Сорокина Любовь Ивановна
воспитатель
МБДОУ Пестречинский детский сад «Каенкай» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с. Пестрецы
Образовательная область:
Познавательное развитие.
Цель: Выявить знания детей об обитателях в солёных и пресных водоёмах.
Задачи:
Познавательные:
1.Формировать умение составлять небольшие описательные рассказы об обитателях подводного мира;
2.Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни;
3.Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться, или защищаться от других обитателей морей и рек;
4.Закрепить знания о свойствах воды;
5.Развивать логическое мышление, речь, воображение;
6.Прививать интерес к миру природы.
Развивающие:
1.Способствовать развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
2. Создать условия, развивать познавательный интерес к природе, к ее водным ресурсам.
3. Активизировать словарный запас детей.
4.Развивать умение активного взаимодействования со сверсниками и взрослами, умению учавствовать в совместных играх.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Развивающие задачи:
Развиваем у детей: проявление инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
Развиваем мышление, память, внимание воображение, восприятие, реализуя его в игре
Развиваем крупную и мелкую моторику, подвижность, способность контролировать свои движения и управлять ими.
Продолжать развивать умение задавать вопросы взрослым и сверстникам
Развиваем у детей умение наблюдать, экспериментировать).
Продолжаем развивать умение слушать художественную литературу.
Предварительная работа:
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа.
Материалы и оборудование: Пособия, мяч, ведро ,16 -20 картинки с изображением рыб ,стаканчики, гвоздь, камушек, кусочек пенопласта, пластиковая крышка, Деревянная палка, монета, лист бумаги, лист с дерева.
Дидактическая интерактивная ширма с речным и морским дном, мелкие игрушки или картинки обитателей подводного мира.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
I. Водная часть:
а) игра « Передай мяч и скажи какая бывает вода»
б) загадки о обитателях воды.
в) чтение стихотворение о Воде (Татьяны Жиброва)
б) дидактическая игра «Что плавает, а что тонет?» (нарисовать стрелки вниз если тонет, или вверх если нет.)
II. Основная часть:
а) беседа какая бывает вода,
б) беседа о рыбах и их среде обитания,
в) беседа о море,
г) физкультминутка,
д) составление рассказов об обитателей водоёмов,
е) работа по дидактической интерактивной ширме.
III. Заключительная часть: (рефлексивный этап)
а) узнали какие обитатели живут в солёной и пресной воде.
б) дети показали отличные знания.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте все станем в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Мы будем бросать мяч друг другу и называть слова, которые имеют отношения к воде. Вода может быть какой? (Прозрачной, цветной, мутной сладкой, безвкусной, газированной, минеральной, холодной, замёршей, кипячённой, тёплой. Чем бывает вода? (Снегом, льдом, дождём ,туманом)
2. Воспитатель: – Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, вы любите Загадки?
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно…(Сом)
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает… (Щука)
Колюч, да не еж
Кто это?… (ерш)
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине —
Щука не проглотит… (Ёрш)
3. Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно, а что объединяет всех этих рыб?
(Дети: – Они все живут в пресном водоеме)
В буйном море –океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами.
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест… (Акула)
И на суше, и на воде
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме …(Черепаха)
Через море – океан
Плывёт чудо- великан.
На спине его есть кран
Из него бежит фонтан… (Кит)
Ползёт в море паук
Восемь ног, пара рук
В руках клешни,
В глазах- испуг…(Краб)
Этот белый парашют
Волны к берегу несут.
Для неё волна-качели,
И плывёт она без цели.
Ни откуда в ни куда,
Вся прозрачная как вода… (Медуза)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет…(Морская звезда)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг…(Морской конёк)
Настоящий он циркач
Носом отбивает мяч,
Знают и француз и финн,
Любит поиграть… (Дельфин)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целый восемь рук и ног!
Это чудо …(Осминог)
4.Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно, а что объединяет всех этих рыб?
