Маркова Надежда Григорьевна,
Чукманцева Юлия Михайловна
воспитатель МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 35»
г. Нижнекамск
Содержание
1.Введение
2.Принципы построения
3. Формы работы
4.Виды деятельности
5.Средства, используемые
6.Цель и задачи
7.Основные методы и приемы
8.Тематическое планирование
9.Примерные конспекты занятий по тематике:
– Конспект занятия «Вода – волшебница»
– Конспект занятия «Песочная страна»
– Конспект занятия «Мир тканей»
– Конспект занятия «Воздух-невидимка»
10.Диагностика
Приложения
Список использованной литературы
Введение
Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. Л.И. Божович, С.В. Гусарова, В.В. Давыдов, и др. подчеркивают, что любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.
Существенной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и, в то же время, снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Программа включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.
Занятия с детьми, предусмотренные Программой, организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой – модулем, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Значительное место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов и наблюдений.
Содержание занятий по Программе составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, а также как среда обитания. Кроме этого, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и другие. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
2. Принципы построения Программы
–Принцип гуманизации образования означает признание уникальности и неповторимости, неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, а также уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
–Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, образовательный материал для детей учитывает зону ближайшего развития и применение полученной информации в практической деятельности детей.
-Принцип интеграции. Взаимодействие разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
–Принцип системности. Программа представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Формы работы
Программой предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения:
-занятия;
– наблюдения;
– экскурсии;
– игры;
– экспериментирование;
– чтение художественной литературы;
– беседы.
Непосредственно на занятиях решаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью до 25 минут.
В совместную деятельность педагога с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (изодеятельность, развитие речи, основы безопасности жизнедеятельности, игры и т.д.).
Свободная самостоятельная деятельность обеспечивается возможностью свободного выбора деятельности, отвечающей его способностям и интересам. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Экспериментирование является наиболее успешной формой ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
- Виды деятельности по Программе
Вышеперечисленные формы работы реализуются в следующих видах детской деятельности:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала и другие продуктивные виды деятельности.
5. Средства, необходимые для реализации Программы
-Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
книги познавательного характера, атласы и другие дидактические материалы.
-Карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).
-Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки и т.п.).
– Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки и т.п.).
-Лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы.
Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников, а также рекомендации для родителей представлены в приложении №1.
- Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для развития любознательности у детей 5-6 лет.
Задачи программы.
Образовательные:
-Расширять кругозор об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, глины, воздуха и т.д., и материалов.
-Обогащать знания о значении живой и неживой природы в жизни человека.
-Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивающие:
-Развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
-Развивать умение пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.).
-Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Воспитательные:
– Воспитывать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
– Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
7. Основные методы и приемы
Наглядные методы: рассматривание тематических выставок, демонстрация объектов природы и т.п. Приёмы: показ способов действий, показ образца.
Словесные методы:
– Познавательные беседы, например, «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает вода?», «Что нам осень принесла?» и др.
– Беседы по подведению итогов экскурсии в парк, в сад.
– Минутки размышлений «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?».
-Экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».
Приёмы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа (после экскурсии, прогулки и т. п.).
Практические и игровые методы:
-Акции: «Птичий домик», «Хлебные крошки».
-Трудовой десант: «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты».
-Клуб исследователей природы «Юный эколог».
-Коллекционирование: «Гербарий осенних листьев», «Коробка замечательных вещей» и другие.
-Дидактические, подвижные игры.
– Опыты и эксперименты.
