Петрова Наталья Юрьевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ» Ново-Савиновского района
г. Казани, Республика Татарстан
Инновация («ин-нове») появляется в латинском языке в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некой системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Выделяют следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.
2.Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
3. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
4.Воспитательные технологии. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др.
5.Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Это – самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения – система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
6.Портфолио. Все мы стараемся применять различные современные технологии в нашей повседневной работе с детьми. Но я бы хотела более подробно остановиться на таком направлении оценочной деятельности – как оценка личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что ребенок не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XX века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.
Различают несколько видов портфолио:
Портфолио документов включает в себя перечень официальных документов: дипломы, сертификаты, аттестационный лист по практике, отзыв руководителя практики, характеристика руководителя группы и т.д.
Портфолио достижений (рабочее портфолио) включает в себя лучшие работы учащихся: доклады, рефераты, курсовые работы, проекты, конспекты мероприятий и т.д.
Рефлексивный портфолио включает в себя материалы по оценке и самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.
Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.
Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.
Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.
Смешанный тип портфолио включает в себя несколько видов портфолио.
Из выше перечисленных видов хочу отметить портфолио творческих достижений. Это то, что мы привыкли называть школьным портфолио, куда ребята складывают все достижения, связанные с учебой, спортом, творческими конкурсами. И мне пришла мысль создать подобное портфолио, но не из дипломов и грамот, а из обычных рисунков наших учащихся. И само выражение: «творческие достижения» здесь имеют другой смысл. Если посмотреть на каждую работу учащегося – это и есть его маленькая победа, достижение! Ведь не все ребята принимают участие в конкурсах и выставках, но каждому хочется, чтобы его отметили, обратили внимание, похвалили за то, что у него лучше всего получается.
Наше портфолио состоит из папки, в которую дети помещают уже готовые работы (рисунки). В конце каждого полугодия ребята приносят свои папки на занятие. Тема занятия звучит так: «Просмотр портфолио и оформление выставки». Каждый обучающийся, демонстрируя свои рисунки, сначала дает оценку самому себе: рассказывает какие темы ему давались сложнее, что чаще всего было интересно рисовать и какими материалами. Какой вид изобразительного искусства предпочитает: живопись. графику, ДПИ и т д, а затем получает оценку от своих соучеников и педагога. После этого учащемуся предлагается выбрать один, на его взгляд, удачный и интересный рисунок. Из выбранных рисунков в дальнейшем оформляется выставка. В самом начале года педагог проговаривает о целях (демонстрация красиво оформленного портфолио при поступлении в художественную школу, воспитание аккуратности, организованности и т д) и правилах ведения портфолио. Среди них самое важное правило, которое должны соблюдать все учащиеся – не законченные работы в портфолио не помещаются. Также не помещаются туда наброски и тренировочные упражнения. Приветствуется дизайнерское оформление самой папки-портфолио. И вот тут раскрывается творческий потенциал каждого обучающегося. Сверху на папку приклеивается лист А3 или А4. Интересным рукописным шрифтом пишется: ФИО автора, название портфолио, возраст или год оформления и дополняется узором, орнаментом или интересным рисунком.
Хочется отметить, что данная деятельность ребятам очень нравится. Для них это хорошая мотивация. Они стараются без уважительной причины не пропускать наши занятия. Те ребята, которые пропустили, рисуют дома, узнавая заранее тему, а также дорисовывают дома то, что не успели сделать в классе. У ребят поднимается самооценка. Каждый из них чувствует свою значимость (нужность) в нашем объединении.