(Дети: – Они все живут в солёном водоёме)
5.Воспитатель: Дети послушайте стихотворение (Татьяны Жиброва )
Стихотворение о Воде
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
6. Воспитатель: Поиграем в игру
Игра
7.Воспитатель: Ребята мы сегодня вспомним всё, что мы знаем о рыбах и об обитателях подводного мира.
В каких водоёмах могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в реке, в озере, в море, в океане, в аквариуме.
А могут рыбы жить в болоте? (Нет не могут). Почему? (Там грязная и мутная вода.)
А чем питаются рыбы? (Хищные охотятся на мелких рыб, травоядные питаются морскими растениями.)
А что помогает рыбам передвигаться в воде? (У рыб есть чешуя, плавники, хвост, у них обтекаемая форма тела).
А что помогает рыбам дышать? (Для дыхания рыбам нужны жабры).
Ребята, а вы знаете как называются детёныши рыб? (Детёныши рыб называют мальками).
Из чего выводятся мальки? (Мальки выводятся из икринок).
А скажите, чем отличаются обитатели рек от жителей морей и океанов? (Они живут в разной воде (солёной и пресной). Речные животные имеют тёмный цвет, а морские более яркую окраску. Отличаются своими размерами. Многие морские животные могут менять свой цвет, чтобы быть незаметными).
Кто может менять свой цвет? (Осьминог, скат, морской конёк, морская звезда).
Ребята, вы просто молодцы. А давайте вместе с вами вспомним, кто живёт в реках, а кто в морях и океанах. (Ёрш, окунь, сом, угорь, пескарь, щука, рак; скат, акула, кит, дельфин, осьминог, медуза, морской конёк, морская звезда)
8. Воспитатель: Всё правильно молодцы.
9.Воспитатель: Ребята, кто из вас был на море? Расскажите, какое вы видели море?- А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей).- А можно морскую воду пить?
– Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя.
Воспитатель: А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка:
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в стороны)
Море очень глубока. (приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка»)
А воду пить – Нельзя.
Работа по дидактической интерактивной ширме
10. Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а как называют человека, который ловит рыбу? (Рыболов или рыбак ловит рыбу).
11. Воспитатель: Правильно. Вы знаете, вот у меня в ведре есть улов. Но вот как-то всё перемешалось и не понятно, что это за существа пойманы. Давайте мы с вами возьмём картинки и посмотрим, кого поймали наши рыбаки. (Воспитатель предлагает детям взять картинки с обитателями, немного рассказать о ней и поместить в свою среду обитания. Каждый ребёнок берёт свою картинку.)
Кого же поймали наши рыбаки? (дети называют, кто у них на картинках и составляют по два – три предложения к ним, затем наклеивают на дидактическую интерактивную ширму.
-У меня на картинке рыба-ёрш. Это речная рыба.
-У меня – медуза. Она живёт в море. Медуза скользкая и может обжечь.
-У меня – акула. Она хищник. Живёт акула в морях и океанах.
-У меня на картинке – рак. Он живёт в реке. У него есть клешни.
-На моей картинке осьминог. Он живёт в море. У осьминога есть щупальца.
Осьминог может менять цвет.
-На моей картинке морская звезда. Она передвигается по дну моря или океана. Морская звезда может менять свой цвет.
-У меня на картинке морской конёк. Он живёт в море и похож на маленькую лошадку.
12. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам «отпустить» наших речных и морских жителей к себе домой. И пусть они плавают, растут и радуют нас своей красотой. (Дети раскладывают обитателей на дидактическую интерактивную ширму с речным и морским дном). И скажем им до свиданья.
13. Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданиями. Обитатели солёной и пресной воды очень рады.
Рефлексия:
О чем мы с вами сегодня разговаривали?
Кто обитает в воде?
Какая вода бывает?
Какие обитатели живут в пресной воде?
Какие обитатели живут в солёной воде?
В какие игры мы сегодня играли?
Вам понравилась наше занятие?