Нургалиева Люция Ирековна
учитель истории
МБОУ Школа № 132
г. Казань, Республика Татарстан
В условиях реализации ФГОС важное место в учебном процессе занимает организация самостоятельной работы учащихся, направленной на овладение знаниями и умениями. Учитель, применяя системно-деятельностный подход, выполняет роль организатора, контролирует выполнение учащимися заданий.
В процессе данной работы важно уделить большое внимание развитию у детей читательских компетенций. Это важно как для усвоения нового материала, так и для формирования межпредметных связей. В ходе урока нужно научить ученика видеть текст, понимать его содержание и применять знания на практике, показывая уровень сформированности читательских умений.
На своих уроках, на наш взгляд, учитель должен уделять большое внимание подготовке учащихся к выступлению. С этой целью целесообразно уступить свое место ученику и позволить ему управлять учебным процессом, что осуществляется при изучении некоторых тем (например, «Северная война», «Внутренняя политика Петра Великого») в рамках предметной недели, либо в процессе деловой игры. Дети, примеряя на себя роль учителя, строят объяснение нового материала и формулируют вопросы, направленные на проверку восприятия учебного материала. Остальные учащиеся должны внимательно слушать, а при ответе на вопросы могут опираться на текст учебника. Практическое осуществление этой методики показывает, что учащиеся очень ответственно подходят и к подбору материала, и к чтению специальной литературы по истории, формируют в себе не только читательские, но и коммуникативные умения.
Большую помощь в усвоении учебного материала и формировании читательских компетенций оказывает применение специальных карточек по темам, задания в которых расположены в такой последовательности, которая дает возможность поэтапно, выполняя задания различного уровня сложности, усвоить новую тему. Такую карточку можно использовать с учащимися на уроке вместе, в группах или дать в качестве самостоятельной работы. Чтобы выполнить задания, ученик должен будет прочитать текст и найти ответ на вопросы. Карточка может содержать самые различные задания:
- Найти ответ на вопрос по тексту учебника.
- Рассмотреть фрагмент текста и вставить пропущенные слова из текста параграфа.
- Соотнести даты и события.
- Выполнить сравнительный анализ исторических событий.
Приведем пример такой карточки по теме: «Восточные славяне и их соседи» (см. Приложение).
Учитель истории должен обращать самое пристальное внимание на формирование умений формулировать причинно-следственную связь (Например, в 5 классе показать влияние природно-климатических условий на род занятий населения страны или в 6 классе – влияние процесса разложения родовых общин на процесс формирования Древнерусского государства), приводить аргументы, которые нужно подтверждать фактами. Опираясь на текст учебника, учащийся должен уметь сравнивать исторические факты. Например, в 5 классе найти различия письменности в Двуречье и Древнем Египте. Сначала назвать, а потом найти в тексте доказательства, выделить предложение, подтверждающее сказанное. Это позволит учителю проверить глубину понимания текста на уроке.
Большое значение для формирования читательских компетенций имеет работа с исторической картой. Она должна осуществляться систематически на уроках истории. Умение читать историческую карту позволяет, на основе легенды карты, извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятий людей; описывать границы государства, направления военных походов; показывать местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.); заполнять контурные карты по предложенным заданиям. Только так можно добиться хороших результатов.
Н.И.Ворожейкина, специалист по проблемам методики изучения курсов отечественной истории в школе, показывает, как постепенно с 5 по 9 класс идет накопление знаний и развитие умений по работе с картой. По ее мнению, уже в 5 классе дети должны получить элементарные знания по чтению исторической карты:
1) знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты;
2) представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ государств, в рамках оговоренного на карте периода);
3) «чтение» исторической карты с опорой на ее легенду;
4) знакомство с картосхемой и ее условными обозначениями; 5) знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты.
На уроках учителю важно применять такие задания, которые позволят диагностировать уровень картографических знаний и умений учащихся локализовать исторические факты на карте, внесут посильный вклад в развитие образной и смысловой памяти, логических способностей, воображения. Для этого можно попросить ученика выйти к доске, найти страну на карте и сформулировать причинно-следственную связь.
Каждый учитель в своей работе должен использовать историческую карту, картосхему и контурную карту на уроках истории. Только так он сможет добиться более глубокого понимания события или явления истории и качественных результатов на ЕГЭ по предмету. Опыт работы показывает, что если следовать правилам и принципу непрерывности процесса работы с исторической картой в 5-11 классах, то можно добиться формирования у учащихся умения самостоятельно работать с картой. Такой ученик становится помощником учителя на уроке.
Большой интерес к истории вызывает у учащихся работа с историческими документами. Прежде чем обратиться к документу, учитель даёт его краткую характеристику, говорит, когда и кем он составлен, что ребята узнают из него. Обучающимся предлагается прочитать документ, проанализировать и ответить на вопросы к нему. Эта работа помогает определить: насколько хорошо усвоили ребята тему или раздел. Достигается принцип наглядности в обучении, когда обучающиеся знакомятся с внешним видом документа, с языком и стилем написания. Исторический документ придаёт рассказу преподавателя образность, делает ещё более убедительными выводы. Значимость документа заключается ещё и в том, что с его помощью можно воссоздать точные картины прошлого, почувствовать дух прошлой эпохи, расширить кругозор. В ходе анализа статей у ребят формируется интерес к истории. Очень полезно дать возможность сравнить два исторических документа. Так, на уроке истории можно предложить сопоставить статьи Соборного Уложения 1649 года с указами 1597 года и проследить, что изменилось в положении крестьян к середине XVII века. В ходе такой работы, учащиеся устанавливают связь между пройденным и новым учебным материалом, пытаются проследить изменения на каждом этапе закрепощения крестьян. Преподаватель получает чёткую картину качества знаний ребят об основных этапах оформления крепостного права в России.
Все формы работы, направленные на повышение читательской компетенции школьников, должны осуществляться системно, иметь регулярный характер, опираться на разнообразные виды деятельности. История как учебный предмет имеет для этого широкие возможности.
С 5 класса детям очень нравится работать в группах с рабочими карточками, в роли учителя объяснять ход исторических событий всему классу с опорой на историческую карту. Уже в пятых классах наблюдается умение быстро находить нужную информацию в тексте, построить логический рассказ по теме, сформулировать по любой стране и периоду причинно-следственную связь, понимание различия между аргументом и фактом. При таком подходе к обучению мы наблюдаем положительную динамику в уровне сформированности читательских компетенций, на основе которых в старших классах возможно совершенствование знаний и умений, способствующее более глубокому изучению предмета.
Библиографический список
- Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №9. – С. 31.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. – 384 с.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – 240 с.
Приложение
Рабочая карточка по предмету История России
по теме: «Восточные славяне и их соседи» (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России 6кл. Ч. 1 -М.: Просвещение, 2016., параграф 3)
Проблема: Какие предпосылки образования государства у восточных славян вы можете назвать?
№ 1. Используя текст учебника на с. 22-23, выполните сравнительный анализ и подберите к каждому государству правильные предложения:
Тюркский каганат |
Хазарский каганат |
Великая Булгария |
А. Образовалось в VII веке в Нижнем Поволжье. Б. Занимало пространство от Монголии до Волги. В. Жители подчинённых территорий платили дань. Г. Столица Итиль. Д. Образовалось в VII веке на территории от Кубани до Днепра. Е. Разделилось на две части: одна ушла на Дунай, а другая в Среднее Поволжье. |
Региональный компонент*
- Найти на с. 23 факт из истории Волжской Булгарии.
- Как ты думаешь, какое название она стала носить в XVI веке?
№2. Выступление учащегося с вопросом «Каковы основные точки зрения о происхождении восточных славян?»
№3. С опорой на текст учебника на с. 26 и карту на с. 28 выполните задания:
- Определите пропущенные слова и напишите в тетрадь (цифра – слово).
___________ (А) племена выделились из ____________ (Б) племён во II тысячелетии до нашей эры. Они разделились на балтов и _____________ (В). Территория, на которую они заселились, простиралась от реки _____________ (Г) на западе до реки ________ (Д) на востоке. В V – VI века славяне разделились на ____ (Е) ветви.
- Прочитайте учебник на с. 21 – 22 (пункт 4) и ответьте на вопросы:
– В чём, по мнению историков, состоит главная причина Великого переселения народов?
– Каковы были последствия этого переселения для мировой истории?
3) Соотнесите представителей народов и ветви, к которым они относятся:
Представители (народы) |
Название ветви славян |
|
А) западная |
Б) восточная |
|
В) южная |
№ 4. Чтение исторической карты (на с. 28) и выполнение задания:
1) Соотнесите историческую карту на с. 28 и карту-схему и определите, какими цифрами обозначены места расселения племенных союзов восточных славян: полян, ильменских словен, вятичей, полочан, древлян, дряговичей, уличей, тиверцев, северян, бужан.
2) Соотнесите названия племенных союзов восточных славян и места их расселения.
Племенной союз |
Место расселения |
1. северяне |
А. По Западной Двине, город Полоцк |
2. древляне |
Б. Севернее полян, по среднему течению Днепра, рядом с Черниговом |
3. полочане |
В. По реке Припять в лесах |
4. словене |
Г. Рядом с озером Ильмень |
5. дряговичи |
Д. По среднему течению Днепра, рядом с Киевом |
6. поляне |
Е. По реке Южный Буг |
7. бужане |
Ж. Между реками Припять и Западная Двина, в болотах |
8. вятичи |
З. по реке Ока |
3) Покажите на карте территории расселения восточных славян.
