Сапарова Эльмира Маликовна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества
«Ново-Савиновского р-она г. Казани
Цель – формирование у воспитанников интереса к освоению новой техники и применения её на практике.
Тип проекта: долгосрочный
Задачи:
Обучающая:
– изучить народные традиции, связанные с историей техники кинусайга;
– научить работать с тканью при создании выразительных образов через освоение новой техники.
Развивающая:
– Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении техники кинусайга и ее роли в современном оформлении интерьера.
– Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании декоративных панно.
Воспитательная:
– Воспитывать чувство уважения к культуре народов мира.
– Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству через использование данного вида рукоделия.
• материально-техническое оснащение:
текстильный лоскут, отделочные материалы, листы пенопласта, клей-карандаш, фломастер ,распарыватель, канцелярский нож или скальпель.
• учебно-методическое оснащение:
конспекты занятий, методические рекомендации по изготовлению техники кинусайга, образцы работ в этой технике
• информационное-техническое обеспечение:
компьютер, тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению панно в технике кинусайга), фотографии образцов работ японских мастеров
II.Вводная часть.
Декоративно прикладное творчество является важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, которое позволяет нам сделать окружающий мир интереснее, ярче, насыщеннее и красивее! Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, развиваются творческие способности детей.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Чтобы сформировать компетентность учащихся в таком виде искусства, как декоративно – прикладное творчество, необходимо применять активные методы обучения. Технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних учащихся.
Занятия лоскутной мозаикой способствуют развитию детской фантазии, образному мышлению, эстетическому вкусу, а также развитию личности.
Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создаёт соответствующий эмоциональный настрой. Практическая значимость работы для учащихся достаточно высока.
Структура и логический ход занятия способствует к побуждению детей к постоянному наблюдению, установлению закономерностей, определению личных задач, формированию собственных выводов.
Изготовление данных изделий является малозатратным, так как в своей работе мы используем бросовые материалы: лоскуты тканей и упаковочный материал (пенопласт). Используя данную технологию, мы даем «вторую жизнь» ненужным вещам и способствуем улучшению экологии окружающей среды.
Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди меняются, но природа познания остаётся прежней, как и 100-200 лет назад. Порой поток информации поступает большой очень сложный.
При знакомстве с культурой и искусством стран Востока немногие знают технику кинусайга. В европейском варианте искусство кинусайга носит более прикладной характер. У нас его называют «пэчворк без иголки», потому что используют не только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода, а также для сувенирных работ. Эта техника еще достаточно молода, но уже имеет своих приверженцев и даже успела получить профессиональное название «метод инкрустации в лоскутном шитье»..
Техника изготовления панно в технике кинусайга для современного ребёнка будет увлекательным и познавательным процессом, который создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям культуры народов мира.
Кинусайга – это своего рода синтез нескольких техник.
Это – техника аппликации, мозаика, резьба по дереву.
Иными словами, кинусайга – это техника мозаичной лоскутной аппликации . Кинусайга – художественный жанр, возникший, если можно так выразиться, на почве экономии. Вернее, японской экономности. Это первоначально был способ «утилизировать» старые отслужившие кимоно. Шёлк кимоно – ткань дорогая и красивая, хотелось придумать ей «вторую жизнь».
II. Основная часть.
Педагог: А сейчас мы с вами изготовим лоскутные панно в технике кинусайга. Вместо деревянной основы мы используем пенопласт. Перед началом изготовления изделий ознакомимся с техникой безопасности при работе с ножницами .
«Техника безопасности при работе с колюще режущими инструментами:
- Осторожно пользоваться канцелярским ножом или скальпелем.
- После проделанной работы убирать лезвие ножа.
- Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
- При работе не держать ножницы концами вверх.
- Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Материалы и приспособления
Ход работы
- Выбираем эскиз.
- Переносим рисунок на пенопласт фломастером или мягким карандашом. Толщина пенопласта не меньше 1,5 см.
- Аккуратно прорезаем канцелярским ножом все линии.
- Смазываем клеем отдельные детали рисунка
- Берём лоскут ткани подходящего цвета и размера. Проще работать с тканью, которая растягивается.
- Острым предметом вставляем ткань в линии рисунка.
- Вставляем ткань в надрезы, затем всё лишнее отрезаем ножницами.
- Окончательно прячем лишние кусочки ткани в надрезы.
- То же самое проделываем с остальными деталями рисунка. При желании, всё зависит от вашей фантазии, можно добавить разные элементы декора (стразы, цветную тесьму, мех и т.д.)
- Оформляем работу рамочкой.
Ш. Подведение итогов.
Педагог: Обратите, пожалуйста, внимание на свои работы, каждая из них отражает свою тематику. На одних панно изображены герои известных мультфильмов, на других – забавные животные, на третьих – новогодние персонажи. Есть и такие работы, в которых прослеживается любовь к родному краю. Выбрав какую-то определенную тематику, можно создать, целую серию работ. Готовые изделия украсят любой интерьер, будь это группа детского сада или актовой зал школы или Дома детского творчества. Так как изготовление панно – работа творческая, готовое изделие у каждого получились индивидуальное. Поэтому вам предлагается самостоятельно оценить свою работу и своего соседа по 5ти бальной шкале.
Практическая значимость методической разработки .
Педагог: Дома из бросового материала вы можете самостоятельно изготовить панно – сувенир, подарить его друзьям или украсить интерьер своей комнаты, а так же принять участие во всевозможных выставках.
Рефлексия
Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята!
1.Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы учащихся)
2. Как вы думаете, что еще можно изготовить из цветных лоскутов тканей?
(Обсуждение с учащимися)
Педагог: Сегодня вы познакомились с одним из видов лоскутного мастерства кинусайга, получив определенный знания, умения и навыки на занятии, вы можете продолжить эту работу самостоятельно, и научить других детей или взрослых.
Список используемой литературы:
- Дамские рукоделия. Пэчворк – искусство вдохновения – http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329\
- Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 -http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/
- Лоскутное шитье. От истоков до современности // – http://www.museum.ru/N20175
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики//М.Максимова, М.Кузьмина: М.- «ЭКСМО -Пресс», 1998. – 109с.
- Художественное лоскутное шитьё: учебно – методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил. («Школа и производство» Библиотека журнала». Вып. 21.)