Ахметова Ольга Вячеславовна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества
пос. Дербышки»
г. Казань, Республика Татарстан
Интеграция образовательных предметов выступает примером системы непрерывного образования. Каждый современный преподаватель должен быть заинтересован в проведении интегрированных уроков (занятий), поскольку учащиеся поймут взаимосвязь между учебными дисциплинами, получат представление о том, что знание одного учебного предмета поможет понять процесс, изучаемый в других областях.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие со сказкой» развивает у 6-7 летних детей познавательную активность, расширяет и углубляет знания о нашей планете в целом, знания краеведческого и страноведческого характера.
Программа опирается на понимание необходимости учета целостности восприятия младшим школьником окружающего мира. Так как дети не знакомы с учебными дисциплинами среднего и старшего звена, поэтому использованы образовательные области инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой).
Интегрированный подход к отбору содержания знаний по формированию географических представлений, при котором прослеживается интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие коммуникативных навыков – умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли, быть эмоционально отзывчивым. Формирование патриотизма: любви и уважения к России, родному краю, своей семье.
Формирование основ безопасности. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах. Культура поведения на улице и в общественном транспорте, на экскурсии и в музее.
Познавательное развитие
Ознакомление с социальным миром. Расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Расширение представлений учащихся о детстве ребят в других странах. Путешествуя со сказкой, знакомить детей государствами (название, флаг, столица) некоторых народов мира: в Европе – англичане, итальянцы, немцы, французы, греки, шведы, датчане, финны; в Азии — индусы, китайцы, японцы; в Африке — египтяне; в Южной Америке — бразильцы, чилийцы; в Северной Америке — американцы, канадцы, мексиканцы; в Австралии – австралийцы. Знакомство с удивительным миром Антарктиды. Путешествовать по карте и глобусу. Поощрять детей к проектно-исследовательской деятельности на темы народов мира. Воспитывать интерес и уважение к другим народам.
Ознакомление с миром природы. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений – понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Одно из мероприятий – ежегодная экологическая акция «Покормите птиц зимой» (раздел программы) «Сказочная Русь». Цель – привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения. Дети обращаются к населению родного поселка «Дербышки» через социальные сети, Мессенджер. Изготавливаются и развешиваются кормушки, организуется регулярная подкормка птиц на территории поселка, ведется наблюдение за жизнью пернатых.
Ознакомление с предметным окружением: расширение и уточнение представлений детей о предметном мире, истории создания и совершенствования предметов. Например, в разделе «От неба до земли» учащиеся знакомятся с телескопом, флюгером, компасом.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов. (например, занятие «Сказки севера. Тундра» – проведение опытов «Вечная мерзлота», «Волшебница – вода»).
Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).
Проект «Пешком по Дербышкам. Поляна сказок». Площадь Мира (Комсомольская) деревянные фигуры героев русских и татарских народных сказок. Дети читают и записывают названия сказок, в которых действующие лица – фигуры с Поляны сказок. Творческая работа – поделка из пластилина «Мой сказочный герой для Поляны Сказок».
Дидактические игры. Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего, учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Формирование элементарных математических представлений. Понятия: количество и счет, форма, ориентировка в пространстве и времени, величины встречаются при изучении таких тем раздела «От неба до земли», как, например, «На Луне жил звездочет, он планетам вел подсчет», «Умка и Большая Медведица», «План и карта», «Сказки гор. Горы бывают разные…», «Тайны египетские пирамид» и др.
Речевое развитие
Развитие речи. Обогащение словарного запаса по темам программы. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, заучивание наизусть, чтение отрывков в лицах, сочинение сказок на заданную тему, драматизация произведения. Например, занятие «Великобритания. Алиса в стране чудес». Инсценировка английской сказки – песни «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака.
Приобщение к художественной литературе. Знакомство детей с фольклорной и художественной детской литературой разных стран. Формирование через знакомство со сказками народов мира интереса к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги. Формирование нравственных суждений учащихся о морали сказки. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости через проявление эмоций к поступкам героев сказок.
Художественно – эстетическое развитие
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса детей к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве по темам занятий.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства: В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и др).
Расширение представлений о художниках — иллюстраторах детской книги, в том числе сказок: Г. Тукай “Шурале”. Художник Ф. Аминов и др.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, городецкая, жостовская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Знакомство с архитектурными памятниками, которые известны во всем мире, например в России – это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, памятники Золотого кольца и другие — в каждой стране свои.
Музыкальная деятельность.
Слушание музыки: занятие «Сказки гор. Горы бывают разные…» «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига. Занятие «Сказки Германии» П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» – «Вальс Цветов» и др.
Пение: занятие «Реки, озера. С голубого ручейка…» Песня «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского и др.
Музыкально – ритмические движения: физкультминутки по темам занятий, разучивание элементов танцев народов мира (тема «Северная Америка» танец ковбоев и индейцев и др.)
Физическое развитие.
Развитие у учащихся физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы народов мира. Проведение физкультминуток по темам занятий. Например, занятие «Океаны» физкультминутка «В океане». Дети двигаются по кругу, выполняя движения по тексту стихотворения.
В Индийском океане – ветер, не боялись, мы за ушки все держались!
В Атлантическом океане – волны, не боялись, за коленочки держались!
В Северном Ледовитом океане – шторм, не боялись, и за плечики держались!
В Тихом океане – буря, не боялись, за мизинчики держались!
Формирование посредством сказок у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения.
Технологии, которые применяются в интегрированном обучении по программе «Путешествие со сказкой»:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – комплекс учебно-методических материалов, программ. Компьютерные презентации к каждому занятию, видео уроки: География «Шишкин лес», «Уроки тетушки Совы. Малышка – География, видеофильмы по предмету, тесты, схемы, иллюстративный материал.
Стимулируется познавательный интерес к предмету, создаются условия для мотивации учащихся к учению, развивается мышление и творческие способности учащихся, формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах «учиться вместе».
Групповые технологии – деление на группы для решения конкретных учебных задач.
Технология дифференцированного обучения – деление учащихся на условные группы: личностное отношение к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Программа «Путешествие со сказкой» равноуровневая, дидактический материал различается по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология формирования приемов учебной работы – правила, образцы, алгоритмы, планы описания, характеристики чего – либо.
Технология формирования учебной деятельности младших школьников – приобретение знаний с помощью учебных задач.
Технология учебно-игровой деятельности – учебная игра имеет сценарий, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от педагога владения приемами эвристической беседы, умение вести дискуссию с учащимися и создать условия для возникновения дискуссии между ними.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем.
Технология проектной деятельности – организация исследовательской деятельности.
Здоровьесберегающие технологии –не нанести ущерб здоровью учащихся, снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить их работоспособность, что способствует сохранению и укреплению здоровья. Задача – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
Формы организации образовательной деятельности
Основные формы взаимодействия:
Игра – основная форма реализации содержания Программы. Виды игр: дидактические игры, игровые ситуации, сюжетные игры, подвижные игры, народные игры, игры-путешествия и др.
Мастерская – форма организации продуктивной творческой деятельности: рисование, «Оригами», аппликация, лепка по темам программы.
Экспериментирование и исследования – формы познавательно-исследовательской деятельности, опыты с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия природного мира разных стран.
Чтение – форма восприятия детской художественной литературы (авторские и народные сказки), направленная на развитие познавательной, коммуникативной, речевой деятельности.
Рассматривание и обсуждение – форма совместной деятельности, в центре которой – предметные и сюжетные картинки по темам занятий, например, фольклорного и национального характера, иллюстрации к произведениям народного творчества, народные игрушки разных стран, предметы народного быта, национальная одежда, произведения национального искусства.
Проект – форма более углублённого изучения проблемы. Учащиеся совместно со взрослыми, открывают новый практический опыт. Анализируют и применяют полученные знания в различных детских видах деятельности.
Викторины и конкурсы – формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Проверяются знания детей. Викторины «Сказочная Русь» (раздел «Наша Родина – Россия»), «Свой край люби и знай» (раздел «Родной край»).
Оформление выставок – тематические выставки по странам, а также выставки детского творчества.
В Программе применяются современные методы обучения и воспитания:
– объяснительно-иллюстративные методы – материал разъясняется, иллюстрируется примерами и демонстрируется посредством информационно-коммуникационных технологий;
– проблемно-поисковые и исследовательские методы – отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем целенаправленных наблюдений, решения познавательных и практических задач и проведения экспериментов;
– методы стимулирования – соревнование, поощрение и др.
Благодаря данным методам, воспитанники не только применяют усвоенные ранее знания и умения, но и самостоятельно ищут новые решения и творческие подходы.
Интегрированное обучение формирует комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию способностей его учеников, позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков (занятий).
Пример интегрированного занятия.
«Лети, лети лепесток…Стороны света. Северный и Южный полюс»
(раздел программы «От неба до земли»).
Интегрированное занятие (занятие – путешествие):
– развивает потенциал учащихся;
– стимулирует их мыслительную деятельность;
– побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
– способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
– снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Коммуникативное взаимодействие в командных играх «Флюгер», «Волшебные буквы».
Формирование основ безопасности. Первые правила поведения на морозе и при обморожении.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность. Выявить взаимосвязь измерительных устройств, инструментов со сказочными предметами. Сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок» – прообраз метеорологического прибора для измерения направления и скорости ветра – флюгера. Волшебный клубок ниток из русской народной сказки «Царевна – Лягушка» – дальний родственник компасу, устройству, облегчающему ориентирование на местности.
Ознакомление с предметным окружением: изобретение флюгера и компаса.
Ознакомление с миром природы. Животные – символы Северного и Южного полюсов (белый медведь, пингвин).
Формирование элементарных математических представлений. Понятие «величина» при сравнении размеров материков.
Речевое развитие
Развитие речи. Обогащение словарного запаса по теме: стороны горизонта, флюгер, компас, Северный и Южный полюс.
Заучивание наизусть стихов – запоминалок «Материки», «Стороны горизонта».
Приобщение к художественной литературе. Знакомство детей со сказками: А.С.Пушкин «Сказка о Золотом петушке», В.Катаев «Цветик – семицветик», русская народная сказка «Царевна – Лягушка»
Художественно – эстетическое развитие
Изобразительная деятельность. Раскраска с заданием: раскрась ту волшебную вещь, к которой ведёт ниточка волшебного клубка.
Музыкальная деятельность.
Песенка про стороны света (Песенки для малышей. Развивающие песенки и мультики для детей. https://youtu.be/rIakJf3gkB0)
Песня к сказке В.Катаева «Лети, лети лепесток» https://youtu.be/IctAZFKAqUY
Физическое развитие.
Игра по командам «Флюгер» Направление рук на заданную сторону горизонта
Игра по командам «Волшебные буквы». Магнитные буквы по сторонам света СЮЗВ передаются по кругу (у каждой команды – свой круг). По сигналу педагога дети, у которых оказались в руках буквы, на скорость должны выставить их на магнитной доске, правильно определив стороны горизонта.
Игра «Холодно – жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Холодно (напрягаем мышцы туловища). Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись (расслабление мышц туловища).. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза.
Компьютерная презентация к занятию, видео урок: География «Шишкин лес», занятие 3 «Стороны света»