Михеева Марина Валерьевна
учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 140 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
Рецензент: заведующий кафедрой НОУ ДПО «Центр социально- гуманитарного образования», доктор педагогических наук, профессор, действующий член Академии педагогических и социальных наук, Почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Республики Татарстан Т. Б. Харисов
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
Календарное планирование на первый год обучения ……………………… 5
Упражнения для развития речевого дыхания у детей (5-7 лет) с ТНР ….. 7
Список использованной литературы ………………………………………… 17
Актуальность
Современная система образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер по обеспечению каждому ребенку адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности. Не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности.
Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, заиканием; моторной, сенсорной алалией. Так же увеличивается степень сложности недостатков речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности.
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий коррекции звукопроизношения.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей.
С этой целью в помощь родителям и воспитателям детей (5-7 лет) с нарушениями речи разработана данная методическая рекомендация.
30 упражнений на развитие воздушной струи, целью которых является выработка сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой воздушной струи распределены на период первого года коррекционной работы с детьми логопедической группы с сентября по май.
Упражнения составлены в соответствии с дидактическими принципами коррекционной работы:
– принципом деятельного подхода, т.е. организация работы с учетом ведущей, игровой деятельности дошкольника;
– онтогенетическим принципом – разработка упражнений в соответствии с онтогенезом речи детей;
– принципом от простого к сложному – постепенного усложнения.
4
Необходимо придерживаться основных правил при выполнении упражнений:
Занятия проводить в хорошо проветриваемом помещении;
Упражнения выполнять до еды;
Одежда не должна сковывать движения ребенка;
Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота должны быть расслабленны;
Вдох должен происходить через нос;
Выдох должен быть длинным и плавным;
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать паузу на 2-3 секунды. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 3 минут.
Одно упражнение закрепляется в течение недели.
Вначале осуществляется развитие правильного диафрагмального типа дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание – то есть дыхание животом, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Оно является самым правильным и самым полезным. Такой тип дыхания способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород, и питательные вещества ЦНС.
5
Календарное планирование на первый год обучения
сентябрь |
1 |
3 неделя. Развитие диафрагмального типа дыхания, лежа на спине. |
2 |
4 неделя. Закрепление навыка диафрагмального дыхания (стоя). |
|
октябрь |
3 |
1 неделя. Закрепление навыка длительного выдоха (стоя). |
4 |
2 неделя. Выработка сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой воздушной струи (стоя). |
|
5 |
3 неделя. Закрепление навыка сильного, длительного, ротового выдоха (стоя). |
|
6 |
4 неделя. Закрепление навыка сильного, длительного, направленного, ротового выдоха (стоя). |
|
ноябрь |
7 |
1 неделя. Выработка сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (губно/губной) воздушной струи (сидя). |
8 |
2 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (г/г) воздушной струи (сидя). |
|
9 |
3 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (г/г) воздушной струи (сидя). |
|
10 |
4 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
|
декабрь |
11 |
1 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
12 |
2 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
|
13 |
3 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
|
14 |
4 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
|
январь |
15 |
3 неделя. Развитие сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (г/г) воздушной струи (стоя). С ежедневным увеличением длительности выдоха. |
16 |
4 неделя.Развитие сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (г/г) воздушной струи (стоя). С ежедневным увеличением силы выдоха. |
|
февраль |
