Кудашова Ирина Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28»
г. Лениногорск, Республики Татарстан
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с историей русского платка.
Программные задачи:
Образовательные:
– развивать у детей познавательный интерес к традициям русского народа, истории появления платка на Руси и его назначении;
– продолжать знакомить с понятием «узор»;
– закрепить знание о средствах выразительности декоративного украшения платка: цвете, композиции, закрепить знание о характерных элементах росписи (цветах, листьях, их цветовой гамме)
– познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «Эбру».
Развивающие:
– развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность;
– развивать умение самостоятельно, вдохновенно реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде;
– развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
– развивать мелкую и общую моторику рук.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки;
– воспитывать уважение к работе народных мастеров;
– воспитывать аккуратность при работе с материалами.
Материалы и оборудование:
Коробка, платок расписной, разрезные картинки-пазлы, обручи (красный, зеленый, синий, желтый.), краски акриловые, деревянные палочки, палитра,
бумажные салфетки, контейнеры с вязкой водой, подставки под палочки, бумага акварельная, аудиозапись рус. нар. мелодий. «Волшебная мелодия», презентация «Русский платок» Подарки для детей – «Расскраски».
Словарная работа:
«Павловский посад», кайма, расписные, плать, дом без кровли, церковь без купола, техника «Эбру». Ткач.
Предварительная работа:
Ознакомление детей с традициями русского народа, рассматривание русского орнамента, беседа с детьми о головном женском уборе «Платок», знакомство с росписью.
Ход ОД:
Звучит русская народная мелодия. Воспитатель приветствует детей.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Давайте подарим наше хорошее настроение и улыбки нашим гостям.
Дети улыбаются и сдувают улыбки с ладошки.
Воспитатель: Ребята, я сегодня ходила на ярмарку, и купила там много разных интересных сувениров, и продавец подарила мне, как хорошему покупателю вот такую коробочку. Интересно, что же в ней? Заглядывает в коробочку. Ой, как интересно! Эта вещь вам всем знакома, ребята. Попробуйте угадать, что это?
«Носят женщины, старушки
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный….»
Дети: Платок!
Воспитатель: Да, это платок.
Достаю из корзины платки и развешиваю по группе.
Платки бывают разные, но я хочу познакомить вас с историей русского платка. Посмотрите на экран.
Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации «Русский платок»
Всё начиналось очень просто – женщины на Руси всегда укрывали голову. А укрывали они его платком, платок это элемент одежды. В народе говорили, что женщина без платка, все равно, что «дом без кровли», «церковь без купола». Ребята, как вы думаете, что означает выражение «дом без кровли» или «церковь без купола»? (Ответы детей) Платок или плать (кусок ткани), повторите новое слово «плать» – это не только главное украшение в праздник, но и повседневный наряд. Платок хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение. Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма – это отражение русского народного искусства.
Ребята, а вы знаете, как называется город, в котором делают такие красивые платки? Этот город называется Павловский Посад – расположен он недалеко от Москвы. В чем красота Павловских платков? Да, на этих платках очень красивые узоры. Чем украшены платки, какими цветами? Совершенно верно, раскинув перед собой платок, вы увидите дивный садовые цветы. Ребята, а вы знаете, кто создает платки?
Дети: (Ответы)
Воспитатель: Платок создают ткачи, они его ткут, из разных материалов, а узор на платках делают художники – мастера. Мастера Павлопосадской фабрики для каждого платка отдельного придумывали свои узоры из пышных полевых и садовых цветов.
Что за чудо узор,
Что за краски вокруг?
Это поле, цветы,
Словно солнечный луг.
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад,
Это сказка с названием Павлов Посад.
Физминутка
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда
Только это не беда
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки
А потом опять встают
И по – прежнему цветут.
Воспитатель: Раньше обязательно соблюдались строгие традиции: У каждой женщины на голове должен был быть платок. Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самый дорогой подарок – платок.
Воспитатель: Ребята, а ваши мамы или бабушки сейчас носят платки? Как носят? Куда надевают?
