Сударкина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ “Новошешминская начальная школа-детский сад”
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан
с.Новошешминск
ЦЕЛЬ: показать, как можно применять на практике новые технологии,
эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.
ЗАДАЧИ:
- передача продуктивных способов работы на уроке литературного чтения путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
ФОРМА: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.
1. Приветствие. Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале моего мастер-класса я предлагаю поговорить о культуре.
Хочу задать вам вопрос – что такое культура?
В толковом словаре несколько значений этого слова .
Хочу обратить ваше внимание на такое определение – культура – высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение.
Каким образом это определение можно связать с нашей профессиональной деятельностью?
Сегодня я решила поговорить о культуре применения эффективных методов и приёмов, т.е. умению грамотно и целесообразно использовать их на уроках литературного чтения.
Тема мастер-класса: «Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель моего мастер-класса показать, как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.
2.Основное содержание.
Уже никому не нужно доказывать, что у школьника с устойчивой мотивацией к учению будет повышаться качество знаний. Эту аксиому очень точно отражают слова Владимира Борисова: «Ничему не научишь человека, не научив его хотеть». (Слайд 1)
Задача педагога пробудить эти мотивы, вызвать ученика на диалог, но, не вынуждая, а что бы это была инициатива с его стороны, его желание поучаствовать в процессе.
Творчество, являясь формой активности и самостоятельной деятельности, приводящей к созданию чего-либо нового, ранее не существовавшего, выступает «механизмом продуктивного развития» (Я.Пономарев).
Чтобы повысить творческую активность педагог должен разнообразить формы работы на различных этапах уроков. Помимо традиционных приемов и методов работы, которыми мы владеем, современная педагогика, постоянно развиваясь, предлагает нам инновационные технологии, которые, безусловно, помогают повысить качество обучения.
Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Обратимся к примерам.
Технология развития критического мышления.(Слайд 2)
Цель этой технологии :
- Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
- Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
В основе этой технологии лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз:
- Фаза вызова
- Фаза реализации смысла (осмысление)
- Фаза рефлексии
Технологические приёмы в рамках этой технологии: (Слайд 3)
Кластер;
Верные и неверные высказывания;
Инсерт;
Чтение с остановками;
Логические цепочки;
Бортовой журнал;
Дерево предсказаний;
Кубик Блума
Толстые и тонкие вопросы;
Синквейн;
Шесть шляп мышления.
Первая стадия – вызов.
Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм.
Одним из приёмов технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ. (Слайд 4,5)
КЛАСТЕР – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Кластер «БАСНЯ»
Практическая работа над темой «Басня».(Слайд 6)
Рассмотрим составление кластера на примере. Эта работа проводилась на уроке литературного чтения в 3 классе по теме: «Крылов И.А. Лебедь, рак и щука».Дети были уже знакомы с таким литературным жанром, как басня. На протяжении трёх уроков дети узнавали новые сведения об этом литературном жанре. На стадии вызова детям было предложено составить кластер на тему «Басня». Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
БАСНЯ |
||||
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР |
АЛЛЕГОРИЯ (ИНОСКАЗАНИЕ) |
МОРАЛЬ |
В ПРОЗЕ |
В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ |
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ЖИВОТНЫЕ |
В КОНЦЕ БАСНИ |
ЭЗОП |
И.А.Крылов |
|
В НАЧАЛЕ БАСНИ |
Л.Н.Толстой |
Прежде чем познакомить вас с тем, что получилось у детей, предлагаю вам составить кластер на эту же тему. Возьмите лист, на котором написано Кластер.
Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» центром идеи, темы. У нас это слово –БАСНЯ.
От нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
На стадии осмысления можно применить приём «Верные и неверные утверждения». Детям (каждому) либо паре( работа в паре) можно выдать текст для чтения, содержащий новые сведения об авторе ( Крылове И.А.). Затем на экране появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек : да, согласен – зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.( Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).(Слайд 7)
1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да
2. Он родился в городе Самаре. нет
3. Его семья жила бедно. да
4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да
5. Он работал продавцом. нет
6. Крылов выучил несколько языков. да
7. Он начал писать в 16 лет. нет
8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. да
9. В первой книге Крылова были рассказы. нет
10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. да
Прием «синквейн» ( Слайд 8)
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом. Этот приём можно использовать на этапе рефлексии, как творческую работу.
Правила написания синквейна: (Слайд 9)
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.
Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.
Обратимся вновь к примерам.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаю определить значение слова сказка на основе составления синквейна.(Слайд 10)
- Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
- Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
- Описание действия. Учит, помогает, воспитывает.
- Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
- Слово — синоним. Волшебство.
Практическое задание. Синквейн на тему «Басня». А теперь возьмите листочек, на котором написано Синквейн. Попробуем составить синквейн на тему «Басня». У многих ребят 3 класса получилось следующее (Слайд 11)
Прием «Уголки»(Слайд 12)
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
“Кубик Блума” прием технологии критического мышления,(Слайд 13)
разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или “таксономия”, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками “Знаю”, “Творю” и “Умею”. То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
- Назови.
- Почему.
- Объясни.
- Предложи.
- Придумай.
- Поделись.
Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;
Б) беседа по содержанию сказки;
В) «кубик Блума»:
НАЗОВИ главных героев сказки
ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?
СРАВНИ старуху и рыбку
ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась
у разбитого корыта?
ПРИДУМАЙ имена старухе и старику
ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?
Приём «Логическая цепочка» (Слайд 14)
Известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод “Логические цепочки” можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Можно использовать на стадии осмысления. При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране ( ИКТ технология), либо выдаётся детям на распечатанных листах.(Слайд 16).
Выстраивается следующая логическая цепочка (Москва – книжка – бабушка и няня – 5 сказок).(Слайд 17)
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Использовать этот приём помогает ИОС (Информационно образовательная среда).
Сайт https://learningapps.org/ ( Рассказать о возможностях сайта).
Приём «Шесть шляп мышления» или « Шляпы де Боно»(Слайд 18)
На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп».
Весь класс делится на шесть групп ( Можно на 2 группы). Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Каждой группе предлагается высказать свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
Приём «Шляпы де Боно» на уроке литературного чтения в УМК «Планета знаний» по теме Л. Толстой «Лев и собачка» 3 класс.
-На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос. Продолжаем нашу работу по группам. 1 группа будет представлять льва, 2 группа- собаку.
«Белая шляпа – факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки. (1 группа: царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.
2 группа: жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.)
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака. (1 группа: у царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить.2 группа: обрела друга.)
«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
«Зелёная шляпа – творчество»: ответьте какие качества герой смог сохранить в себе. Подтвердите слова из текста. (1 группа: лев смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.
2 группа: собака сохранила в себе верность, чувство благодарности.)
«Синяя шляпа – жизненный урок». ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
3. Подведение итогов мастер-класса. ( Слайд 19)
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивать интерес к предмету,
- позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
– Активные методы обучения имеют недостатки
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:
- не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Приведенные мною методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения. Надеюсь, мой мастер-класс был вам полезен.
– Спасибо за внимание! (Слайд 20)