Приёмы: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
- Тематическое планирование
Месяц |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Содержание работы по модулю |
Модуль 1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде |
||||
Сентябрь |
№1 |
Вода-волшебница |
Создавать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса); дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде. |
Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки и тучки», «Море волнуется», «Ручейки и озеро», «Суша – вода». Пальчиковые игры: «Дождик» «Лодочка». Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Что мы знаем о воде», «Отвечай быстро», «Составь слово», «Научим малышей правильно умываться», «Четвертый лишний», «Капитан укладывает чемодан», «Круги на воде», «Что будет, если…?». Сюжетно-ролевые игры: «Отважные мореплаватели», «На речке». Художественная литература по теме: «Дождик» Н. Абрамцева, «Сказка о каплях» Б.Пластов, «Как люди речку обидели», «Вы слыхали о воде?», «Волшебница-вода» Н.А.Рыжова, «Речка», «Капля в море» Э.Мошковская, «Сколько знаю я дождей» А.Тарохмин. Загадки о воде, пословицы, поговорки, скороговорки. Знакомство с картинами художников «Вода в картинах художников». Создание альбома «Природные водные объекты и явления». Моделирование «Как рождается река» |
№2 |
Вода прозрачная, но может менять цвет |
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. |
||
№3 |
Значение воды в жизни растений |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. |
||
№4 |
Фильтрование воды |
Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
||
Модуль 2. Моё тело |
||||
Октябрь |
№1 |
Тело человека. Обоняние человека. |
Расширять представления детей о человеческом теле; упражнять в различении цветов и пищи по запаху. |
Рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах. Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечение людей. Использование дидактических игр на тему «Валеология или здоровый малыш». Разучивание комплексов дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз, для рук. |
№2 |
Тело человека. Вкус и запах. |
Расширять представления детей о человеческом теле; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
||
№3 |
Тело человека. Острота слуха. |
Расширять представления детей о человеческом теле; проверить, хороший ли у детей слух, не повреждена ли перепонка. |
||
№4 |
Тело человека. Связь уха с носоглоткой. |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об ухе, установить связь между ухом и носоглоткой. |
||
Модуль 3. Что у нас под ногами |
||||
Ноябрь |
№1 |
Песочная страна |
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
Просмотр фильма «Как образуется песок». Экспериментирование с камнями. Игры с песком. Написание письма верблюду. Игра: «Если бы я был…». |
№2 |
Удивительный песок |
Знакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением. |
||
№3 |
Песок, глина |
Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить, почему песок и глина по-разному впитывают воду. |
||
№4 |
Почва. Песок, глина, камни |
Расширять представления детей о свойствах почвы; дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
||
Модуль 4. Мир предметов |
||||
Декабрь |
№1 |
Мир ткани. |
Познакомить детей с названиями тканей. Активизировать познавательную активность, вызвать интерес к предметам из ткани, закрепляя умение классифицировать материал, из которого делают ткани. |
Чтение художественной литературы: «Как рубашка в поле выросла?» К.Ушинский, «Три пряхи» Братья Гримм. «Новое платье для короля» индийская народная сказка, научная сказка «Мечты одного магнита», П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Найди нужный предмет», «Магнитная азбука». Изготовление выставки работ из ткани «Волшебные лоскутки». |
№2 |
В мире пластмассы |
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы – гладкая, легкая, цветная. |
||
№3 |
Предметы из металла |
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность, хрупкость, теплопроводность). |
||
№4 |
Действие магнита на предмет |
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойство магнитов притягивать железо. |
||
Модуль 5. Этот удивительный воздух |
||||
Январь |
№1 |
Воздух-невидимка |
Расширять представления о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи. |
Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы», С.Михалкого «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», М.Джалиль «Вольные ветры», Н.Матвеева «Дуб и ветер». Подвижная игра: «Обгони ветер». |
№2 |
Ветер, ветер, ты могуч… |
Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения |
||
№3 |
Вот труба – над нею дым |
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. |
||
Модуль 6. Огород на подоконнике |
||||
Февраль |
№1 |
Посадка лука |
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, учить связывать причину и следствие. |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука». Беседа с детьми: «Посадка лука», «Первая зелень», «Витамины для детей», «Полезная пища». Проведение дидактических игр «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек». Чтение сказки «Лук-зеленый друг». |
№2 |
Эксперименты с луком |
Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). |
||
№3 |
Растениям – тёплую водичку |
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. |
||
№4 |
Нужен ли корешкам воздух? |
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. |
||
Модуль 7. Солнышко лучистое |
||||
Март |
№1 |
Из каких цветов состоит солнечный луч |
Продолжать знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце источник света). |
Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Медведь и Солнце», Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка». Чтение и заучивание стихотворения «У солнца сто забот» Р. Карапетян. Подвижная игра: «Солнечный круг». Дидактическая игра: «Поможем солнышку». |