№ 5. Найдите на с. 27-28 учебника основные системы земледелия у восточных славян.
- Проведите анализ текста на с. 27.
– Как вели хозяйство в лесной полосе? Приведите примеры из текста параграфа.
– Сделайте вывод. По данным примерам (фактам) о чём можно сказать?
- Какое новое слово встретили в тексте учебника на с. 30? Что такое бортничество?
№ 6. Выступление учащегося на тему «Быт, нравы и духовный ми восточных славян»
- Соотнесите название и значение богов.
Бог |
Значение |
А. Перун |
1) Скотоводство |
Б. Ярило |
2) Богиня плодородие |
В. Макошь |
3) Бог Солнца |
Г. Велес |
4) Бог грома и молнии |
Д. Стрибог |
5) Бог вера |
- О каких последствиях языческой веры для восточнославянских племенных союзов можно предположить? Почему?
№ 7. Прочитайте учебник на с. 32 и с опорой на карту ответьте на вопросы:
- Как первоначально жили восточные славяне?
- Что пришло на смену родовой общине?
- Сделайте сравнительный анализ. Чем отличалась соседская община от родовой общины
- Какова система управления общиной?
- Кем была представлена знать периода военной демократии?
- Объясните смысл слов «военная демократия»?
№ 8*. Установите причинно-следственную связь событий с опорой на изученный материал:
- Объясните, как возникновение имущественного неравенства (периода военной демократии) стало причиной образования государства у восточных славян?
- Объясните, как разложение родовой общины стало причиной образования государства у восточных славян?
Ответ оформите по образцу:
По причине _______ – установила _______ – это привело к тому, что ________ .
№ 9. Как бы ты ответил на проблемный вопрос – «Какие предпосылки образования государства у восточных славян можешь назвать?»
Домашнее задание:
1) параграф 3 пересказ
2) термины выписать и запомнить
3)*составить причинно-следственную связь по теме
4)*подготовить сообщение по теме «Русские князь», используя аргументы и факты
Карточка – задание по теме «Реконкиста» (Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 кл. М.: Просвещение, 2020 г., параграф 22)
№ 1. Прочитайте учебник на с. 184 и с опорой на карту (на с. 186) ответьте на вопросы:
- В каком веке арабы захватили Испанию?
- На каком полуострове располагалась Испания?
- Мусульманские правители вскоре отделились от арабского халифата. Образовался Кордовский эмират. Какой титул стал носить правитель мусульманских владений в Испании с X века?
- Как местные жители называли арабов?
№ 2. Прочитайте учебник на с. 185 -186 и ответьте на вопросы:
- Сформулируй определение понятия «Реконкиста».
- Сколько столетий длилась Реконкиста?
- Соотнеси участников, из числа местных жителей и их приобретения в ходе войны:
Участники |
Приобретения |
|
А) самоуправление |
|
Б) новые земли |
|
В) личную свободу |
№ 3. Прочитав с. 187 учебника и рассмотрев карту на с. 186, определите пропущенные слова и запишите в тетрадь (цифра – слово).
В ходе _(1)____ в центре _(2)____ полуострова образовались христианские королевства _(3)______ и _(4)_______ , а в горах _ (5)_________ . На западе выделилось королевство Португалия.
В конце XI века христиане заняли город _ (6)____, ставший столицей _(7)_____ королевства. Арагон завладел мусульманским городом _(8)_____ . Столицей Португалии стал _(9)___.
№ 4. Прочитайте учебник на с. 188 учебника и напиши ответ на вопрос:
Когда и в каком сражении мавры потерпели сокрушительное поражение и лишились всех своих владений, кроме Гранадского эмирата? (год – место сражения – итог).
№ 5. Прочитайте учебник на с. 188 (пункт 3) и сформулируйте определение термина «кортесы».
№ 6. Прочитайте учебник на с. 189 и ответьте на вопросы:
- Кто правил в Кастилии?
- Кто правил в Арагоне?
- Какое событие произошло в 1479 году? (напишите дату и объяснение).
- Какова судьба Наварры?
- Когда окончательно мавры были изгнаны с Пиренейского полуострова?
- Какие два христианских государства остались на Пиренейском полуострове? (на с. 190)
№ 7. Прочитайте учебник на с. 189-190 и ответьте на вопросы:
1) Кто был изгнан из Испанского королевства?
2) Напишите имя великого и беспощадного инквизитора Испании. Как называлась казнь еретиков в Испании?
№ 8. Сформулируйте аргумент и подберите соответствующий ему факт по данной теме.
Домашнее задание: 1) Прочитать и выучить с пересказом параграф 23; 2) составить подробный опорный, схематичный конспект по параграфу). Запомните иллюстрацию на с. 188 (замок, в котором венчались Изабелла и Фердинанд).