Костюнина Э.Л., Морозова О.В., Храмова В.В.
учителя начальных классов
МБОУ “Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ”
с.Кият
Какие умения и качества необходимы человеку 21 века?
Все изменения в мире потребовали кардинального пересмотра целей и задач традиционных методов обучения. Человек должен быть в целом функционально грамотным.
Понятие термина о функциональной грамотности звучит следующим образом «Умения человека грамотно, квалифицировано функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, политике. Основная задача для современной школы – обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли, быть конкурентноспособным. Все эти функциональные навыки формируются в школьный период. Само понятие функциональной грамотности возникло сравнительно недавно: в начале 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО. Примерно до 70-х годов стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: компьютерная грамотность, политическая грамотность и т.д.
Российская школа верна традиционным методам, дает ученикам огромный поток знаний, наполняя головы наших детей массой ненужной информации. А вот умению влиять на проблему, находить способы ее решения- то есть применять полученные теоретические знания на практике, опираясь на свой жизненный опыт, российская школа не учит. Понятие функциональная грамотность в последнее время приобретает первостепенную основу для определения содержания и методов обучения в целом. Общество ставит перед учителем начальных классов задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Что значит развивать мышление? Из наглядно- действенного перевести его в абстрактно- логическое: развивать речь, развивать память и внимание: развивать фантазию и воображение, пространственное восприятие: способность контролировать свои достижения, а также мелкую моторику, как известно развитие кисти способствует лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Не менее важно развивать коммуникативные способности, умение общаться между собой, контролировать свои действия и поступки, управлять своим поведением. Решая такие задачи, учитель по крупицам собирает целостную структуру функционально развитой личности
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР по всем предметам включает задания, выполняющие функциональную грамотности.
Средством решения такой задачи выступает учебная деятельность, где используется различный учебный материал. Приоритет целей и задач начального звена школы является учет психологических закономерностей развития на этом этапе развития ребенка. Задачи школы на начальном этапе обучения – это научить школьников читать, писать, считать. Но современное образование требует от нас ориентированное развитие личности и достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е как учебный процесс позволяет ребенку: проживать ситуацию выбора, постановка цели урока, возможность придумать, сформулировать свое видение, свой авторский вопрос, возможность выделить жизненную ситуацию и именно ту задачу, которая важна ему в данной момент и интересно ее решить. Приобретение опыта при достижении целей, оценивание нравственного поступка, отстаивание своей точки зрения, оценивание события урока и т. д.
Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши ученики приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.
Из опыта работы.
Начальная школа- это только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности.
Я думаю, что знания, приобретенные учениками будут прочными, если соблюдены все условия:
– обучение носит деятельностный характер:
– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности
– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
– правила оценивания отличаются четкостью и понятны всем участникам учебного процесса.
– учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
– в урочной деятельности используются групповые формы работы.
– обучение на основе «учебных ситуаций», провоцирующих детское действие.
– Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
– Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, т.е. формирование УУД
«Функциональная грамотность»
Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.
Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.
Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Функциональная грамотность – индикатор общественного благополучия.