Замалдинова Лилия Нургалиевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»г. Набережные Челны
Методическая разработка содержит теоретический материал и практические советы по применению в педагогической практике при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми начальной школы.
Цель: увековечение памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне на примерах участия жителей Республики Татарстан на фронте и в тылу.
Задачи:
– воспитание у школьников патриотизма в процессе показа героизма Советской армии, всего советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками;
– формирование гордости за работников тыла в процессе рассмотрения их вклада в победу над врагом;
– формирование гордости за жителей Республики Татарстан в процессе рассмотрения и
Планируемые результаты:
– формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли).
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, эвристический.
Ход проведения классного часа
- Организационная часть
– Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы друг другу.
(Звучит куплет песни «День Победы»)
- Основная часть
– Какой праздник готовится встречать вся страна? (День Победы)
– Ребята, а когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941г)
– Кто напал на нашу страну? (фашистская Германия)
– Когда и чем окончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года Советские войска одержали победу над фашистской Германией)
– Ребята, как вы думаете, благодаря кому наша страна победила в Великой Отечественной войне?
– День 22 июня 1941 года стал поворотным в судьбе нашей страны. Спокойная довоенная жизнь ушла в прошлое, оставив о себе лишь воспоминание. Личные заботы, мечты стали вдруг мелкими и незначительными, отодвинулись на задний план. Все мысли людей обратились на общую беду, на то, как с ней справиться. И встала страна против озверелого фашизма. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» объединил всех в борьбе за свободу своей великой Отчизны.
– Сегодня мы поговорим о роли тыла в победе над фашистской Германией. Что такое тыл? Сверим наши определения с толкованием в словаре С.И.Ожегова. (Тыл – это территория страны за линией фронта).
– С каждым днём для фронта нужно было всё больше боеприпасов, снарядов, продовольствия, поэтому жизнь в тылу была подчинена главному девизу: «Всё для фронта, всё для победы!», так и называется наш сегодняшний классный час.
- Работа в группах
– Неразрывная связь фронта и тыла в военные годы наиболее ярко проявилась в движении в помощь фронту. Воюющая армия опиралась на поддержку гражданского населения, получая от него постоянную помощь.
– Какую помощь оказал народ нашей республики во время ВОВ? На этот вопрос мы ответим по окончании нашего классного часа.
Давайте составим план работы.
– Сформулируйте цель нашего занятия. Что мы будем сегодня делать? Какие задачи поставим перед собой?
Каждой группе необходимо:
1. Изучить текст сообщения по историческому событию Великой Отечественной войны выбрать информацию, которая понадобится для защиты.
2. Рассмотреть и выбрать фотографии и картины для проектов.
3. Наклеить на ватман историческую справку и фотографии.
4. Выбрать ответственного для защиты проекта.
Мы будем работать с информацией, полученной из книги «Татарстан: все для фронта, все для победы». Каждая группа получит одинаковый пакет с текстом и иллюстрациями.
Задача первой группы – выбрать материал, рассказывающий о шефстве над Сталинградом и Сталинградской областью.
Задача второй группы – выбрать материал, рассказывающий о сборе теплых вещей для фронтовиков.
Задача третьей группы – выбрать материал, рассказывающий о шефстве над воинскими частями: письма и подарки на фронт.
Выбранный материал, вам нужно оформить, разместить и приклеить на плакате. Затем представители каждой группы защитят свою работу.
Информация для плакатов
Значительную помощь труженики Татарстана оказывали освобожденным от фашистов регионам. После разгрома немецких войск под Сталинградом город и вся область были полностью разрушены и разграблены. Руководство области обратилось за помощью. Татарская АССР одна из первых откликнулась на эту просьбу, взяв шефство над Дзержинским районом Сталинграда. 28 марта 1943 года из Казани в Сталинград был отправлен первый эшелон в составе 62 вагонов со строительными материалами и оборудованием. На восстановительные работы выехали 156 человек- инженеры, техники, рабочие. Сталинграду помогал каждый коллектив нашей республики.
