Яграшева Алина Михайловна,
Корытина Елена Александровна
воспитатель логопедической группы,
учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Мастер-класс – это интерактивная, современная форма обучения для отработки практических навыков, с целью повышения уровня знаний, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Отличается от занятий тем, что педагог рассказывает и показывает, как можно применять на практике новую технологию или метод.
В процессе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Мастер-класс создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, сотрудничество в общении. Задача мастер-класса – прояснять сложное, затрагивать общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех. Использовать новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего мастер-класса. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а непосредственным элементом при проведении мастер-класса. Старайтесь показывать не только себя, но и воспитанников. Не бойтесь задавать трудные вопросы. Проведите в конце краткий анализ мастер-класса с воспитанниками.
Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа
Цель: расширить представления о взаимосвязи природы и человека через опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
образовательные:
- формировать представления о роли человека в природе и необходимости охранять окружающую среду;
- познакомить с полезными и опасными для природы свойствами нефти;
- активизировать имеющиеся знания у детей об окружающей природе;
развивающие:
- развивать умение проводить несложные экологические опыты безопасными материалами;
- развивать умение делать выводы и умозаключения;
- развивать у детей наблюдательность, внимательность, изобретательность;
- развивать у детей мотивацию к сохранению природы;
воспитательные:
- воспитывать любознательность и познавательный интерес;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
Предполагаемый результат: дети расширяют знания о живой и неживой природе, о возможных экологических катастрофах, о вредоносных факторах, влияющих на окружающую среду. Проявляют бережное отношение и любовь к природе и окружающему миру. Формируют самостоятельность к познанию окружающего мира и поиск возможных путей решения экологической проблемы.
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, игровая, коммуникативная.
Индивидуальная работа: активизация малоактивных детей в исследовательский процесс.
Словарная работа: научное исследование, экологическая катастрофа, ученые-экологи, нефть, свалка, обитатели, окружающая среда.
Предварительная работа: чтение энциклопедии вопросов и ответов; рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр презентации «Человек и природа», мультфильма «Фиксики» (сборник серий про экологию), видеофильма «Надо беречь природу».
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, колонки).
Демонстрационный материал: картины «Свалка и мусор», «Нефть и водоемы», «Птицы и нефть», схемы-символы соблюдения техники безопасности при выполнении опытов, знаки-символы «предупреждения», презентация с видеофильмом «Загрязнение воды», глобус.
Раздаточный материал: бейджики с цифрами, таблички с номерами лабораторий (№ 1,2,3), фартуки, нарукавники, перчатки медицинские одноразовые, одноразовые шапочки, экологические значки, контейнеры, песок, поролоновые губки, веточки, кусочки бумаги, шприц, пипетка, колба с чернилами, лейка с водой, деревянный брусок, контейнер с трубочкой, растительное масло, окрашенное тушью в колбе (имитирующая нефть), вода в стакане, подносы, тарелочки, пластиковый стакан, птичьи перья, влажные салфетки для рук.
Список литературы:
1. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка»/ М.Г.Бурнышева //Дошкольная педагогика-2011.-№3.С.24-26.
2.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/А.И.Иванова.-М.:ТЦ Сфера,2004.-С.3-5
3.Марудова,Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование /Е.В.Марудова._СПб: Детство-Пресс, 2015.-240с.
4.Хаярова,А.В.Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира/А.В.Хаярова//Дошкольная педагогика.-2012.-№10.С.12-16
5. Энциклопедия вопросов и ответов.- М.,2008.-200с.
Ход мастер – класса:
Педагог: Добрый день, ребята! Взгляните, что я вам принесла? (показывает глобус) Да, это глобус. А что же такое глобус? Кто знает? (это макет нашей земли) Какого цвета больше на нашей планете? (голубого). Да, голубого цвета больше, им обозначается вода на нашей Земле – это океаны, моря, реки, озера. Вода – это жизнь! Без воды всё погибнет.
Я приглашаю вас в наш кинозал, займите свои места и сядьте поудобней. Все готовы? Внимание на экран.
Показ презентации с видеофильмом «Загрязнение планеты».
Педагог: Какую опасность вы увидели в этом фильме? (здоровье нашей планеты под угрозой, потому что человек ее загрязняет)
Педагог: Как люди загрязняют воду? В чём состоит угроза загрязнения для нашей планеты? (Устраивают свалки на берегах рек, озер и т.п.).
Педагог: А ещё как человек может ухудшить состояние воды? (Загрязняет различными отходами от заводов, нефтью океанов, морей)
Педагог: Как вы думаете, чем мы можем помочь нашей планете?
Предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами, чтобы понять проблемы нашей планеты.