Ответы детей (на голове, на плечах).
Воспитатель: Меняются времена, меняются традиции, мода, а платок остаётся модным аксессуаром одежды. Сейчас можно встретить в магазине платки из разных материалов. (Предлагает посмотреть разные платки, пощупать разное качество – шелк, хлопок, шерсть…) Платок один из лучших подарков.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, платки нужны для того, чтобы их только носить или ещё с ними что-нибудь можно делать?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: На Руси с платками играли, танцевали.
Давайте и мы поиграем в игру «Завяжи платок друг другу»
Дети берут платки и завязывают друг другу по очереди.
Игра «Сложи платок»
На столе лежат 3 разрезанных платка из бумаги разного цвета, дети подходят и берут себе две детали и в зависимости от цвета, складывают платок из деталей в обруч такого же цвета (в красном обруче – красный платок; в жёлтом обруче – жёлтый платок; в зеленом обруче – зеленый платок итд.)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, а какой приближается праздник?
Дети: День матери.
Воспитатель: А что вы можете подарить своим мамам, сделанное своими руками, какой подарок?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо молодцы, я вам предлагаю стать мастерами и нарисовать узор на платочках для ваших мам. Раз, два покружились, в мастеров мы превратились.
Давайте разомнём пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика
«Мы платочки постираем».
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрём. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак;
А потом по выжимаем,
Очень крепко отожмём. Выполнять движения «выжимаем бельё»;
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём. Пальцы свободные, выполнять лёгкие
движения
А теперь платки погладим,( Кистями вверх-вниз;)
Мы погладим утюгом. (Кулачком одной руки по ладони другой)
А теперь платком помашем
И с ним весело попляшем. (Выполнять движения «Фонарики».)
Воспитатель: Ребята, у вас на столе приготовлены необходимые материалы для оформления платка. (Объяснение рисования на воде.)
Воспитатель: Ребята перед вами стоят контейнеры с волшебной водой, а почему волшебной потому что мы с вами будем на ней рисовать и эта техника рисования называется – Эбру. А рисовать мы будем палочками смоченными краской, после того как вы дотронулись до воды палочкой и нанесли какой либо цвет, палочку нужно обязательно протереть сухой салфеткой и выбрать другой цвет, когда вы нанесете несколько разных цветов можно будет создать узор ведя палочкой по воде сверху вниз или со стороны в сторону, в центр или от центра, но не опуская палочку в воду, иначе у нас ничего не получится. Затем мы возьмем нашу основу (платок )и положим ее на полученный нами узор, выравниваем ее и достаем по краю нашего лотка. Полученный узор ложим на стол сушиться. Всем понятно?
А сейчас, приступайте к украшению своего платка.
Дети выполняют работу, при необходимости воспитатель помогает индивидуально.
Воспитатель: Молодцы мастерицы и мастера. Ведь вы сегодня продолжили русские традиции – изготовили платки. А вам нравятся ваши работы? Что вы скажите о своих платках? Для кого мы их рисовали? Какую технику для рисования мы использовали? Вам понравилось рисование по технике Эбру? Сложно ли было вам справится с заданием? Воспитатель: Очень красивые платки изготовили молодцы. Из вас получились очень способные мастера. А сейчас мы оценим с вами наше занятие интересным способом.
Рефлексия «Кораблик».
Детям предлагается оценить настроение после занятия: «Прикрепите флажок на корабль. Если занятие понравилось – красный флажок, если было тоскливо и не интересно – зеленый флажок, если занятие не понравилось – черный флажок».
Используемая литература:
1. «Народное искусство в воспитании дошкольников»: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/Под ред. ТС. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
2. «Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий» / Под ред. А.А. Грибовской. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. О.А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего М: 000 Скрипторий 2003», 2005г.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ант. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. 3-е изд., перераб. и дополи. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС.», 2004.
5. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005г.
6. «Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ант. сост. Куприна А.С., Бударина Т.А., Макреева О.А., Корепанова О.Н. и др., 3-е изд.