Наталья Владимировна Черняева
учитель русского языка и литературы
Филиал МБОУ “Никольская СОШ ” в с. Аграмаковка “Аграмаковская ООШ”
с. Аграмаковка Спасский район
Описание мастер-класса
Тема мастер-класса: «Использование приемов технологии развития критического мышления»
Целевая аудитория мастер-класса: педагоги школы
Цель: ретрансляция педагогического опыта освоения и применения технологии развития критического мышления
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Планируемые результаты:
– ознакомление с технологией развития критического мышления;
– привлечение интереса к новым образовательным технологиям;
– формирование мотивации к использованию технологии развития критического мышления в педагогическом процессе.
Характеристика технологии:
Технология РКМ – общепедагогическая.
Место в образовательном процессе – сквозная.
Форма мастер-класса – выполнение творческих заданий.
Методическое и техническое оснащение мастер-класса:
Материалы и инструменты:
– фотографии А4
– карточки зелёного и жёлтого цвета (ленточки)
Оборудование:
– ПК – 1 шт.
– проектор
– магнитная доска
– магниты
Методические пособия и дидактические материалы:
– мультимедийная презентация
Ход мастер-класса
1. Организационный
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталья Владимировна Черняева. Я учитель русского языка и литературы.
Свой мастер – класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
“Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
– Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
– Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
– Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
– Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
– Что это вы всё спорите?
– А ты кто такой?
– Я – Разум.
– Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
– В вас обоих есть польза, – уверенно ответил Разум.
– Без кого же из нас человек не может обойтись?
– Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
– Может ли торговец обойтись без логики?
– Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. – Но как, же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
– Опираясь на разум.”
– А как вы считаете, логика нужна в повседневной жизни?
– Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.
2. Основной этап
При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую разные приемы, технологии, формы и методы обучения. Я стараюсь совершенствоваться, шагать в ногу со временем, осваивать все новое, интересное.
Одной из основополагающих технологий в моей работе является технология развития критического мышления. На уроках я обучаю детей в первую очередь способности критически мыслить, т.е. не просто воспринимать информацию, но анализировать, находить причинно-следственные связи и делать выводы. Учу их не беспрекословно доверять чужому мнению, а стараться формулировать собственную точку зрения.
Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Критическое мышление -это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
В России технология РКМ начала развиваться с 1997 года.
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Технология привлекает тем, что она универсальная, “надпредметная”, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Технология РКМ позволяет достичь конкретных образовательных результатов.
Технология критического мышления включает в себя 3 стадии:
первая – стадия вызова (создание ситуации проблемы)
вторая – осмысления (каждый ребёнок сам для себя делает открытие)
третья – рефлексии (закрепление и оценка того, что я узнал).
На стадии вызова учащиеся получают небольшую информацию по данной теме. Необходимо «разбудить мысль».
На стадии осмысления идет работа над новым материалом.
На стадии рефлексии у детей происходит размышление над информацией.
Некоторые приемы технологии критического мышления я использую в своей работе. Хотелось бы продемонстрировать опыт их использования.
Чтобы узнать название первого, предлагаю вам отгадать детские загадки:
1.Не куст,а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.(книга)
-Обратите внимание, что на экране будут появляться только первые буквы отгадок.
2.Крашенное коромысло над рекой повисло.(радуга)
3. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,когда это бывает?(осенью)
4.Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. (соловей)
5.Не солнце, не огонь,а светит. (светлячок)
6.Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка,
Куст в комочках, будто ёж,
Вот и назван ( ежевика)
7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик.( ножницы)
8. Днём спит, а ночью летает. ( сова)
– Итак, получилось слово КРОССЕНС (слайд 2)
– Мы сейчас отгадывали загадки. А что ещё можно разгадывать? (ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)
– Есть у нас в зале учителя английского языка? Что обозначает слово кроссворд? (пересечение слов). Слово «кроссенс» будет обозначать с английского – пересечение смыслов (слайд 3)
Идея данной головоломки принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна. Расскажу, как он создаётся (слайд 4)
Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для “Крестиков-ноликов”. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.
Алгоритм составления кроссенса вы видите на экране.
Кроссенс может использоваться на различных этапах учебной деятельности. Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась кроссенсом урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на внеурочном занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
Кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:
– отражает глубину понимания учеником заданной темы;
– способствует развитию логического и образного мышления;
– повышает мотивацию;
– проявить нестандартное мышление и повысить уровень собственной эрудиции.
– Попробуйте составить «Кроссенс» с помощью заготовленных картинок на тему ОБУЧЕНИЕ.
Ассоциации могут быть разные. Это и первая буква, количество букв в слове…. Главное, чтобы все были объединены центральным понятием.
– А пока фокус-группа выполняет задание, я перейду к залу.
Метод «Синтез» (слайд 5)
Существует такой метод «Синтез». В данном случае синтез нужен для того, чтобы включить детей в творчество, то есть связать несвязанные вещи. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали ответить на вопросы, связанные с ОБУЧЕНИЕМ:
– Какой вкус имеет ОБУЧЕНИЕ?
– Какую форму имеет ОБУЧЕНИЕ?
– Какая музыка вам приходит на ум при слове ОБУЧЕНИЕ?
– Какого цвета ОБУЧЕНИЕ?
– Какое на ощупь ОБУЧЕНИЕ?
Си́нтез — процесс соединения или объединения совершенно разных вещей или понятий.
Приём “Ромб ассоциаций” (слайд 6-7)
Чтение цитаты.
Задание: те, кто слева от ромба, придумывают слова, фразы, словосочетания, которые характеризуют данное высказывание, те, кто справа, придумывают ассоциации, чувства, образы, возникшие при восприятии этих слов.
Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций.
Представление кроссенса (выступление группы)
– Составлять кроссенсы-одно удовольствие, но требует времени. Результат вы увидите в глазах детей (слайды 8-12)
3. Рефлексия
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину.
– Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема “Кроссенс”
– Тем, кому понравился, и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите ЗЕЛЁНУЮ карточку.
– Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите ЖЁЛТУЮ карточку.
– Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом мира – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?
Желаю всем здоровья, больших побед на творческом поприще.
Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках!