Махортова Регина Владимировна
учитель родного (русского) языка и родной (русской) литературы МБОУ “Чистопольско-Высельская СОШ”
с.Чистопольские Выселки
Цель: Знакомство с информационно-справочной системой «Национальный корпус русского языка» как эффективным инструментом в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы
Задачи:
1. Познакомить с информационно-справочной системой «Национальный корпус русского языка».
2. Продемонстрировать, как с помощью информационно-справочной системы «Национальный корпус русского языка» вовлечь современных учеников в проектно-исследовательскую деятельность.
3. Показать готовый мини-проект с использованием информационно-справочной системы «Национальный корпус русского языка».
«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно!» – считал Н.В.Гоголь.
Каким образом помочь ученикам не заблудиться в бездне литературного текста? Через что вовлечь современных учеников в исследовательскую деятельность? И что такое Национальный Корпус Русского Языка? – ответы на эти вопросы и будут задачами моего мастер – класса: «Национальный корпус русского» языка как эффективный инструмент в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы».
И наш сегодняшний разговор я бы хотела начать с небольшой загадки. Перед вами строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Скажите, названия каких животных или птиц вам встретились? Назовите их?
«Мысь» в переводе со старославянского «белка». Соответственно автор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир — бегал белкою по дереву, серым волком — по земле, летал орлом под облаками.
Примечательно, что, например, в Псковской губернии еще в XIX в. белку называли именно так — «мысью». А задумывались ли вы, почему белка называется именно так? Слово «белка» похоже на «белый». Но ведь белка – рыжая? Никакого противоречия тут нет. В древнерусском языке этот зверек назывался въверица. Осенью, когда белка линяет, ее мех становится светлым. Таких зверьков называли бъла въверица. Поскольку охотились именно на такую «бълу въверицу», от частого упоминания этого названия оно сократилось до «бъла», а потом дополнилось суффиксом – к.
Удивительно? Зачастую, дети редко задумываются над этимологией слов при прочтении литературных текстов, а тем более, мало для них понятных. Для себя они ставят задачу понять смысл текста в целом. Но ведь от неправильного понимания одного слова, искажается смысл всего текста! При объяснении таких, весьма интересных слов, создается впечатление, что существует какая-то группа слов, у которых есть такая необычная судьба. Но это не так. Абсолютно любое слово русского языка имеет свою уникальную судьбу и уникальную историю. И если вы захотите вы можете любую исследовательскую работу на уроках литературы, и не только, а в любой сфере деятельности, в любой науке, обогатить в языковой составляющей. И проследить историю употребления любого слова, которое вам понравится.
И в связи с этим я хочу познакомить вас с одним интернет – ресурсом – это Национальный корпус русского языка, созданный институтом русского языка Академии наук. Работа с этим ресурсом весьма актуальна в современном образовании, ведь он позволяет проектно-исследовательскую деятельность в школе вывести на новый уровень. Что это собственно такое?
Это справочно-информационная система, которая содержит более 600 миллионов слов. Эти слова включены в определенные тексты и распределены по корпусам. Например, есть основной корпус – в этот корпус включены тексты, начиная с 18 века и заканчивая сегодняшним днем. Есть газетный корпус-это корпус СМИ, различные публикации публицистического стиля. Или же, например, поэтический корпус- который включает в себя поэтические тексты.
Интересная находка – мультимедийный корпус. Здесь вы можете по введенному слову найти видеофрагменты, где это слово встречалось в кинофильме, начиная с 1930 года.
Собственно, о том, как это работает и как же это применить в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы и не только.
Вспомним нашу белку в самом начале мастер-класса. Давайте, проследим употребление слов белка, векша и мысь. Все это один и тот же зверек. В корпусе «Графики» вводим слова в поисковую строку, и в приятной, наглядной визуальной форме Вам представляют график. По построенному графику мы видим такую картину, что с начала 1800 годов все три названия широко использовались в речи, а вот уже с 1860-1890 идет явная борьба и преимущество отходит слову Белка. Как вы думаете, почему?
