Федорова Елена Владимировна
преподаватель
МАУДО «Детская музыкальная школа №1»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Интеллект является наиважнейшим качеством человеческой психики, сочетающим в себе такие способности, как память, мышление, внимание, умение анализировать и многие другие функции мозговой деятельности. Интеллект – это главное достоинство человека, позволяющее ему занимать на планете положение главенствующего вида. В наше время активно развиваются системы искусственного интеллекта, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Безусловно, они достойны самых высоких оценок и всецело доказывают свое право на существование. Однако, такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство остаются для искусственного интеллекта недостижимыми. Именно поэтому так важно в системе дополнительного образования детей уделять развитию интеллектуальных способностей особое внимание.
Современные цифровые технологии прочно вошли в жизнь каждого человека, начиная с самого раннего возраста. Использование гаджетов существенно облегчает многие процессы деятельности человека, оказывают неоценимую помощь и в системе образования, но, к огромному сожалению, есть и оборотная сторона повсеместной цифровизации, а именно – снижение у подрастающего поколения мотивации к развитию интеллектуальных способностей. Современным детям для получения необходимой информации уже не нужно ходить в библиотеку, штудировать энциклопедии и периодические издания. Все необходимые сведения можно получить с помощью интернета за доли секунды, не затрачивая при этом никаких физических и умственных усилий. Легкость и доступность получения информации влечет за собой еще одну серьезную проблему современности – полностью отпадает необходимость тренировать память и развивать мышление.
С появлением социальных сетей и разнообразных мессенджеров изменилась и форма общения между людьми, потерял свою актуальность эпистолярный жанр, а диалоги приобрели формат всевозможных сокращений и сленговых штампов. К сожалению, живая человеческая речь зачастую заменяется междометиями и смайликами. Отсюда вытекает еще одна коммуникативная проблема – скудность речи, неумение излагать свои мысли, размышлять на определенные темы и рассуждать логически.
Вышеперечисленные проблемы существенно осложняют процесс обучения и вызывают у педагогического сообщества серьезные опасения за будущее детей.
Особенно остро этот вопрос стоит перед преподавателями детских музыкальных школ. Обучение игре на музыкальном инструменте предполагает наличие у ребенка широкого кругозора, отличной памяти, быстрой умственной реакции, образного мышления и высокой работоспособности. На сегодняшний день эти данные оказались гораздо важнее наличия абсолютного слуха и ритмической устойчивости. В своей статье я хотела бы подробнее затронуть эту тему и предложить способы решения некоторых проблем интеллектуального развития детей, исходя из собственного опыта работы. Итак, обо всем по порядку.
За время своей педагогической деятельности я пришла к твердому убеждению – интеллектуальное развитие детей необходимо начинать с родителей. Именно до них в первую очередь следует донести важность живого общения с детьми, необходимость проведения семейных вечеров с использованием логических или развивающих игр, посещение музеев, выставок, концертных программ, чтения качественной литературы с последующим обсуждением прочитанного. Невероятную пользу в решении этой проблемы приносит систематическая организация встреч с родителями, в рамках которых проводятся беседы о воспитании и развитии детей, оказывается реальная педагогическая помощь. На протяжении многих лет в нашей школе большим успехом пользуется цикл таких встреч под общим названием «Академия любящих родителей». Академия зарекомендовала себя исключительно с положительной стороны и приносит весьма ощутимые результаты.
Планомерная и систематическая работа по развитию интеллектуальных способностей также должна проводиться преподавателем в рамках аудиторных занятий и внеклассных мероприятий непосредственно с учащимися.
Память и внимание у обучающихся в музыкальной школе развивается регулярно в процессе разучивания музыкального произведения, выучивания наизусть нотного текста, запоминания музыкальных терминов, необходимых теоретических правил и т.д.
Для развития речи используются задания по сочинению «подтекстовок» к мелодии изучаемого музыкального произведения, определения одного и того же понятия различными словами-синонимами (например, термин «Forte» ребенок должен уметь охарактеризовать не только как «громко», но использовать такие понятия как ярко, восторженно, бравурно, величественно и т.п.). Не менее важно привить ученику умение грамотно излагать задачи, которые необходимо выполнить при работе над той или иной пьесой. Другими словами он должен уметь четко формулировать свои действия и приемы при исполнении музыкального произведения.
Развитию образного мышления способствуют такие задания, как сочинение рассказа, либретто или сценария фильма, исходя из музыкального материала изучаемого произведения. То есть, ребенок по характеру музыкального произведения должен определить, какие герои присутствуют в повествовании или фильме, и какие действия с ними происходят. Наиболее полезны такие творческие эксперименты на примере произведений крупной формы (рондо, соната, вариации) и многочастных развернутых пьс.
В расширении кругозора огромную помощь оказывает синтез искусств. Например, при изучении пьесы, имеющей определенный образ или действие в названии, ребенку предлагается сделать подборку из различных произведений искусства (поэзия, проза, живопись, скульптура, музыкально-театральный жанр и др.) по данной теме. Допустим, ребенок изучает пьесу Игоря Парфенова «Родные просторы». Ученику предлагается
- найти и выразительно прочесть стихотворение с этим же названием (В. Степанов, А. Лучинин)
- познакомиться с картиной «Родные просторы» (С. Басов, А.Шилов) и провести ее подробное описание
- просмотреть видео танцевальной композиции «Родные просторы» в исполнении различных хореографических коллективов
- сделать по фотографии описание жанровой скульптуры «Родные просторы», находящейся на привокзальной площади города Сызрань
Примечание: названия произведений искусств могут не совпадать дословно, но обязательно должны быть близкими по тематике и образности.
Многолетний опыт показывает, что систематическое выполнение предложенных в данной статье заданий непременно приводит к положительным результатам, способствует успешному развитию у детей интеллектуальных способностей и превращает обучение в увлекательный творческий процесс. Надеюсь, что данная статья найдет отклик у преподавателей учебных заведений искусств и будет полезна для практической работы.