-источников, к которым можно обращаться при подготовке к урокам литературного чтения, можно назвать сайты:
– http://feb-web.ru
– http://www.rvb.ru
– https://ilibrary.ru/
Одной из эффективных форм проверки знаний, умений и навыков обучающихся считается компьютерное тестирование. Тестовые задания можно разделить на вопросы закрытого типа (с готовыми вариантами ответов), вопросы открытого типа (без вариантов ответов) и свободные вопросы (когда ответ пишется учеником и проверяется учителем). Тестовые задания должны быть достаточно краткими, формулировки вопросов и ответов – правильными и по содержанию, и по форме. Следует обратить внимание на речевую грамотность, отсутствие описок и фактических ошибок.
Для разработки можно использовать специализированные онлайн ресурсы:
-https://onlinetestpad.com,Google-forms Одним из методов применения ИКТ в процессе обучения в начальных классах является проектная деятельность. В процессе подготовки и защиты проекта учащийся включается в активный познавательный процесс, самостоятельно ставит учебную задачу, собирает необходимую информацию, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
В начальной школе продуктами проектной деятельности могут быть:
– Web-сайт или web-страничка, социальная страничка героя или автора;
– газета, журнал, альбом, плакат, буклет, инструкция;
– литературная гостиная, викторина, ролевая игра, инсценировка (спектакль);
– видеофильм или мультфильм, виртуальная или заочная экскурсия, буктрейлер, плейкаст;
– исследовательская работа;
Игровые технологии являются одной из успешных форм обучения в начальных классах. Она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
– как элемент более обширной технологии.
Игра в педагогике является средством побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности, при этом урок с применением игровых приёмов имеет свои особенности, отличающие его от традиционного занятия Многочисленные вариации правил проведения игры основываются на общеизвестных форматах: «Путешествие в страну чисел», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Поле чудес».
В настоящее время школа нуждается в такой огранизации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, рализацию принципа гуманного подхода к детям.
Литература
1. Ахмадишина, Л. М. Об использовании метода проектов на уроках литературы в общеобразовательной школе / Л. М. Ахмадишина // Наука и школа. – 2007. – № 4. – С. 19–21.
2.Гильмутдинова, Е. В. Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания [Электронный ресурс] / Е. В. Гильмутдинова. – URL: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04
3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность : пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. Москва : Просвещение, 2011. – 192 с.
4. Путило О.О., Путило А.О., Инновационные технологии в области литературного образования: учебное пособие / Волгоград : Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2021. – 112 с. ISBN 978-5-9935-0435-3
5. https://nsportal.ru /rahimova-risalya