17 |
1 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
18 |
2 неделя. Закрепление сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой (на кончик языка) воздушной струи (сидя). |
|
19 |
3 неделя. Выработка сильной, направленной, резкой воздушной струи (на язык в форме «чашечки») (сидя). |
|
20 |
4 неделя. Выработка сильной, направленной, плавной и длительной воздушной струи (на язык в форме «чашечки») (сидя). |
|
март |
21 |
1 неделя. Закрепление сильной направленной, плавной и длительной воздушной струи (на язык в форме «чашечки») (сидя). |
22 |
2 неделя. Выработка сильной, направленной, длительной ротовой (г/г) воздушной струи (сидя) |
|
23 |
3 неделя. Выработка дифференцированной (по принципу «слабый – сильный») длительной, плавной ротовой воздушной струи (на язык в форме «чашечки») (сидя). |
|
24 |
4 неделя. Выработка сильной, направленной и длительной воздушной ротовой (г/г) струи (сидя). |
|
апрель |
25 |
1 неделя. Формирование сильного, плавного, длительного г/г выдоха (сидя). |
26 |
2 неделя. Формирование сильной, длительной, вибрирующей ротовой г/г воздушной струи (сидя). |
|
27 |
3 неделя. Формирование сильной, плавной, длительной г/з воздушной струи (сидя). |
|
28 |
4 неделя. Закрепление сильной, плавной, длительной речевой воздушной струи (сидя). С ежедневным увеличением длительности выдоха. |
|
май |
29 |
1 неделя. Закрепление навыка сильного, длительного, ротового выдоха ( со свистящими и шипящими (сидя). |
30 |
2 неделя. Закрепление навыка сильного, длительного, направленного, ротового выдоха (стоя). |
• Практическая значимость материала заключается в том, что данный материал может быть использован воспитателями и родителями дошкольников с нарушениями речи;
• В результате использования материала, у детей с ТНР вырабатывается сильная, направленная, длительная ротовая воздушна струя, которая способствует проведению качественной работы по коррекции звукопроизношения.
• Развитее правильного диафрагмального дыхания положительно сказывается на профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
7
Упражнения для развития речевого дыхания у детей (5-7 лет) с ТНР
Упражнение № 1
«Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся. Выполняем 4-5 раз.
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
Вот животик надуватся (вдох),
И медленно сдуватся (выдох).
Стихотворный текст, произносит воспитатель, а дети выполняют нужные действия
Упражнение № 2
«Надуваем большой шарик»
Встать прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.
Повторить 3-5 раз.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Упражнение № 3
«Дровосек»
Встать прямо, не напрягаясь и немного расставить ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором») Сделать глубокий вдох через нос., на выдохе — наклон вниз «Ух!» Расслабить брюшной пресс.
Повторить 3-5 раз.
8
Вот мы сильно замахнулись,
Ух! (говорят дети) Какие молодцы!
Упражнение № 4
«Листопад»
Дополнительное оборудование. Бумажные листочки на нитках, на стойке.
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. Глубокий вдох носом, выдох – максимально выпуская воздух, губы «трубочкой», со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем, дуем на бумажные листочки.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Выполняем 4-5 раз. Между упражнениями перерыв в 10 сек.
Упражнение № 5
«Надуваем шарик»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты перед губами.
Выполнение. Ладошки прижаты, перед ртом, губы «трубочкой», со звуком Ф-Ф-Ф- дуем – Шарик быстро надуваем (на ладошки)
Он становится большой (Одновременно округляя пальцы в виде шара)
Вдруг шар лопнул, (Со звуком ПФФФФФ)
Воздух вышел, стал он тонкий и худой (Ладошки прижимаем друг к другу)
Выполняем 2 раза.
Упражнение № 6
«Горячий чай»
Исходное положение. Стоя или сидя. Одна рука поднята перед губами, как чашечка.
Выполнение. Губы «трубочкой» со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем, остужаем чай, на полный выдох. Рука «чашка» должна чувствовать холодную, сильную струю воздуха.
Чаю, мы попить хотим (Ладошка перед ртом)
ФФФФФ горячий, остудим. (Дети дуют)
Выполняем 2 раза.
9
Упражнение № 7
«Мяч в воротах»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дополнительное оборудование. Два стаканчика, ватный шарик.
Выполнение. Улыбнуться, губы трубочкой. Подуть длительно так, чтобы забить гол в
ворота (ватку на противоположный край стола).
Мяч в ворота посылаем. Гол!
И снова забиваем.
