Хуснутдинова Ландыш Ильшатовна
Преподаватель
ГАПОУ «Мензелинский Педагогический колледж имени Мусы Джалиля»
г. Мензелинск
План – конспект занятия по развитию речи
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей»
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
Образовательные:
Учить связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок. Формировать умение объединять действия на отдельных
картинках в единую сюжетную ситуацию. Совершенствовать умение строить рассказ в соответствии с грамматическими нормами языка. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями. Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами. Учить детей работать сообща, помогать друг другу;
Развивающие:
Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно- логической памяти, логического мышления; связной речи, координации речи с
движением, совершенствовать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать других,чувство взаимопомощи. Воспитание бережного, заботливого отношения к животным.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, беседы о приметах осени, чтение стихов об осени: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Трутнева «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Плещеев
«Осень наступила», А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»,
рассматривание картин, просмотр презентаций «Осень в лесу», «Листопад».
Оборудование и материалы: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), магнитная доска, большой Каврограф «Ларчик», и
«МиниЛарчики»,магнитофон, игрушка щенок.
Артикуляционная гимнастика:
«Волк зубастый»
Раз в неделю волк зубастый «Улыбка»
Чистит зубы мятной пастой, «Почистим зубки» Моет клетку, чистит вход, «Маляр», «щетка»
- коврик у ворот. «Лопаточка»
И с цветочком у дверей «Иголочка», «Чашечка» В гости ждет к себе зверей.
Но, увы! Другие звери
- стучатся к волку в двери. «Молоточком» Велика, конечно, честь,
Но опасно – могут съесть! «Улыбка»
Ход занятия:
- Вводная часть
- Эмоциональный настрой.
Колокольчик озорной, (звоню в колокольчик) Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг! Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
1.2.Оргмомент: чтение стихотворения И. Михайловой «Как обидно»
Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой – Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые Надул, надул, надул, И на деревья пестрые Подул, подул, подул! Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной Как обидно, как обидно!
Листьев нет – лишь ветки видно.
Воспитатель: – Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (об осени, листопаде).
- Ребята, а какое сейчас время года? (осень)
-Осень бывает ранняя,….(Ранняя, золотая и поздняя).
-Поздней осенью погода какая? (дождливая, пасмурная, хмурая, ветреная, прохладная, сырая…)
- Ребята, кто-то спрятался от холода в кучу сухих листьев и скулит, давайте посмотрим!
Сюрпризный момент: дети достают щенк
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, щенок совсем замерз! Давайте с ним поиграем и согреем его.
- Основная часть
Дидактическая игра «Расскажи какой щенок»
Щенок (какой?) – пушистый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, добрый, милый.
Дидактическая игра «Подбери действие».
Щенок (что делает?) –играет (весело), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (кость), лакает (молоко), прыгает
(высоко), бегает (быстро).
Воспитатель:- Вот наш щенок и согрелся от тепла ваших рук и от добрых слов, что вы ему сказали. Ребята, щенок –это наш новый друг, а так как он еще совсем маленький я предлагаю назвать его «Дружок».
- Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, о таком же бездомном щенке, как наш Дружок. Присаживайтесь на стулья. (Дети садятся на стулья).
- Дети, пока мы с вами играли, Дружок перепутал все картинки! Вы поможете расставить их по порядку, чтобы было начало рассказа, середина и конец? (Дети расставляют картинки в логической последовательности на доске).
Сообщение темы.
Воспитатель: – Ребята, сейчас мы будем составлять интересный рассказ
по картинкам «Как щенок нашел друзей», но сначала мы их внимательно рассмотрим.
Вопросы по содержанию картинок.
Воспитатель: А теперь посмотрите на первую картинку и ответьте вопросы.
-Картинка№1:
-Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили? Какая стояла погода? (дождливая) Кто изображен на картине? (грустный, мокрый щенок) Что делает щенок? (сидит, скулит) Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?
Картинка №2
-Кого вы видите на картине? Как одеты девочки и что у них в руках? Почему девочки остановились около щенка? (жалобно скулил) Как вы думаете, что решили сделать девочки? Почему подружки решили забрать щенка?
-Картинка №3:
-Кого вы видите на этой картинке? Где находятся девочки и щенок? Что он делает? Какое настроение у подружек? Как смотрят на щенка девочки? (с любовью)
-Картинка №4:
-Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?
Физминутка «Осенний дождь»
Воспитатель: -А сейчас мы отдохнем и поиграем с Дружком в игру
«Осенний дождь»
Тучи в небе кружатся; Плавно покачиваются с ноги на ногу
Что ни шаг, то лужица. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
День осенний хмуриться, Руки на поясе, повороты в стороны. Листопад на улице. Кружатся на месте.
По дороге стелется,
Желтая метелица. Легкий бег по кругу.
Дует ветер с высоты, гнет деревья до земли. Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам. (появляется Дружок)
«Гав, гав!» – разбегайтесь по домам! (Дети убегают на стулья)
Составление детьми рассказов по картинкам.
1 ребенок – начало
2 ребенок – середина
3 ребенок – конец
2-3 ребенка по серии картинок составляют целый рассказ. Воспитатель: – Ребята, а как бы вы по-другому назвали эту историю? (Варианты детей)
Анализ детских рассказов.
Воспитатель- Ребята, посмотрите, что-то наш Дружок загрустил. Он переживает за своих братьев и сестер, ведь у них нет ни дома, ни хозяина. Я предлагаю вам сделать домики для них. Поможем щенкам? (Да!) А как называются дом собаки? (будка, конура).
Воспитатель: – Ребята, подойдите к большому Каврографу. Перед вами образец: вот такую конуру мы будем делать для щенков. На нем отмечены точки (обратите внимание, что одна точка другого цвета), вам необходимо соединить эти точки с помощью липкой ленты так, чтобы получилась конура. Посередине стены прикрепляем вход. Как он называется? (лаз).
Присаживайтесь за столы. Перед вами маленькие каврографы. (Работа по зрительному образцу).
Перед тем, как начать сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону) Ребяток поджидал.(покачивают мизинцем)
«Гав», «гав»- я не пугаю Я с ребятами играю (большой и указательный палец соединяются в кольцо)
Упражнение на Каврографе «МиниЛарчике» «Соедини точки»
Воспитатель:- Ребята, подойдите к столам и приступайте к выполнению задания. (звучит музыка)
Воспитатель: – Ребята, Дружок очень доволен и благодарит вас за помощь.
- Заключительная часть.
3.1. Рефлексия.
Воспитатель:
-Что мы делали сегодня на занятии?
-Что для вас было наиболее трудным?
-Как должны люди относиться к животным?
Воспитатель:- Ребята, за Другом пришла его мама, поэтому ему пора уходить. Давайте по прощаемся с ним. (Прощаются). Как незаметно пролетели время, и наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо, ребята! Вы большие молодцы!