Привалова Галина Геннадьевна,
Сидорова Олеся Сергеевна
воспитатель по интеллектуальному развитию,
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 89» НМР
г. Нижнекамск, Республики Татарстан
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………………….4
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи……………………………………………..5
Актуальность и перспективность темы……………………………………………14
Технология разработки ……………………………………………………………20
Игры на расширение предметного словаря………………………………………23
Игры на практическое усвоение навыков словообразования……………………25
Примерное планирование непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….30
Литература…………………………………………………………………………..31
Приложение…………………………………………………………………………32
Пояснительная записка
Одним из наиболее перспективных методов в реализации задач образовательной области «Познание» является моделирование. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включающей мыслительную переработку исходного чувственно воспринимаемого материала и создание модели – обобщенного образа существенных свойств моделируемого объекта.
Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.
В дошкольном детстве формирование качественно нового мышления, связанного с умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета, позволяет детям сравнивать объекты по более многочисленным признакам, чем в раннем детстве. Дошкольники способны освоить замещение настоящих объектов схематическими изображениями и условными знаками в разных видах деятельности. Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на моделирующем характере главных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования. В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов.
Наглядное моделирование облегчает детям дошкольного возраста овладение связной речью. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
В представленной работе раскрывается организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.
Использование метода наглядного моделирования позволяет ребенку с опорой на образы памяти устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, тем самым облегчает овладение связной речью в целом.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи.
Овладение родным языком, развитие языковых способностей играет уникальную роль в становлении личности человека и является основой для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность (Сохин Ф.А., Тихеева Е.И., Гербова В.В., Соловьева О.И. и другие).
При изучении речевого развития ребенка обнаруживается известная неравномерность формирования различных сторон его речевой деятельности. С одной стороны, к 5-6 годам дети, в основном овладевают морфологией и синтаксисом родного языка, с другой – еще имеет место недостаточное развитие связной речи, построенной из нескольких предложений. Так, при описании различных событий, явлений дети плохо передают смысловые связи между отдельными частями высказывания, и все речевое сообщение выступает как набор слабо связанных между собой фраз. Эльконин Д.Б. указывает на то, что при анализе таких сообщений детей выступают резкие различия между относительно правильно построенными отдельными предложениями и почти полным отсутствием четкой структуры всего речевого сообщения – смысловые связи между фразами или слабы, или совсем отсутствуют. Сохин Ф.А. отмечает, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Многие дети, придя в школу, испытывают затруднения, связанные с изложением ранее изученного или прочитанного материала, не могут подобрать подходящие слова для передачи собственного опыта, грамматически неверно строят предложения, говорят невнятно. В связи со снижением уровня языковой культуры общества в целом, стремительно падает уровень развития речи детей, а психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи не владеют в совершенстве связной речью, им характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложениях, дефектное произношение звуков. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
Филичева Т.Б. указывает на то, что дошкольников с общим недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.
На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Своеобразие речи у детей с четвертым уровнем ОНР, по данным исследований Филичевой Т.Б., заключается в следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. У детей этой группы по-прежнему сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. В спонтанной речи эти дети в большинстве случаев пользуются простыми предложениями. В употреблении некоторых грамматических форм встречаются ошибки, в свободных рассказах детей встречаются многочисленные повторения одного и того же слова, нарушения порядка слов, пропуски слов, употребление подлежащего дважды, незаконченность предложений. Встречаются в речи детей и сложные предложения, но порядок их построения часто нарушен. Многие дети не справляются с пересказом простой сказки или коротенького рассказа: не всегда полностью понимают прочитанный им текст, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность событий, допускают многочисленные повторы, избегают авторских оборотов и т.д.
Важную роль в обучении рассказыванию отводят развитию монологической формы речи, а именно пересказу небольших рассказов, сказок и заучиванию стихотворений. Этот вид связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР.
Пересказ текста – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиция произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы. Это в некоторой степени отраженная речь с долей самостоятельности.
Особая роль пересказа в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями: В.П. Глуховым, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Э.П. Коротковой, Ф.А. Сохиным и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.
При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию “чувства языка” – внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.
План обучения детей пересказу
Организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста)
Чтение текста (без установки на пересказ).
Разбор текста в вопросно – ответной форме.
Повторное чтение текста (с установкой на пересказ)
Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал)
Упражнение по закреплению языкового материала
Упражнение по закреплению языкового материала
Этапы обучения детей пересказу
1.
– учить детей умению выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями.
– формировать умение передавать события при помощи схем – заместителей
2.
3.
– передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы – заместители.
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (III период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал.
В занятия по пересказу входят:
– упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ;
– упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом,
– воспроизведение конкретного лексического материала текста в форме игры-упражнения “Кто лучше запомнил?” и др.
Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений.
Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:
– усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур;
– упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
– развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
Этапы работы над стихотворением
выразительное чтение стихотворения.
сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на рисунок;
.
вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль;
выяснение непонятных детям, объяснение их значения в доступной для детей форме;
чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на цепочку рисунков;
рассказывание стихотворения с опорой на графическую запись (цепочку рисунков)
Связная речь у детей с ОНР не может быть воспитана сама по себе, поэтому она требует чёткой систематической коррекционной работы. Традиционная методика обучения сложна для большинства дошкольников с ОНР и требует дополнительных средств, облегчающих процесс становления связной речи.
Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Актуальность и перспективность темы.
Актуальность данной темы видеться в том, что наглядное моделирование облегчает детям дошкольного возраста овладение связной речью. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Перспективным направлением в работе по развитию связной речи детей с ОНР является внедрение метода наглядного моделирования, использование приемов мнемотехники, опорных схем и пиктограмм, сущность которых соответствует вышеперечисленным факторам облегчения обучения детей.
Использование метода наглядного моделирования позволяет ребенку с опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым облегчает овладение связной речью в целом.
В настоящее время существует достаточно богатая библиотека методической литературы по вопросам развития связной монологической речи у детей. Соломенникова Л. в своей работе “Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи” подчеркивает важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Во время беседы по содержанию текста она рекомендует предложить детям иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа. На последующих занятиях Соломенникова Л. предлагает заменить панно условными схемами-моделями сюжетов, которые помогают детям составлять план пересказа. На более поздних этапах она советует использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, Воробьева В.К. предлагает использовать для обучения детей пересказу картинно-графический план. Этот метод хорош для работы с рассказами цепного характера. С помощью картинно-графического плана педагог может показать детям логику построения рассказа, кроме того, план служит наглядной опорой для пересказа.
Жукова О.В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера.
Логопед Ткаченко Т.А. обобщила и систематизировала 25-летний опыт работы с детьми, страдающими общими нарушениями речи. В пересказе по опорным сигналам она предлагает использовать схематические картинки, для изготовления которых логопедам и воспитателям не понадобятся художественные способности.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что выбранная нами тема: «Система работы по обучению детей с ОНР пересказу коротких рассказов и заучиванию стихотворений через использование метода наглядного моделирования» является актуальной на данном этапе развития науки и практики.
Новизна разработки.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность применения наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, мы изменили и совершенствовали их по-своему. Новизна разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество – использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, заучивание стихотворений, инсценировки, игры-драматизации). Работу свою строю с использованием различных предметных картинок, силуэтных изображений, графических схем, схематических и иллюстрированных дорожек для запоминания – мнемотаблиц и пиктограмм.
Элементы схем-моделей
– предметные картинки
– силуэтные изображения
– геометрические фигуры
– планы и условные обозначения
Содержание таких схем – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям – “… изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание” (В.Ф.Шаталов).
Цель опорных схем – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Схемы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество карточек не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные стилистические изображения, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.
В младшем дошкольном возрасте схемы и таблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе, но по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей фигурой и цветом напоминающие замещающий предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, ориентируясь на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т.п.
Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В начале работы со схемами дети испытывают некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше, в программу содержания опорных схем и пиктограмм необходимо вводить задачи по активизации и обогащению предметного словаря, словаря прилагательных, глаголов, на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения.
Технология разработки.
Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности для детей 5-7 лет с использованием графических схем, пиктограмм.
Изготовить или собрать картинки для графического плана очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации – моделью. Эта работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать с простейших “записей”, последовательно переходить к цепочкам, и позже – к таблицам. При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано», знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
1.Ознакомление с моделями: (рассматривание и разбор того, что изображено).
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Осуществляется пересказ (сказки, рассказа) с опорой на символы
4. Самостоятельное составление рассказов или чтение стихотворений с опорой на модель
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания. От детей требуется: умение выделять основные действующие объекты, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения событий, умение объединить фрагменты в единый сюжет. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными. Опираясь на опыт педагогов, я использую графические схемы для обучения пересказу и при работе над стихотворениями. Данные схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Особенно эффективны пиктограммы при разучивании стихотворений. Эта работа увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В работе со схемами, необходимо не злоупотреблять во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1 комплект схем. Повторное рассматривание пиктограмм использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к схемам. После развивающей деятельности с использованием схем, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью педагога. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования пиктограмм, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Метод наглядного моделирования с использованием приемов мнемотехники и пиктограмм, можно использовать практически во всех видах деятельности.
Нами были разработаны дидактические игры. Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Это делает их привлекательными, эмоционально-окрашенными. Использование наглядных моделей в игровых ситуациях позволяет эффективно и гармонично использовать коррекционный процесс. Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми. Вот некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико – грамматических трудностей с использованием наглядных моделей.
Игры на расширение предметного словаря (словаря существительных):
Игра «Я знаю 5 названий».
Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Инструкция логопеда: «Я знаю 5 названий…посуды (одежды, мебели, животных т.д.): угадайте их». Дети предлагают: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка… Либо: «Я что-то загадаю, а вы придумайте названия. Мебель…»
Ход выполнения задания: речеобразующий жест с символа (кружок слева) переходит на однородные дополнения (кружки слева). Предполагаемый ответ: «Я знаю 5 названий мебели: шкаф, кровать, диван, стол, стул…».