Ребята, для проведения наших исследований нам нужно будет разделиться на 3 группы. У вас у каждого есть жетончик с цифрой. Цифра – это номер лаборатории, в которую вам нужно пройти. Пройдите и займите свои рабочие места.
Педагог: Нам необходимо вспомнить правила техники безопасности при проведении опытов или исследований и во время работы в подгруппах.
Правила при проведении опытов:
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать научные приборы, помогать друг другу.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, брать что-нибудь в рот, мешать друг другу.
Педагог: Проходим, занимаем рабочие места согласно номерам и надеваем фартуки.
Открывается первая картинка «Свалка и мусор».
ОПЫТ №1 “Свалка и дождь “
Педагог: Итак, отправляемся в первую лабораторию. Здесь мы узнаем, как загрязняет окружающую среду дождевая вода на мусорной свалке. А теперь наш юный эколог проведёт первый опыт.
Ребенок:
1. Возьмём контейнер, который буде обозначать свалку мусора (там песок и мусор на нем, а сверху поролоновые губки). Один край контейнера поставим на возвышенность.
2. В пипетку наберём чернила и капнем на губки.
3. Из лейки с водой поливаем губки.
4. Теперь берём шприц, набираем воду из песка, со стороны наклона. Вода, как мы видим, грязная.
Ребенок: Таким образом, грязная вода, отравленная вредными веществами, проникает в почву, в результате чего растения погибают. В районе свалки плохая экология, как в почве, так и в воде.
Ребенок: Защитим нашу природу!!!
Педагог: Приклеим напротив первой картины знак, предупреждающий об опасности.
ОПЫТ №2 «Как нефть влияет на водоемы и окружающую среду»
Педагог: Наше следующее исследование.
Открывается вторая картина «Нефть и водоемы».
Педагог: Что вы здесь видите? Как вы определили, что это нефть? (черная, жидкая, маслянистая) Краткий рассказ о нефти (полезное ископаемое, нужное и важное, но иногда при неаккуратном обращении может нанести вред природе).
Педагог: Почему никого не видно на берегу? На воде?
Педагог: Сейчас мы проведем опыт и ответим на эти вопросы и на главный наш вопрос: как нефть влияет на водоёмы и окружающую среду?
Ребенок:
1. Возьмём контейнер с трубочкой. Свободный конец трубочки плотно зажат. Из пластикового стакана наливаем воду.
2. В контейнер с водой наливаем растительное масло, так как нефть такое же маслянистое вещество, как и масло.
3. Берем пустой стаканчик и подставляем под зажатый конец трубочки, тихонько начинаем его разжимать, сливаем половину воды в стакан. В стакан сливается не смешанная с маслом вода.
Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
Ребенок: Получается так, что капельки растительного масла образуют плотную пленку, то есть слой. А мы знаем, что масло и вода – это жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи.
Ребенок: Без воздуха и света погибнут подводные обитатели и весь растительный мир. А лягушки и насекомые погибнут на берегу.
Ребенок: Защитим наши водоемы!!!
Педагог: Приклеим напротив второй картины знак, предупреждающий об опасности.
ОПЫТ №3 “Птицы и нефть”
Открывается третья картина «Птицы и нефть».
Педагог: А что будет с водоплавающими птицами? Как вы думаете?
Ребенок:
1. Возьмём птичье перо, подбросим его вверх и дунем. Оно плавно полетит по воздуху.
2. А теперь, обмакнем перо в растительное масло, ведь мы уже знаем, что нефть такая же масляная.
3. И ещё раз подбросим перо вверх и дунем. И что мы видим? Оно камнем падает вниз. Перья птиц слипаются от нефти и поэтому они не способны “отталкивать” воздух, а это значит, что птица погибнет. Ведь она становится более легкой добычей для хищников.
Ребенок: Мы знаем, что масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, из-за этого птица не взлетит и станет легкой добычей для хищников. «Купание» птиц имеет огромное значение, так как в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде.
Ребенок: Если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет.
Ребенок: Защитим наших птиц!!!
Итог мастер – класса
Педагог: Что мы сегодня выяснили? Мы с вами провели опыты, сделали выводы и убедились в том, что существуют угрозы живой природе. Что же мы, люди, можем и должны сделать, чтобы сохранить живую природу? (строить больше очистительных сооружений; сажать больше деревьев, лесных посадок; мусор бросать только в специальные контейнеры; стараться не использовать питьевую воду в хозяйственных целях; мыть машины не в речке, а на специальных мойках; не рвать водные растения, не вредить, не губить, не отравлять, а беречь, охранять, и любит природу вокруг нас).
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Педагог: Наша научная лаборатория закрывается. Вручаем вам экологические значки за вашу любознательность и любовь к природе, за желание помочь нашей планете.