Фото (приложение 1,2)
С приближением первой военной зимы 1941-1942 гг. по инициативе женщин Сталинского района Москвы в стране развернулось движение за сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Полагая, что даже малая толика помощи может пригодиться фронтовикам, люди несли валенки, джемпера, теплое белье, тулупы и т.п. Не отставали от взрослых и школьники. Лариса Хасанова, в дни войны учащаяся средней школы г Казани, вспоминала: «Повсеместно была развита помощь фронту. Мы шили кисеты и вязали для бойцов варежки и носки, собирали и приносили теплые вещи для отправки солдатам на фронт. При этом материальное положение некоторых семей было настолько плачевным, что одну пару валенок или одну телогрейку носили по очереди .Но , несмотря на колоссальные повседневные тяготы, татарстанцы делились с бойцами даже жизненно необходимым. Ими двигало искреннее и горячее желание помочь Красной Армии скорее разгромить врага, ради этого они были готовы на любые жертвы.
Фото (приложение 3,4)
Стремление поддерживать постоянную связь с фронтом вызвало к жизни еще одно патриотическое начинание – шефство над воинскими частями. Татарстанцы шефствовали над Калининским фронтом, сформированными в республике 146-й, 334-й стрелковыми дивизиями. Часто к подаркам прилагались письма. Особый душевный подъем испытывали бойцы, когда по случайному совпадению посылки приходили от земляков. Письма, телеграммы, ежедневно направляемые на фронт, являлись важнейшим фактором поддержки воинов. Нередко эшелоны с подарками для бойцов отправлялись на фронт в сопровождении делегаций из представителей различных организаций. Посланцев Татарстана тепло встречали в воинских частях. Фронтовики рассказывали им о своих боевых достижениях, а труженики тыла отчитывались о победах на производстве.
Фото (приложение 5,6)
- Обобщение и систематизация знаний учащихся
Деятельность учителя: организует защиту проектов, проводит анализ, помогает систематизировать материал занятия и сделать вывод, предлагает учащимся оценить личные результаты. Организует групповую работу, обмен мнениями о историческом ценности сражения или события. Отмечает хорошую работу учащихся.
Деятельность учащихся: организуют вместе с учителем выставку работ, рассказывают о исторических событиях, обсуждают получившийся результат, отвечают на вопросы учителя, систематизируют и подводят итоги занятия.
– В годы войны тружеников тыла, которые обеспечивали своим доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне награждали медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». (Открываю на плакате медаль).
– На лицевой стороне медали изображён верховный главнокомандующий И.В.Сталин, по окружности медали надписи: «Наше дело правое», «Мы победили». На обратной стороне медали написано «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
– Ребята, с экранов телевизоров вы часто слышите, что вся наша страна готовится к празднованию 75летию Победы. Многие трудовые коллективы перечисляют денежные средства на организацию праздника. Подумайте, а какой посильный труд могли бы вложить вы при подготовке к празднику? (забота о ветеранах, тружениках тыла, изготовление праздничных открыток, уборка территории школы, парка, города, озеленение улиц, отличная и хорошая учёба).
- Заключительная часть
– Итак, ребята, благодаря кому наша страна победила в Великой Отечественной войне?
Татарстан являлся одним из важнейших военно-промышленных арсеналов Советского государства. Татарстан обеспечивал фронт боеприпасам, вооружением, снаряжением, и продовольствием. Жители Татарстана, его сыны и дочери достойно выдержали тяжелые испытания военного времени. Каждый день они ковали оружие победы в заводских цехах и научных лабораториях, на полях колхозов и совхозов.
– Предлагаю голубей, как символ мира, которые у вас лежат на парте приклеить к нашему плакату. Но сначала напишите на них свои пожелания ветеранам.
(Звучит музыка «Не отнимайте солнце у детей»)
– Я благодарю вас за работу. Желаю вам и вашим семьям мира, чистого неба над головой и мирного труда.
Использованная литература
- Жиренко О.С., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. «Я-гражданин России!». Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2016 г
- Иванова Е.Ю. «100 игр, сценариев и праздников». Москва, «Аквариум», 2017 г.
- Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание.– М.: ВАКО, 2017 г.
- Поэзия Великой Отечественной войны. Сборник стихотворений.
- Савинова С.В. «Праздники в начальной школе». Волгоград, «Учитель»,2019 г.
- Словарь С.И. Ожегова
- Интернет-ресурсы
Приложение 3
Приложение 4
Приложение1,2
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7