Закирова Лайла Мингазетдиновна
учитель начальных классов
МБОУ “Мульминская СОШ” Высокогорского муниципального района РТ
село Мульма
Тип урока: Повторение
Тема |
Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. |
Цель |
– повторить существенные признаки имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи. Научить: – определять грамматические признаки имени прилагательного (род, число); – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; – подбирать к имени прилагательному подходящее имя существительное и писать его, указывая род. – согласовывать существительные с прилагательными. |
Задачи |
Образовательные: – Актуализировать знания об имени прилагательном; – сформировать представление об имени прилагательном как о части речи; – сформировать способность определять имя прилагательное
|
УУД |
ЛичностныеУУД:Л 1. Развиваем умения классифицировать по признакам. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД:Р 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД:К 1.Оформлять свои мысли в письменной форме. 2. Проводить работу в паре. Познавательные УУД:П 1.Извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. |
Планируемые результаты |
Предметные: – знать грамматические признаки прилагательных: – уметь согласовывать имена прилагательные с существительными; – составление опорной схемы «Имя прилагательное». |
Основные понятия |
Части речи, грамматические признаки: род, число, падеж прилагательного, второстепенные члены предложения, определение, орфограммы. |
Ресурсы:
|
Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, 4 класс. Распечатка карточек №1, 2 , текст объявления . Презентация. |
Формы урока |
Ф -фронтальная, И – индивидуальная, |
Технология: |
Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов: самооценка. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Цель, компетенции, формы работы |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность ученика |
Время в мин. |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Цель: создать положительную мотивацию на урок. |
1.Организационный момент |
Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей, продуктивной работы на уроке. |
Настраиваются на работу |
1 мин |
|
Цель: обеспечить актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. Форма работы: И,С. УУД: Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. (П) |
2.Актуализация знаний. |
1. Запишите в тетради число и классная работа. 2.Минутка чистописания. Критерий оценивания: каллиграфия. ЪЯ ЪЕ ЪЁ ЪЮ ( на доске) – Почему мы будем прописывать именно в таком сочетании эти буквы? (Твёрдый знак пишется перед этими гласными в приставках на согласную). На доске пишу схему : -Вспомните 2 имени существительных, 2 глагола с этой орфограммой. Запишите. Прочитайте. -У имен существительных определите склонение. Как это делаем? У вас встретилось слово «Объявление», посчитайте в нем звуки и буквы. Почему звуков больше? Предлагаю познакомиться с текстом одного объявления. |
Пишут в тетрадях дату. Прописывают сочетания букв. Записывают слова с ъ. Определяем род и выделяем окончание. Считают буквы, звуки. Объясняют, что я и е обозначают 2 звука. |
5 мин |
|
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Форма работы: П УУД: Р.Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения . К. Планирование учебного сотрудничества. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Л.Самоопределение, смыслообразование . |
3. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. |
Файл 1 «Объявление» Файл 2 «Имя прилагательноеПовторяем, что знаем» Файл 3 Вопросы Файл 4 Текст объявления Файл 5 |
Многие из вас видели объявления, которые дают хозяева потерявшихся животных. Прочитайте одно: Объявление 15 декабря около магазина «Шатлык» пропала собака. У неё хвост, шерсть, лапы. На правом ухе пятно. Просьба сообщить по телефону… – Подумайте, можно ли найти собаку по таким данным? – Чего в этом объявлении не хватает? (Как выглядит собака, её описания. ) -Какая часть речи помогает в описании предметов ? (Прилагательные) Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Подумайте и скажите на какие вопросы мы будем отвечать сегодня на уроке. Вопросы, которые я для вас приготовила, совпали с вашими. Я их сформулировала так:
На какой вопрос уже можем ответить? На доске пишу схему:
