Иванова Ульяна Александровна
учитель-логопед
МАДОУ № 161, г. Казань
Дизартрия– нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия проявляется в следствии органического поражения ЦНС, при этом происходит расстройство двигательного речевого аппарата, именно нарушена моторная реализация речи.
Главным дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи, нарушение речевого дыхания, голоса, а также артикуляционной моторики. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая.
Структура дефекта при дизартрии
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры, а именно мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Структуру дизартрии можно разделить на:
- Спастичности
- Гипотонии
- Дистонии
Спастичность – повышенный тонус в мускулатуре языка, шее, губ, лица. При данном виде мышцы находятся в тонусе, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен. Происходит спастическое напряжение губ, в следствие спастики мышц лица, затруднение в произвольном раскрывание рта, однако может быть и обратное состояние, то есть напротив приоткрыт при таком состоянии может наблюдаться повышенное слюноотделение.
Гипотония – сниженный тонус мышц. При данном дефекте язык вялый, распластанный в полости рта, губы слабые, не смыкаются, рот обычно находится в полуоткрытом состояние. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует движению нёбной занавески и прилипанию к задней стенке глотки, в следствие чего струя воздуха выходит через нос, голос приобретает носовой оттенок. Данное проявление обозначается термином назализация.
Дистония – изменение мышечного тонуса. В состояние покоя мышечный тонус понижен, при попытке речи мышечный тонус возрастает. Данный вид искажает артикуляцию. Особенности звукопроизношения при дистонии это пропуск звуков или замена. Дистония наблюдается при гиперкинетической дизартрии.
У детей с неврологическим проявлением отмечается тенденция смешенного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Это проявляется в том, что в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в губной и лицевой мускулатуре отмечается гипотонус.
Специфические нарушения звукопроизношения проявляются в
– Стойкость нарушения звукопроизношения и трудность преодоления.
– Трудности автоматизации звуков, данный процесс требует большего. времени при коррекции, чем к примеру при дислалии. Если проводить логопедические занятия с прерывностью, то приобретённые навыки могут пропасть.
– Нарушение произношения и гласных и согласных звуков.
– Частая частота встречаемости межзубного и бокового произношения, таких звуков как: [с], [з], [ц] и шипящих: [ш], [ж], [ч], [щ].
– Дефект оглушения звонких звуков
– Дефект смягчения твёрдых звуков
– Нарушение звукопроизношения, особенно в речевом потоке; Смазанная, нечёткая речь при увеличение темпа речи.
В основном при дизартирии чаще всего встречается искажение звука в речевой деятельности.