№2 |
Как образуется тень |
Продолжать знакомить детей с понятиями света и тени. |
||
№3 |
Почему листья зеленые |
Показать значение разного освещения в жизни растений и животных. |
||
№4 |
Солнце-источник тепла |
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. |
||
Модуль 8. Матушка Природа |
||||
Апрель |
№1 |
Береги природу! |
Познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представление ребят о природе как о едином целом, закреплять знания детей о правилах поведения на природе. |
Чтение художественной литературы: Н.Красильников «Гость в лесу», Н. Павлов «Самая зимостойкая яблоня», К.Паустовский «Дремучий медведь», А.Боске «Зернышко». Дидактические игры: «Кто о ком заботится?», «Пара мусорному ведру», «Где люди поступают хорошо, а где плохо», «Вредные советы». Проблемная ситуация «Надо ли заботится о хищниках?». |
№2 |
Наш общий дом |
Учить находить взаимосвязи живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать способности детей наблюдать, описывать, строить предположения о том, к чему приведёт несоблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы их проверки, формировать представление о человеке как о части живой природы. |
||
№3 |
Что природа нам дала |
|||
№4 |
Путешествие в прошлое |
Познакомить детей с правилами поведения в разное время (с древности до наших дней), закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение и стиль поведения, закреплять умение анализировать своё поведение для обеспечения своей безопасности. |
||
Модуль 9. Животный мир |
||||
Май |
№1 |
Дождевые черви |
Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде. |
Чтение художественной литературы: Н.Павлова «Куча – домик», «Немного о дождевых червяках» А.Кропотин, абхазская сказка «Змея и человек», В. Бианки «Голубые лягушки». Дидактические игры «Лягушка-путешественница», «Лягушка и лягушата», «Подземные жители». |
№2 |
Как змея меняет кожу |
Расширять представления детей о животном мире, знакомить с особенностями строения змей, расширять логический опыт детей. |
||
№3 |
Определение возраста рыбы |
Определять возраст рыб по количеству колец на чешуе. |
Конспект занятия «Вода – волшебница»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с водой.
Задачи:
Образовательные: Создавать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это?
– Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.
– Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
– О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
– Да о воде. Где можно встретить воду?
– Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
– А что такое вода?
2. Основная часть.
Воспитатель: Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой?
Перельём воду в разные бутылочки.
Вывод: вода – это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
– Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
– Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.
– Как вы считаете, какого цвета вода? Давайте проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? А можно сказать про воду, что она белого цвета?
– Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
– Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет».
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
– Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
– А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус».
– Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду?
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха».
– А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
3. Заключительная часть.
– Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
– Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!
Конспект занятия «Песочная страна»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с песком.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка; расширять представления о песке, его качествах и особенностях.
Развивающие: Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта, любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: Сюрпризный момент, беседа, показ иллюстраций, проведение опытов и исследований, показ опытов, выполнение аппликации.
Оборудование: образцы песка, 1 стакан с водой, 1 стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, презентация, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим), микроскоп.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать. Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия (Каждый ребенок, засунув руки под салфетку, старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
2. Основная часть.
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.
Вывод: песок создан природой.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Опыт 1. Лупа, на ощупь.
Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).
Дети: Микроскоп.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок – это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека – частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!
Опыт 2. Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Опыт 3. Пропускает или нет воду?
Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да, песок пропускает воду.
Опыт 4. Фильтрация воды.
Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.
Воспитатель: Как она изменилась?
Дети: Вода стала прозрачнее.
Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.
Опыт 5. У ящиков с песком.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого песка сделать влажный?
Дети: Полить его.
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
Определим, какого цвета?
Дети: Влажный песок – темно-желтого, сухой песок – светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: А из какого песка будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?
