Морякова Светлана Николаевна
учитель физической культуры
МАОУ «Гимназия №5»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Каждый учитель осознаёт какая огромная ответственность возложена на него. Ответственность не только за качественно проведённый урок, дисциплину и сохранение здоровья ребёнка, но и ответственность перед обществом за то, каким придёт в мир новое подрастающее поколение. Каждый педагог решает для себя сам, какие методы выбрать для того, чтобы осуществить стоящие перед ним цели и задачи.Сегодня я хочу рассказать Вам о педагогической технологии, которую я использую на своих уроках, а также она подходит для любого урока и любого возраста т.е я покажу межпредметную связь урока физической культуры с другими уроками.
Моя педагогическая деятельность направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как считаю её важнейшим и эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты как:
– воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности,
– формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,
– воспитание моральных и волевых качеств,
– формирование гуманистических отношений,
– приобретение опыта общения.
Учу школьников способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь мне максимально реализовать поставленные цели и задачи. И я обратилась к современным образовательным технологиям. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиватьсявысоких результатов обученности учащихся.
Основной задачей учителя физической культуры в современной школе является формирование у обучающихся высокой положительной мотивации и интереса к предмету через включение в активную спортивную, соревновательную и творческую деятельность. Стремление к достижению положительного результата, безусловная поддержка и доброжелательное отношение друг к другу – вот главные мотивационные установки, которые формирует учитель у обучающихся на уроках физической культуры.
В связи с внедрением ФГОС всё больше требований предъявляется как к учителю, так и к преподаваемому им предмету. Задача учителя – не только дать знания обучающимся, но и способствовать формированию на уроке универсальных учебных действий. Безусловно, что эффективность работы на уроках физической культуры может быть достигнута лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения как традиционных, так и инновационных.
Применение различных технологий позволяет урок сделать «здоровым», то есть: развивающим – с уклоном на способности и интересы учащихся, но с учетом функциональных возможностей организма; сохраняющим желание учащихся работать и дальше и т.д.
Ярким примером такого урока является квест-урок, (урок-приключение), которые представляют собой симбиоз игры, поиска и соревнования. Он является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Такой урок служит основой для возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. Очень хорошо проводить совместные квест – уроки по параллелям.
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Структура квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги).
Задача такого урока – создать положительную психологическую атмосферу, которая позволит максимально раскрыться личности каждого ребенка, вовлечь учащихся в поисковую и коммуникативную деятельность. А занятия с компьютерной поддержкой позволяют повысить интерес к уроку и проводить его с наибольшей продуктивностью. Такие уроки соответствуют современным требованиям педагогики.
Содержание всего урока построено на основе коллективной деятельности учащихся. В ходе урока ребята научатся работать в команде, применять двигательные умения и навыки, использовать полученные ранее специальные физкультурные знания в нестандартных ситуациях.
Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя квест, обучающийся учитсяформулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
В зависимости от сюжета квесты могут быть
–линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут; — –штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
-кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Также урок-квест можно использовать в качестве информационной и коммуникационной технологии в педагогической науке и современном обществе, где активно распространяются процессы информатизации форм образовательной деятельности, которые характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.
Урок-квест как информационная технология может активно применяться для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя или учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
Всё зависит от того, какими средствами вы располагаете и какой квест хотите провести. В любом случае, главный инструмент — ваш разум и воображение учеников.
У 45-минутного урока в классе тоже есть свои преимущества — получается компактная игра в спортивном зале или спорт.площадке, в центре которой находится какая-то конкретная тема. Главное иметь в голове историю и правила.
Исходя из формулировки урока-квест мною были разработаны уроки. Урок- квест конкретно на уроке физической культуры можно применить на круговой тренировке, площадка разделена на станции- количество станций и их название разнообразно:
И так мы переходим к практике ,приступая к уроку-квесту
первая моя задача :Увлечь темой приключения и поставить цель которую должны достичь учащихся в конце игры т.е найти сокровища!!!
–Ребята сегодня мы с вами отправляем на поиск сокровищ, это будет очень увлекательное путешествие цель которых найти сокровища!! Вы хотите участвовать в этих приключениях?
Для участия нам необходимы команды
Вторая задача: разделить класс на команды:
Способов множество: самый простой разделить по команде на 1,2 рассчитайсь, просто но неинтересно! Необходимо придумать задание на сообразительность чтобы пробудить интерес не начав игры….Так как сегодня я показываю связь урока с другими предметами и я решила так ….Ребята а какими должны быть игроки чтобы победить (перечисляют быстрые , сильные и т.д. на листочках у вас слова синонимы вы должны определить к какому слову они относятся. Всё у нас 2 команды.
Третья задача: Выбор командира команды
Встаньте в круг, протяните правую игроку напротив, а левую др.игроку а теперь распутайтесь не расцепляя рук (В это время наблюдаю кто начинает руководить как распутать тот и будет командир)
Ребята теперь у нас 2 команды,есть капитаны теперь я раздаю вам маршрутные листы на которых у вас нарисована схема движения по станциям, преодолев которые вы найдёте сокровища!!
Количество станций и их названия зависит от вашей фантазии, а у меня сегодня межпредметные станции
– станция №1 «физическая культура» здесь можно применить выполнение физических упражнений –лучше всего полоса препятствий;(оценивать время выполнения)
-станция №2 «История » необходимо ответить на предложенные вопросы:
Олимпиониками в Др.Греции называли:
А. жителей Олимпии Б. участников Олимпийских игр В. Победителей Олимпийских игрГ. Судей Олимпийских игр.
Для получения золотого знака ВФСК ГТО в вашей возрастной группе необходимо выполнить…..
А 6 испытаний Б 7испытанийВ8испытаний Г 10 испытаний
-станция №3 «Математика» реши задачу : Два спортсмена пробежали 300м за 51 секунду.100м первый спортсмен пробежал за14.9 с а второй за 15.3.Какой спортсмен более вынослив?
-станция №4 «Биология» тест «Организм человека» найти правильный ответ из предложенных.
Сколько систем органов в организме человевка?
А 8 Б 6 В7
– станция №5« Мой Татарстан» перечислить:
-национальные виды спорта;
-национальные праздники;
-спортсмены Альметьевска и Татарстана и т.д.
После проведения уроков вместе с учениками подводятсяитоги. Учащимся понравилась такая форма проведения, она наиболее привлекательна в учебно-воспитательном процессе. Все уроки в таком формате проходить не могут, но в качестве обобщающих или предваряющих новую тему могут использоваться на всех предметах, с целью закрепления знаний, исследовательской работы неизвестного вопроса для лучшего усвоения нового материала в дальнейшем, что способствует формированию необходимых образовательных компетенций у учащегося.
Таким образом, урок-квест в образовательном процессе может использоваться как инновационная технология, направленная на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.
Результатом применения данной технологии можно считать выступление наших детей на республиканских соревнованиях «Президентские состязания». Программа соревнований состоит из отдельных этапов:
общая физическая подготовка;
теоретическая подготовка;
творческий конкурс история родного края;
дополнительные виды (теннис, дартс, шахматы).
Цель соревнований набрать как можно больше очков на каждом этапе и в общей сумме, здесь проявляются такие качества как умение работать в команде, применять двигательные умения и навыки, использовать полученные ранее специальные физкультурные знания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!