Ответить на этот вопрос нам поможет Википедия. Здесь мы можем понаблюдать, что же происходит в этот временной период в истории России? И тут вытекает интереснейший факт. Что именно в этот период появляется первый толковый словарь «Живого Русского языка» В.И. Даля. Соответственно, мы можем предположить, что с распространением его, в речи русского народа утверждается именно название БЕЛКА. Дополняем наше исследование с помощью мультимедийного корпуса. Когда мы можем проследить в каком фильме, при каком контексте употреблялось это слово. Я хочу обратить внимание, что Вы можете задать даже жесты , которые сопровождали произнесение этого слово. Это может быть мах рукой, хлопок. Вы можете выбрать то, что подразумевалось ирония, отрицание, что угодно. Можно работать с целым корпусом фильмов, начиная 1930 года. И вот, пример трех употреблений. Три киноотрывка – три контекста употребления. А это уже новый виток исследования. Вы, наверное, думаете, что этот ресурс можно использовать только на уроках литературы и русского языка? Это абсолютно не так! И мы вместе с вами это сейчас докажем. Я предлагаю вам провести мини-исследование, например, в области Географии.
Мини-исследование слова ВЕТЕР.
Тема «Ветер» изучается в 6 классе на уроках географии. И является одной из ключевых тем программы за этот класс. Поэтому, очень важно привить интерес к изучаемому материалу, для полного ее восприятия. Для сравнения нами были взяты две формы употребления слова – ВЕТР и ветер. Ветр – это древнерусское слово, а ветер-общеславянское.
Мы проследили частоту употребления этих слов по годам. Из построенного графика видно, что до 1834 года явное преимущество отдается слову ветр, а затем наблюдается резкий спад и первенство у всем нам привычного слова Ветер.
Первый пик слова Ветер появляется 1838 году- это связано с именем Френсиса Бофорта. Он разработал шкалу в 12 баллов (от 0 до 12), которая позволяла определять силу ветра по состоянию водной поверхности и по воздействию на парусное судно. В этом году, шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.
1925 год- здесь интерес к слову вызван сразу в двух отраслях – в физике и литературе. В физике это понятие связано с словосочетанием «Эфирный ветер» из доклада, прочитанного в Вашингтонской академии наук, 1925 г. Опыт, предложенный Майкельсоном, должен был открыть относительное движение Земли и эфира, которое часто называют «эфирным ветром». В литературе – это слово связано с именем Сергея Есенина – в свет выходит его стихотворение « Свищет ветер, серебряный ветер» 1925 г.
1959 год – всплеск интереса к слову связан с выходом советского чёрно-белого художественного фильма на революционную тематику. «Ветер» — Это была Первая роль в кино Александра Демьяненко.
Пиковый год слова Ветр – 1829 год. Откуда же интерес к слову?
А связано оно с знаменательным событием в русской истории – Восстанием декабристов. До конца жизни декабристы каждый год отмечали 13 июля, день казни своих товарищей, а день восстания — 14 декабря — проводили торжественно, как самый большой праздник. К этим датам писались стихи. Так, к пятой годовщине восстания М.А. Бестужев, отбывавший наказание в Нерчинских рудниках, написал песню, посвящённую восстанию Черниговского полка (29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г.) и его предводителю — Сергею Муравьёву-Апостолу:
Что ни ветр шумит во сыром бору,
Муравьёв идёт на кровавый пир…
Таким образом, мы проследили интерес к слову сразу в пяти различных областях – Непосредственно географии, языкознании, в физике, в литературе и кинематографии.
Завершая свой разговор, я могу сказать, что у каждого слова есть своя уникальная судьба и своя уникальная история. И узнать это достаточно просто. Этот ресурс поможет привлечь внимание к проектно-исследовательской деятельности учеников и любое ваше исследование обогатить, добавив языковую составляющую. Если проявить языковой интерес к предмету, который находится в фокусе вашего внимания, то можно открыть много всего интересного.
Не всегда повышенный интерес к слову значит, что в этой сфере происходили какие-то открытия, как мы увидели на примере выхода фильма. Ищите! помогайте своим ученикам, начинайте исследования, и я уверена, результаты вас приятно удивят!