Аршаулова Татьяна Сергеевна
учитель физики
МБОУ «Гимназия №1»
Менделеевского муниципального района
Республики Татарстан
г. Менделеевск
Введение
Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, наблюдаются и в сфере образования. В настоящее время перед обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности.
Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
- Понятие функциональной грамотности
Функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности.
На данный момент не существует конкретной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата.
Перед системой образования сегодня стоит серьезная задача – воспитать и обогатить школьников теми знаниями, которые помогут стать им успешными. Поэтому и возникла необходимость в формировании компетенций XXI века. Новые методы обучения, преподавания, сами предметные знания и общие навыки, о которых еще недавно говорили, как о желательных, сегодня требуют немедленного внедрения.
«В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий…» (п. 35.2).
Что такое функциональная грамотность? Кто является функционально грамотным человеком? Может, это просто новое модное направление в сфере образования и не стоит погружаться в изучение этих вопросов?
Нельзя сказать, что понятие «функциональная грамотность» возникло совсем недавно, у него есть своя большая история, что позволяет найти в нем то, что максимально отвечает требованиям сегодняшнего времени и взять оттуда наиболее ценное и полезное.
Это понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году.
Толчком этому послужила общемировая потребность перевести образование в практическое русло, сделать знания и навыки, получаемые школьниками в процессе учебы, ресурсом для их последующей активной социализации.
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
- Формирование функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности – безусловно, сложный, многосторонний, длительный процесс.
Какие методы обучения учитель будет использовать при формировании естественнонаучной функциональной грамотности, зависит от его возможностей и условий. Наиболее эффективным будет совокупность разных методов и подходов (практические и лабораторные работы, работа с приборами, самостоятельная работа и работа под руководством учителя).
Учащиеся должны решать задачи, так как именно умение решать различные предметные задачи на уроке и вне урока, в различных жизненных ситуациях составляет основу формирования функциональной грамотности. Формирование этих качеств начинается в процессе решения простых задач, затем более сложных по конкретной теме.
Одним из направлений в развитии функциональной грамотности является использование интерактивного оборудования на уроках. Кабинет физики в любой школе – это помещение, которое максимально насыщено приборами и лабораторным оборудованием.
Измерительный комплекс кабинета физики оснащается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений, способствует формированию такого важнейшего общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования, позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе урока.
Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей?
Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
- образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1)добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3)оценивать свое знание-незнание;
4)стремиться к саморазвитию.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
- Тестовые задания
- Практическая работа
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательская деятельность
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
- Составляющие функциональной грамотности
В составе функциональной грамотности выделяются:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
- Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
- Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
- Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики
Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
Формирование естественно-научной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях.
1. Интегративность, непрерывность и преемственность в формировании естественно-научной грамотности на всех этапах общего образования.
2. Реализация четырех взаимосвязанных направлений:
– интеграция учебных дисциплин естественно-научной и социальной направленности с учетом современных достижений науки;
– включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественно-научной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественно-научной направленности;
– межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция в различных сферах жизнедеятельности;
– организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т. ч. в процессе сетевого взаимодействия.
Наибольшим потенциалом в развитии естественно-научной грамотности обладают практико-ориентированные задания. Под практико-ориентированными заданиями понимают задания из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.
Цель этих заданий – сформировать умение действовать в социально значимых ситуациях.
Практико-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности при решении «жизненной» или профессиональной задачи. Например, на уроках физики при рассмотрении темы «Расчет количества теплоты» можно предложить учащимся рассчитать количество теплоты, которое они выделяете в окружающее пространство, когда жарко и поглощают, когда холодно.
При разработке практико-ориентированных заданий необходимо учитывать:
1) формулировка условия задания должна быть в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов математики, физики, химии других наук или жизни;
2) информация должна быть представлена в различных формах (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что требует распознавания объектов;
3) задание сформулировано таким образом, что включает многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы. Вместе с тем, практико-ориентированные задания должны: соответствовать программе определенного предмета, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством. Понятия, термины должны быть доступными для учащихся. Содержание и требование задания должны быть реальны, решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни, доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей, иметь открытую цепочку последовательных вопросов. Использование на уроках интегрированных лабораторных и практических работ тоже способствует формированию естественно-научной грамотности, а также позволяет освоить учащимися экспериментальную составляющую научного метода познания и выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений.
Например, изучая на уроках физики тему «Первый закон термодинамики» можно рассмотреть этот закон применительно к человеческому организму – «Человек как термодинамическая система», установить межпредметные связи с биологией, технологией, ОБЖ и выполнить интегрированную лабораторную работу, в ходе которой учащиеся приходят к выводу, что все виды работ в организме совершаются за счет эквивалентного количества энергии, выделяющейся при окислении питательных веществ. Активное применение видеоматериалов на занятиях различного рода способствует повышению мотивации обучающихся, а также их познавательной активности. Актуальность применения фрагментов фильмов на уроках объясняется, в том числе, наличием у современного поколения «клипового мышления», которое, по мнению ученых, отличается фрагментарностью. Аудиовизуальное восприятие информации облегчает ее понимание. Кино имеет возможность влиять на то, как учащиеся видят и понимают мир. Оно может управлять ими, показывать самих себя со стороны и приводить к переживанию широкого спектра эмоций. Кино способно заставить забыть о том, что происходит вокруг, открыть для учащихся новые миры, может дать импульс задуматься о мире, в котором они живут. Создатели кино выбирают кадры, музыку, конструируют историю, выбирают повороты сюжета и то, как их преподнести. Учащиеся как зрители, могут входить в диалог с фильмом, который смотрят.
Заключение
Современные подходы в образовании, ориентированные на результат, требуют изменений в учебной подготовке учащихся.
Данная статья посвящена развитию естественнонаучной грамотности, которая предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Необходимо использовать опыт, полученный во время международных исследований. Анализ их целей и особенностей их инструментария, позволяет выявить трудности с заданиями, которые встретились учащимся при проведении международных исследований, и на которые рекомендуется обратить особое внимание при проведении учебной работы с учащимися.
Список литературы
- Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Земля и космические системы. Тренажер. 7-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова ; под ред. И.Ю. Алексашиной. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2021.
- Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцева ; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М.: Просвещение, 2020.
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира. // Вопросы образования. №3, 2008.
- Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003/ под общ. ред. Каспржака А.Г., Поливановой К.Н. М.: Логос, 2006.
- Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А. Российское школьное образование: взгляд со стороны (психолого-педагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном исследовании PISA-2000) // Вопросы образования. 2004. №1
- Краткие итоги исследования PISA-2018// Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2018. [Электронный ресурс]. www.centeroko.ru
- Основные результаты международного исследования PISA-2015 // Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2016. [Электронный ресурс]. www.centeroko.ru
- Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. №1. С. 79-109