Выполняем 4-5 раз
Упражнение № 8
«Футбол»
Исходное положение. Сидя за столом. Вокруг столика садятся 4 детей, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. Губы «трубочкой» со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры
Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.
Выполняем 2-3 раза
Упражнение № 9
«Дождик»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети берут “тучки” с капельками на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек. Губы «трубочкой» со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем.
Дождик, дождик не дожди,
Не дожди ты подожди.
Выполняем 3-4 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 10
“Колобок”
Исходное положение. Сидя за столом.
В невысокой коробке дорожки. Дети дуют на кончик языка между губами на теннисный шарик, со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем.
Колобок – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
Выполняем 3-4 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 11
“Насос”
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети дуют на кончик языка между губами, со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем.
Руками имитируя движение насоса.
Воздух в шины мы качаем,
Щеки мы не надуваем.
Выполняем 3-5 раз.
Упражнение № 12
«Дворник»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети дуют на кончик языка между губами сдувая со стола снежинки из салфеток или вату, со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем.
Дворик свой мы очищаем.
Снег с дорожек убираем
Выполняем 2-3 раза.
Упражнение № 13
«Дед мороз спешит на праздник»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Дополнительное оборудование. Бумажные дедушки морозы в санях, на стойке.
Дети дуют на кончик языка между губами со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем,
Дед мороз спешит к ребятам,
Вот, как быстро он спешит.
Выполняем 4-5 раз. Между упражнениями перерыв в 10 сек.
Упражнение № 14
«Футбол»
Исходное положение. Сидя за столом. Вокруг столика садятся 4 детей, дуют на кончик языка между губами со звуком Ф-Ф-Ф-Ф на теннисный мяч по направлению к соперникам. Щеки не надуваем . У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры
Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал
Тот выходит, проиграл.
Выполняем 2-3 раза
Упражнение № 15
«Метелица»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Дополнительное оборудование. Бумажные снежинки на нитках, на стойке.
Глубокий вдох носом, выдох – максимально выпуская воздух, губы «трубочкой», со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем, дуем на бумажные снежинки.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Выполняем 4-6 раз. Максимальная длительность выдоха 5-6 сек.
Между упражнениями перерыв в 10 сек.
Упражнение № 16
«Ураган»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Дополнительное оборудование. Бумажные снежинки на нитках, на стойке.
Глубокий вдох носом, выдох – резкий выдох, губы «трубочкой», со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем, дуем на бумажные снежинки. Снежинки резко отлетают.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Выполняем 4-6 раз. Максимальная длительность выдоха 5-6 сек.
Между упражнениями перерыв в 10 сек.
Упражнение № 17
«Мяч в воротах»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дополнительное оборудование. Два стаканчика, ватный шарик.
Выполнение. Дети дуют на кончик языка между губами со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем. Подуть длительно так, что бы забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).
Мяч в ворота посылаем.
Гоооол!
И снова забиваем.
Выполняем 4-5 раз
Упражнение № 18
«Кто спрятался?»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети дуют на кончик языка между губами, со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем
На предметную картинку под бахромой из гофрированной бумаги, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
В прядки с вами поиграем,
И еще раз повторяем!
Выполняем 4-5 раз
Упражнение № 19
«Фокус»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети дуют на язык в форме «Чашечки» между губами, со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем. На кончике носа ватка.
Фокус-покус покажу,
Ты так можешь?
Я могу!
Выполняем 3-4 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 20
«Вьюга»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети дуют на язык в форме «Чашечки» между губами, со звуком В-В-В-В щеки не надуваем. У кончика носа снежинка из салфетки, долго поднимается.
Дуем дружно,
Дуем вьюжно
ВВВВВ,
И снова повторим.
Выполняем 3-4 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 21
«Чёлка»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дополнительное оборудование. Резанная бумажная салфетка.
Дети дуют на язык в форме «Чашечки» между губами, со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем. У кончика носа «Чёлка» из бумажной салфетки, долго поднимается.