Игра «Во саду ли, в огороде…»
Цель: упражнять в подборе однородных дополнений по теме «Овощи – фрукты» по аналогии с предыдущим вариантом.
Игра «Кому что нужно?».
Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Инструкция логопеда: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию и что нужно для работы человеку этой профессии».
Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны: градусник, лекарства, фонендоскоп, рецепт, шпатели…». Кружок слева – это название профессии, кружки справа – слова – «предметы».
Игра «Кто у кого?»
Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно – падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».
Инструкция логопеда: «Я покажу (или назову) животное (указательный жест на кружок слева), а вы назовете его детенышей (обобщающий жест кружков справа)»
Ход выполнения задания: Речевой образец логопеда и ответы детей сопровождаются речеобразующим жестом: «У лисы лисята».
Игра «Назови маму».
Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно – падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».
Инструкция логопеда: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их маму».
Ход выполнения задания: Речевой образец логопеда и ответы детей сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»….
В данном случае карточка-модель переворачивается. Кружки слева символизируют детенышей, а кружок справа – их маму.
Игра «Кто кем был? Кто кем будет?» – временные формы глагола (Лиса была лисенком. Лисенок будет лисой или лисом).
Игра «Один – много» или «Один и все», «Один и не один» – упражнение в употреблении существительных единственного и множественного числа в Именительном и Родительном падежах (гусь – гуси – много гусей…).
Игры на практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:
Игра «Назови ласково» – упражнять в образовании уменьшительно-ласкательного значения слов (Ветка – веточка, тарелка – тарелочка…).
Игра «Гномы и великаны» – упражнять в образовании существительных с увеличительным суффиксом – ищ (дом – домище, хвост – хвостище, глаз – глазище) схема переворачивается.
Игра «Семейка слов» («родственные слова») – практическое усвоение однокоренных слов.
Панно
(сад, садик, садовник, садовод, посадить, рассада, садовый…).
И набор карточек-символов:
– предмет – предмет в уменьшительной форме ф форме
– человек мужчина – человек женщина
– действие
-признак предмета
Игры на расширение словаря прилагательных:
Игра «Добавь словечко» – упражнять в употреблении имен прилагательных, согласовывать с существительным в роде и числе
Инструкция логопеда: «Кошка какая? Ловкая. Как можно еще сказать?, добавь слово».
Ход выполнения задания: кошка ловкая, веселая, задорная, пушистая.
Игры на расширение глагольного словаря:
Игра «Эти подвижные слова» – практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).
Игра «Скажи наоборот» – слова-антонимы (Стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется…).
Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета
2. Раскрыть сущность в объекте.
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.
Предлагаемая система игр и упражнений для совершенствования лексико-грамматических средств языка, основанная на использовании технологии наглядного моделирования, легко и гармонично вписывается в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам
Примерное планирование непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Октябрь.
Лексическая тема “Осень. Признаки осени. Деревья осенью”
Тема: заучивание стихотворения “Заглянула осень в сад” В. Степанов
Тема: пересказ рассказа К.Ушинского “Четыре желания”
Тема: пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову).
Лексическая тема “Огород. Овощи”.
Тема: заучивание стихотворения “Хозяйка однажды с базара пришла…”
Лексическая тема “Сад. Фрукты”.
Тема: пересказ рассказа Л.Н.Толстого “Косточка”
Ноябрь.
Лексическая тема “Игрушки”
Тема: заучивание отрывка из стих-ия К.Чуковского “Федорино горе”
Декабрь.
Лексическая тема “Зима. Зимующие птицы”
Тема: пересказ рассказа “Как помочь птицам зимой” (из пособия Н.Е.Ильяковой)
Лексическая тема “Дикие животные”
Тема: пересказ адаптированного рассказа «В берлоге» по Соколову-Микитову
Тема: пересказ адаптированного рассказа «Белки» по Соколову-Микитову
Январь.
Лексическая тема “Новогодняя сказка”
Тема: заучивание отрывка из пьесы С.Маршака “12 месяцев “
Февраль.
Лексическая тема “Наша Армия”
Тема: заучивание стихотворения «Наша Армия»
Март.
Лексическая тема “Весна пришла”
Тема: пересказ рассказа «Скворцы прилетели»
Апрель.
Лексическая тема “Знакомство с творчеством К.Чуковского»
Тема: заучивание отрывка из стихотворения «Мойдодыр» « Да здравствует мыло душистое!»
Май.
Лексическая тема « 9 Мая»
Тема: заучивание стихотворения «9 Мая»
Тема: пересказ рассказа «Стыдно перед соловушкой» В.А.Сухомлинского
Заключение
В представленной работе раскрывается организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.
Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшилось качество речи, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.
При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение обращать внимание на основные признаки предмета, явления, к действиям; разворачивать сюжет в соответствии с предложенным материалом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей.
Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005.
3.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г.
5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
6.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007.
8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008.
9.Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005.
10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.
11.Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
12. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.
13. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
14. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
К рассказу В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
К рассказу Соколова-Микитова «Белки»
К стихотворению К.И. Чуковского «Мойдодыр»