Набиева Ильмира Дамировна,
Халилова Фидалия Наиловна
воспитатели
МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 95 “МЫ”
город Нижнекамск
Содержание
- Актуальность…………………………………………………………………3
- Цель проекта ………………………………………………………………….3
- Задачи проекта ………………………………………………………………3
- Ожидаемые результаты проекта………………………………………………4
- Теоретическая основа проекта…………………………………………………4
- Практическая реализация проекта …………………………………………..4
- Новизна проекта ……………………………………………………………….4
- Вид проекта……………………………………………………………………..4
- Продолжительность проект……………………………………………………4
- Участники проекта ……………………………………………………………4
- Сроки реализации проекта……………………………………………………..4
- Перспективный план мероприятий …………………………………………5
- Этапы работы …………………………………………………………………6
- Результат проекта ……………………………………………………………6
- Литература …………………………………………………………………7
- Приложение
Педагогический проект
«Профессии и эмоции»
«Нет профессий с большим будущим,
Но есть профессионалы с будущим»
И. Ильф и Е.Петров
Актуальность.
Детский сад является первым уровне в единой непрерывной системе образования. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Каждый из людей, живущих на земном шаре мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Об этом задумываются и родители, и педагоги. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В настоящее время трудно спрогнозировать в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, но определённо ясно уже сейчас, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада или только собирается в него идти, ключевыми компетенциями в профессиональном успехе и самореализации будут выступать гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности. В связи с этим развитие познавательной активности, инициативности, самостоятельности у нынешних дошкольников выступают целевыми ориентирами современного дошкольного образования
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Правильный выбор профессии – определяет жизненный успех каждого человека!
Цель проекта
Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о мире профессии через игру и игровые ситуации, посредством активного взаимодействия детского сада с семьей.
Задачи проекта
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей;
- прививать чувство благодарности за их труд;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать уважение к людям разных профессий
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельность;
- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
- помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- формировать способность самостоятельно делать выводы, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаниях.
Ожидаемые результаты проекта
- дети интересуются и задают вопросы о профессиях своих родителей. Они с интересом в различные виды трудовой деятельности. Дети чаще и с большим удовольствием играют в игры, связанные с профессиями. Дети чаще проявляют инициативу.
- Дети способны рассказать о профессиях более развернуто. Также о современной технике, используемой в трудовой деятельности человека.
- Дети способны оценить результаты своего и чужого труда.
Теоретическая основа проекта
О труде говорил еще К. Д. Ушинский. Он рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное стремление. Педагоги Н. Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить с видами труда, наиболее распространенными в данной местности.
Практическая реализация проекта
– игровые,
– личностно-ориентированные,
– информационно-коммуникационные технологии,
– технология проектной деятельности.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в детском саду программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Вид проекта:
• педагогический
Продолжительность проекта: кратковременный
Участники проекта
- воспитатели
- воспитанники средней и старшей группы
- родители
Сроки реализации
• сентябрь 2021 год
Перспективный план мероприятий.
Социально-коммуникативное развитие |
НОД «Все профессии важны» с детьми старшей группы Беседы на тему «Кем работают родители», «Для чего нам нужен труд?» с детьми средней группы и старшей группы Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Магазин», «Салон красоты», «МЧС» «Библиотека будущего», «Академия наук», игровые, проблемные ситуации, созданные воспитателем и самими детьми. |
Познавательное развитие |
Экскурсии: – Магазин – Аптека Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при чрезвычайных ситуациях», «Исправь ошибку», «Для чего нужен этот предмет?», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». |
Речевое развитие |
Беседы: «Что такое профессии», «Какие профессии ты знаешь», «Профессии моих родителей», «Кем ты станешь, когда вырастешь?» «Почему важно быть хорошим специалистом», – «А что у вас?» С. Михалков, – «Кем быть?» В. Маяковский, – «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа – милиционер» С. Михалков, – «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, – «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов. |
Художественно эстетическое развитие игры и игровые |
Рисование «Моя будущая профессия» Работа с раскрасками: «Профессии людей». Конструктивная деятельность: «Юные архитекторы», «Академия наук» Лепка: «Инструменты врача» Аппликация: «Альбом «Профессии бывают разные» |
Физическое развитие |
Подвижные игры и игровые упражнения «МЧС на учении», «Врачи спасают жизни в красной зоне» Физкультминутки |
Работа с родителями. |
Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны». Консультации: «Все работы хороши или знакомство детей с профессиями». «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников». Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. Участие в организации экскурсий. Организация мастер –класса «Мама брейдер» Беседа мамы врача с детьми о здровье Встреча папы пожарного с детьми Мастер –класс «Мама –домохозяйка и вкусности» |
Этапы работы:
I этап –Подготовительный с 1сентября – 9 сентября 2021 года
Повышение собственной профессиональной компетентности:
– сбор методического материала и художественной литературы.
Педагогическое просвещение родителей групп
-беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Создание условий для организации работы:
– подбор дидактического материала для сюжетно – ролевых игр;
– изготовление настольно-печатных и дидактических игр;
II этап – Основной. С 10 сентября – 17 сентября 2021 года
Реализация проекта (беседы, экскурсия, НОД, дидактические игры, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы). Беседы с родителями, мастер –классы.
III этап – Заключительный. 20 сентября 2021 года.
Подведение итогов. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Парад «Мир профессий»
Результат проекта:
Проект «Мир профессий» реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать, как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, фармацевт, академик, продавец, брейдер и др.
Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Использованная литература:
1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. – 1996. – № 4. – С. 48-59.
2. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах[Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36
3. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.
4. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы [Текст]/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.
5.Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43
7. Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой? [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.
8. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А.
Приложение
Знакомство детей с профессией родителей.
Знакомство детей с различными профессиями в ходе игровой деятельности