Дети: Из влажного песка.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод: Следы остаются на влажном песке.
Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?
Дети: Сухой песок легко пересыпается.
Опыт 6. Барханы.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого “добросовестного” ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. “Посадите” (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же, песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?
Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? Кому об этом расскажите? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).
Конспект занятия «Мир тканей»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения экспериментов с тканью.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении. Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.
Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: картинки с изображением предметов, карточки с заданиями, цветные карандаши, сюжетные картинки с изображением детей (или сказочных персонажей) в разных по назначению видах одежды (праздничный наряд, школьный или парадный костюм и т. д.), скатерть на стол, образцы тканей, поднос на каждого ребёнка, лупа на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», составление коллекции тканей изо льна и хлопка.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (начало).
– Что надевал на себя человек рассеянный?
– Как можно назвать все эти предметы одним словом?
– Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты.
– Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды? Конечно, вы хотите уточнить и дополнить свои знания, не правда ли? Я с удовольствием помогу вам в этом.
2. Основная часть
– Из какого материала сделана одежда?
– Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани.
– Какие свойства ткани вы знаете?
– Конечно, ткань прочная, легко шьется, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра.
– Кто придумывает одежду?
– Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры.
– Как вы думаете, легко ли создавать одежду? А хотите попробовать сами создать одежду? Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников-модельеров, сами будем учиться создавать одежду для девочек и мальчиков (на детей одеваются эмблемы).
– Я – директор «Школы модной одежды», а вы мои помощники и мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят к разное время года. (Воспитатель предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится.)
– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя и весенняя. В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая – своя одежда.
– Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают.
– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? В определенное время их стригут (показ иллюстраций), постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи (показ иллюстраций). Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти?
– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок (Иллюстрированный показ ). Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчесывают щетками (показ образца хлопка). Вата – это и есть, специально очищенный хлопок.
– Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины (показ иллюстраций) на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.
Экспериментальная деятельность: Возьмите лупы, посмотрите на лоскутики ткани – сатин плотный, ситец потоньше, это хлопчатобумажная ткань, ее делают из хлопка. Посмотрите на переплетения нитей, на какой рисунок оно похоже? Как называется ткань, из хлопка?
Из какого растения еще делают ткань для летней одежды? (Из льна)
Лен растет в северных областях России (показ льна на поле). Про него говорят – голубой глазок – золотой стебелек, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках. Я подготовила семена льна, посмотрите, как они выглядят.
Экспериментальная деятельность: Предложить детям рассмотреть семя льна. Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань, которая словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара. Показ высушенного льна.
–Давайте возьмем лупу и посмотрим на нити льняной ткани, они очень тонкие. Опишите мне льняную ткань Для пошива одежды какого времени года можно использовать лен?
– Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду они тоже сшиты из синтетических материалов.
– А теперь дорогие художники-модельеры, я приглашаю вас в комнату творчества и фантазии. А вот и наши первые заказчики, к нам пришли куклы, для них мы и будем создавать коллекцию одежды. Ребята, у вас на столах лежат трафареты одежды, подберите ткань для вашей модели, вложите ее в трафарет. А теперь вам надо описать свою одежду так, чтобы куклам непременно захотелось сшить именно вашу модель одежды.
3. Заключительная часть.
– Сегодня мы учились создавать одежду. Давайте вспомним, какую одежду мы носим в разное время года, какие виды ткани бывают (шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шелковые), узнали, как и из чего их делают. Какие игры и задания понравились? Что запомнилось больше всего?
Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.
Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?
Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
Молодцы, мои друзья,
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко…
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Образовательные: Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.
Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Организация проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это?
– А хотите узнать, что такое воздух?
– Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
– Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория?
2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас?
– А раз мы его не видим, значит какой воздух?
Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух?
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
– Что внутри пакета?
– На что похож мешок?
– Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло?
– Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой. Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится?
– Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите?
– Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри?
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями. Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают?
– Что находится внутри мыльных пузырей?
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
– Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 4: Движение салфетки.
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
– Что происходит с салфеткой?
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
– На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха?
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?
Опыт № 5: Игра с веером.
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
– Что вы чувствуете?
– Как получается ветер?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям – всему живому?
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
– Какой опыт вам понравился больше всего?
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад.
– Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? А кому вы расскажите о том, чем сегодня занимались?
-Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.
10. Диагностика
Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в Программе. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности, поскольку любознательность проявляется именно в активной деятельности. Отношение оценивается по предпочтению к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
Так, методика Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая, чтение книг, изобразительная, детское экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается 3 выбора.
Все 3 выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результат оформляется в таблицу (Приложение №1).
Предложенные на выбор виды деятельности помогут определить проявление/отсутствие любознательности у старших дошкольников, так как, например, выбор картинки с игровой деятельностью предполагает меньшую степень проявления любознательности и познавательного интереса по сравнению с выбором картинки с экспериментированием.
Уровень любознательности также изучается с помощью дидактической игры «Да-нет» Н.Р. Климовой (адаптированный вариант), целью которой выступает изучение умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Стимульный материал: коробка с вложенными в нее объектами природы, игрушками. Педагог отбирает по своему усмотрению до 10 наименований.
Процедура диагностики: ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?». (Подсказка детям: это могут быть объекты природы нашего края). Выполнение задания оценивается в количественном выражении (по баллам от 0 до 3). Результаты заносятся в карты развития ребёнка. Данная методика подкрепляется наблюдениями и
В результате определяются три уровня любознательности и познавательной активности. Высокий уровень устанавливается у тех детей, кто проявляет интерес к новым объектам ближайшего окружения. Активно наблюдает под руководством взрослого и самостоятельно за состоянием воды, песка, ветра. Хорошо ориентируется на карте Оренбургской области и показывает место нахождения города Бугуруслан. Проявляет чувство удовольствия от процесса познания и узнавания нового о природе родного края.
Средний уровень у тех детей, кто проявляет интерес к новым объектам ближайшего окружения, активно наблюдает под руководством взрослого, но самостоятельные наблюдения для них не характерны. Испытывают затруднения о месте нахождения города Бугуруслан. Участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, не проявляя яркого интереса.
Низкий уровень определяется у тех дошкольников, кто фрагментарно проявляет интерес к новым объектам ближайшего окружения, в наблюдениях под руководством взрослого участвует без желания. Представления детей о месте нахождения родного города не адекватны. Дошкольники не проявляют стремления экспериментировать, затруднения сопровождаются проявлением негативных реакций.
Диагностика проводится в начале и в конце обучения. Показатели уровней развития любознательности будут свидетельствовать о степени освоения программы, а также о степени решения программных задач.
Приложение №1
Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников
-Общение с ребенком.
-Прогулки и экскурсии в природу.
-Наблюдение за природой и окружающим миром.
-Беседы с ребенком.
-Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.
-Чтение познавательной литературы.
-Просмотр телевизионных передач о природе.
-Опытническая и экспериментальная работа с детьми.
-Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.
-Игра в шашки и шахматы.
-Проведение викторин и конкурсов.
-Подвижные игры.
Памятка для родителей по развитию любознательности
1.Внимательно относитесь к детским вопросам.
2.Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
3.Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
4.Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
5.Научите его играть в шашки и шахматы.
6.Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.
7.Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
8.Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
9.Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
10.Поощряйте экспериментирование детей.
11.Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.
Приложение №2
Таблица 1
Примерная форма оформления результатов диагностики
Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь»
№ |
Шифр ребенка |
Вид деятельности |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Список использованной литературы
- Нормативно-правовые материалы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
II. Специальная литература:
4. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. – 118 с.
5. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения.- СПб., 2009, – 25 с.
6. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. – Волгоград: «Учитель», 2013. 200 с.
8. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2012. -146 с.
9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз – дидактика, 2014. – 157 с.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПБ.: Детство – пресс, 2007. – 69 с.
11. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей. // Вопр. Психологии. – М. – 2008. – № 2. – С. 83-92.