Приготовились,
Вдохнули,
Резко дунули, смахнули.
Выполняем 3-4 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 22
«Вертолет»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дети с силой дуют на губы дудочкой, со звуком Ф-Ф-Ф- Ф щеки не надуваем, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.
Приготовились,
Вздохнули,
Сильно, сильно,
Мы подули
Выполняем 3-4 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 23
«Ветер слабый, ветер сильный»
Исходное положение. Сидя за столом.
Сделав вдох, на выдохе отрывисто произнести звуки ФФФ тихо, плавно, затем снова активны вдох и выдох со звуком ФФФФ сильно-энергично, работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.
Ветер слабый,
Это здорово,
Ветер сильный,
Берегись
Выполняем 2-3 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 24
«Катится карандаш»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дополнительное оборудование. Круглый карандаш.
Дети с силой дуют на губы дудочкой, со звуком Ф-Ф-Ф- Ф щеки не надуваем,
Катают по гладкой поверхности круглый карандаш.
Я родился, длинный очень,
А подрос и стал короче
Выполняем 2-3 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 25
«Буря в стакане»
Исходное положение. Сидя за столом.
Дополнительное оборудование. Ведерко с водой, соломинка для коктейля.
Сделав вдох, на выдохе сильно подуть в соломинку до образования бурных пузырей в емкости.
Сильная буря волны качает,
Море вскипает и пеной бурлит,
Буря уснула – волна затихает,
Снова проснулась,
И снова бурлит
Выполняем 2-3 раза. Между упражнениями перерыв в 5-7 сек.
Упражнение № 26
«Сломанная машина»
Исходное положение. Сидя за столом.
Сделав вдох, на выдохе сильно подуть в вытянутые расслабленные губы, до получения вибрации губ, от звука БББ.
Ключом её вы заведите,
И рев машины получите
Выполняем 4-5 раза. Между упражнениями перерыв в 3-4 сек.
Упражнение № 27
«Пароход гудит»
Исходное положение. Сидя за столом.
Улыбнуться, показать зубки, укусить кончик языка.
Сделав вдох, на выдохе протянуть ЫЫЫЫЫЫЫЫ.
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали
Выполняем 4-5 раза. Между упражнениями перерыв в 3-4 сек.
Упражнение № 28
«Комарики»
Исходное положение. Сидя за столом.
Улыбнуться, показать зубки, кончик языка упирается в нижние зубки.
Сделав вдох, на выдохе протянуть ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
(Стараться каждый день продолжительность полета комарика увеличивать)
Очень маленький на вид
Надоедливо зудит.
Выполняем 4-5 раза. Между упражнениями перерыв в 3-4 сек.
Упражнение № 29
«Жук»
Исходное положение. Сидя за столом.
Улыбнуться, приоткрыть зубки, язычок во рту «чашечкой».
Сделав вдох, на выдохе протянуть ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
(Стараться каждый день продолжительность полета комарика увеличивать)
Я живу и не тужу,
Все жу-жу, жу-жу, жу-жу.
Выполняем 4-5 раза. Между упражнениями перерыв в 3-4 сек.
Упражнение № 30
«Одуванчики»
Дополнительное оборудование. Бумажные листочки на нитках, на стойке.
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Глубокий вдох носом, выдох – максимально выпуская воздух, губы «трубочкой», со звуком Ф-Ф-Ф-Ф щеки не надуваем, дуем на бумажные листочки.
Одуванчик – цветик мой,
Легкий шарик озорной,
Дунет ветер озорной,
Унесет тебя с собой.
Выполняем 4-6 раз. Между упражнениями перерыв в 10 сек.
Список литературы
1.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. –– М.: Книголюб, 2004.
2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения. Журнал «Логопед в детском саду», 2(5), 2005.
3.Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1988.
4.Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Нарушения речи и голоса у детей..М., «Просвещение», 1975.
5.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988.
6.Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1967
7.Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: просвещение, 1981.
8. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1989.