Продолжим работу с текстом объявления. Запишите свой вариант объявления. Как будете делать? Найдите карточку № 1. Карточка №1 Объявление 15 декабря около магазина «Шатлык» пропала собака. У неё хвост, шерсть, лапы. На правом ухе пятно. Просьба сообщить по телефону… Карточка №1 Объявление 15 декабря около магазина «Шатлык» пропала собака. У неё …хвост, ….шерсть, ….лапы. На правом ухе …..пятно. Просьба сообщить по телефону… Слова для справок: длинный, короткий, черная, белая, короткие, цветное. Прочитайте, что у вас получилось. У меня получилось вот такое объявление. Я в него добавила фотографию собаки. На какой вопрос ответили, выполняя это задание? |
Читают объявление Найти нельзя Нет описания собаки Поможет имя прилагательное Имя прилагательное Формулируют вопросы Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Будем дописывать имена прилагательные к именам существительным шерсть, лапы, хвост, пятно Дети читают свои тексты объявлений Имена прилагательные делают речь яркой, образной, точной и помогают описать предметы |
5 мин 10 мин |
Цель: снять физическую и эмоциональную нагрузку. |
Физминутка Звучит музыка «Весенние звуки леса» |
Дети слушают, сидят свободно |
1 мин |
||
Цель : проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. УУД: П .Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование Р. Действовать по алгоритму. Контроль, коррекция, оценка. К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Л.Оценивание усваемого содержания . |
4. Закрепление |
Файл 6 Эталон |
Как вы думаете, после такой коррекции объявления собака может найтись? Давайте напишем небольшой диктант. Критерий: правильно без ошибок записать. Объявление разместили на сайте. Семья нашла любимую собаку. Найдите предложение с именем прилагательным. Найдите основу этого предложения. Прочитайте основу. Что можете сказать про имя прилагательное? Как подчеркнули? Посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения своей работы. На какой вопрос ответили, выполняя эту работу? Давайте вернемся к нашему объявлению. Выпишите из него словосочетания сущ. + прил. Какое слово будет главным? Почему? Как будем искать? Проверьте все ли словосочетания выписали? Вспомните, пожалуйста, что можно определить у имен прилагательных? Как это определить? Давайте проверим с помощью учебника. Откройте с. 49. Прочитайте слова Ани. Правильны были предположения? Определите в своих словосочетаниях число, род и падеж имен прилагательных. Давайте проверим. У какого прилагательного определить род нельзя? Найдите на с. 50 узелки на память. Найдите, правильно ли вы сказали Почему прилагательные разные, а род, число и падеж одинаковые? На какой вопрос ответили? А что и почему определяем первым Давайте составим порядок определения рода, числа и падежа На доске пишу схему:
Домашнее задание с. 50 выучить наизусть, написать маленький рассказ «Мой четвероногий друг». |
Собаку найдут Пишут в тетради Дети работают самостоятельно. Семья нашла Это второстепенный член предложения, который называется определением Волнистой линией Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Имя существительное. Имя прилагательное согласовывается с существительным Находим имя существительное, задаем вопрос и находим имя прилагательное. Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях. Проверяют на доске и у себя в тетрадях. У имен прилагательных можно определить число, род, падеж Высказывают предположения Определяют самостоятельно Дети читают и проверяют У имени прилагательного во множественном числе. Читают. Ответили правильно Зависят от одних существительных. Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам Число. Род во множественном числе определить нельзя В дневнике делают запись |
10 мин 10 мин |
УУД: Р.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, учимся оценивать и планировать свою деятельность Л. Ребята самостоятельно оценивали свою работу, обосновывая правильность своего выбора. |
5.Рефлексия. |
Какие вопросы ставили в начале урока? На все ответили? Оцените свою работу – Чтобы убедиться в знаниях, проведём небольшой тест. Что такое имя прилагательное 1. Часть предложения 2. Часть речи 3. Слово Какой частью речи является имя прилагательное? 1. Рабочей 2. Самостоятельной Имя прилагательное отвечает на вопросы : 1. Кто? Что? 2. Какой? Какая? Какие? Какое? 4. О ком? О чём? Имя прилагательное в предложении связано с : 1. Глаголом Выбери словосочетание, в котором прилагательное стоит в предложном падеже: 1. Яркому солнцу 2. В ярком платье 3. Яркого света 4. Яркие краски Что такое имя прилагательное 1. Часть речи 2. Слово Имя прилагательное в предложении связано с : Результаты теста вы узнаете на следующем уроке. Наш урок окончен. Спасибо за работу. |
Ответили на все вопросы Дети работают самостоятельно с тестом. |
3 мин |